8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова - Православный журнал «Фома»

8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова

13 мая - день памяти святителя Игнатия Брянчанинова

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха.

 

1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь к плоти — из этого следует самолюбие, неверность Богу).

2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные).

3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысл Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой).

4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).

5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).

6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).

7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава).

8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал — смерть души).

 

Читайте также: 

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

 

На заставке фрагмент картины: Иероним Босх. Чревоугодие (фрагмент картины "Семь смертных грехов и Четыре последние вещи", 1475-1480)

 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (58 голосов, средняя: 4,69 из 5)
Загрузка...
12 мая 2016
Автор: Редакция
Поделиться:

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)5 лет назадОтветить

    Михаил, для Вас слова свт. Игнатия Брянчанинова о Антонии Великом из "Отечника".

    196. Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что Авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: вложи стрелу в лук твой и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: еще натяни. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: натяни еще более. Охотник отвечал: если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил свое согласие и пошел от старца с большею пользою, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келлиям[153].

    Повесть необыкновенной важности! Все подвиги, предпринятые несоответственно силам, оставляются. Так вредно впечатление, производимое несоразмерным, оставленным подвигом, что подвижники, оставившие неумеренный подвиг, обыкновенно оставляют всякий подвиг и переходят к нерадивой жизни, к душевному расстройству. "Безмерному деланию, говорит святой Исаак Сирский, последует уныние; унынию — исступление", т.е. расстройство![154] — Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды — это называется утешением; когда в великий праздник, все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велиим, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более спокойную, нежели какую носят вообще братия, — это называется утешением. Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии, шутках и смехе, воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским. Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес твоих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12, 36-37). Горе вам, смеющимся ныне! яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 25). Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать к слышащим (Еф. 4, 29). Ниже да именуется в вас сквернословие, и буесловие, или кощуны (смехословие, шутки), яже не подобная (Еф. 5, 4). Плач — жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его — в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях.

  • Михаил
    Михаил5 лет назадОтветить

    Владимир, а прп. Антоний Великий считал по-другому 🙂

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)5 лет назадОтветить

    Зачем из 6-й главы убрали ШУТКИ? Они там есть. Между празднословием и кощунством. Святитель Игнатий называл шутки и смех постыдными грехами. Это голый факт.

  • Vitality
    Vitality5 лет назадОтветить

    lonelier
    Здесь по сути все основное, на что должны обращать верующие при подготовке к исповеди и исповедовать, от чего желать избавится. А не программа минимум для начинающего. Как я понимаю нужно по силам стараться избегать греха и страстей, каяться и причащаться (это будет давать силы и помощь от Бога), осознать свою немощь справится с ними самостоятельно, просить у Бога помощи, снова исповедовать и смирятся.
    Святые тоже нуждались в исповеди и причащались как мирские люди и монахи.

  • lonelier
    lonelier5 лет назадОтветить

    Я ещё совсем ребёнок и особо ничего не смыслю в этом, особо не углублялся в это, хотя должен был, но свои пять копеек вставлю.
    По правде я не особо понимаю, это каким же надо быть существом, как надо вести себя чтобы быть "чистым". Во всех этих 8-и страстях перечислено много того, что присутствует даже у религиозного человека в обыденной жизни.. Мне кажется, что человек, без какого либо греха, и не человек вовсе.
    Без греха не было бы жизни, как мне кажется.
    Я юн, в моей голове ветер и я мало что понимаю во всём этом, всё написанное мной можно оспорить, но я уверен в своих словах.

  • Александр
    Александр6 лет назадОтветить

    Надо жить в новом завете а не ветхом

  • Тось
    Тось8 лет назадОтветить

    И не дышать... Нет, я, как православный христианин... За.. стяжание Святого Духа, За.. стремление к святости, очищение души и общение с Богом... Но, боюсь, что подобные "подробнейшие" концентрированные, так сказать, списки, направленные на обличение греховной человеческой природы, скорее отпугнут, нежели сподвигнут человека на искоренение страстей. Разбавлять чем-то стоит. Либо указывать цели богословов что-ли: Для чего они занимались составлениями этик списков - для повышения собственного уровня, как христианина, потому, что остальную программу они уже освоили. А то выглядит, как запугивание, такая себе, анти-реклама. Хотя в Библии, а именно в Ветхом Завете - книги "Исход", совсем другая картина: "ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
    Исх.20:6. И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ ДО ТЫСЯЧИ РОДОВ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ." И почему-то многие проповедники забывают о второй части данного послания, занимаясь выдергиванием слов из контекста. Набредет, человек непросвещенный на такую статейку, и пропадет у него всякое желание дальше с темой Веры знакомиться... Конечно с него ответственности за нерадение о собственной душе никто не снимает, но попадет, я думаю и автору "запугивания". Ведь сам Христос нам способ показал, только КРОТОСТЬЮ и ПРИТЧАМИ(зарисовка из жизни третьих лиц), можно до простого человека достучаться. Т.е. он сам должен прийти к осознанию собственной греховности, покопаться в своей душе и самостоятельно определить виды и подвиды этих грехов и подгрешков-паразитов. Совесть-то на что? А обличал он именно первосвященников, которые перекрутили Закон Божий на свой манер. Людей лучше вдохновлять, а не побивать камнями. Учить прислушиваться к Гласу Божию в повседневной жизни и Бог сам подскажет, через духовное лицо-ли, либо через откровение в молитве, службе или Писании, какой дорожкой человеку идти. Главное, не гнать людей из Храма, потому, что тут Его слышно лучше всего. А без Храма, вы и сами прекрасно знаете... на что способен лукавый. Так... не стоит ему на руку играть. К этим темам, в подробностях, может приступать только весьма закаленный(прокачаный) человек, преисполненный Духа Святаго, и смотреть на вещи глазами небесными... почти святой... только так, мне кажется, можно извлечь пользу из этого составления. Это всего-лишь мои умозаключения, на данный момент, которые не претендуют на звание - истины в первой инстанции. Так, что... Простите, если, что не так. Просто мне кажется, что любую мысль изреченную человеком нужно проверять, писанием и совестью. Не умом, а именно совестью потому, что совесть - маячок данный нам Богом "Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его". Иер. 31:33 ... Закон во внутренности сердец - совесть. Спаси Бог.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь