Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Этот раздел нашего сайта будет постепенно пополняться.
Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
Архиепископ Иоанн Шаховской
В покаянии главное — это изменение сознания, такая «перемена ума», которая меняет человека и уже не позволяет ему быть прежним. Настоящее покаяние означает перемену всего человека — и его сознания, и его поведения. Тут в идеале должна меняться вся жизнь.
Исповедь (Таинство покаяния) – это Таинство Православной Церкви, в котором человек искренне кается в своих грехах в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния), а Господь их прощает. Исповедь возникла еще в ранней христианской Церкви. Как проходила исповедь раньше и как проходит сейчас? Как подготовиться к исповеди? Как решиться на первую исповедь? Мы постарались рассказать обо всем этом в наших материалах.
Покаяние — это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре. Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние, то есть — дает человеку свободу от греха.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17, Мф. 3:2) – говорит Христос. Что еще о покаянии говорится В Евангелии. Какие примеры покаяния приводит Ветхий завет? И как каялись святые?
Немедленная покаянная молитва, обращенная к Богу — вот самое действенное средство против того бесчисленного множества грехов, которое каждый из нас постоянно совершает в своем внутреннем мире. То, что не по силу нам самим – возможно с Божьей помощью.
Если приучить себя к внутренней дисциплине мысли, если каждый замеченный греховный росток в своем сердце тут же осуждать в покаянном обращении к Богу, то постепенно и в сфере поступков, и в области привычек мы обнаружим куда больше порядка и чистоты.
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2; Мф 4:17). Вот первое, что мы читаем о покаянии в Евангелии. В этих словах заключалась главное зерно проповеди Иоанна Крестителя, пришедшего на Иордан, чтобы подготовить иудейский народ к встрече с воплотившимся Богом, Господом Иисусом Христом. Этими же словами начинал Свою проповедь и Сам Христос. Есть в них, очевидно, что-то очень важное.
Слово «покаяние» русские переводчики Евангелия выбрали, чтобы объяснить греческое понятие μετάνοια (метанойя). В буквальном переводе μετάνοια — «перемена мыслей», «переосмысление». Поэтому евангельский призыв к покаянию можно передать и так: «Переосмыслите вашу жизнь, потому что приблизилось Царство Небесное».