«Давид и Голиаф», Сикстинская капелла

Почему в Псалтири столько проклятий и жестокости?

Ветхий Завет не самая «добрая» часть Священного Писания: грехопадение, потоп, плен, казни, идолопоклонство и много, много крови. Но одно дело — описание человеческих нравов до пришествия Христа, другое — молитвы человека, которого Церковь считает святым, — пророка, царя Давида.

Речь о его Псалтири, тексты которой часто используются в современном богослужении. И там есть действительно жуткие вещи для неподготовленного читателя. Например: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад (54:16), — желает врагам Давид; или: И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (142:12). И таких примеров много.

Ветхозаветная жестокость шокирует не только современников. Блаженный Августин, живший в V веке, прямо писал в «Исповеди», что чтение Ветхого Завета его «убивает». Святому понадобились 10 лет и встреча с Амвросием Медиоланским, чтобы изменить свои взгляды.

Так почему же в Псалтири можно найти столько проклятий, жестокости по отношению к врагам?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сделать пояснение, о каких врагах речь. В первую очередь, это враги Бога, которые нарушают Его заповеди. И как следствие, они становятся врагами самого псалмопевца.

А еще нужно понимать, что Псалтирь — это образец предельно честного и открытого разговора человека с Богом. Именно в силу этой потрясающей открытости, обращенности к Богу, а не безгрешности царь Давид и прославлен в лике святых.

Псалмопевец еще не знает евангельской максимы любите врагов ваших, да, вероятно, он и не мог бы принять ее в свою жизнь. Но очень важно, что суд над врагами — чего бы он ни желал им лично — Давид доверяет Богу.

То есть множество «проклятий» — как раз потому, что Давид не лукавит, а открывает Богу свое сердце как оно есть. При этом он не мстит врагам сам, а призывает на них суд Божий. И для Ветхого Завета, для мира, в котором сила решает все, это важный шаг в сторону Завета Нового.

Давид. Мать Мария (Скобцова), вышивка 1932-1940 гг.

Заметим, что так же честно Давид просит Бога наказать и его самого, если он поступил несправедливо по отношению к другим: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире… то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою (Пс. 7:4–6).

Для правильного понимания недостаточно просто читать Священное Писание — важно изучать толкования, чтобы осознавать духовный смысл, исторический контекст и аллегорическое значение некоторых сложных его мотивов и эпизодов. Псалтирь состоит не только из ненависти и злобы. Там много покаяния и того, что сегодня мы называем «криком души».

Для современного человека псалмы Давида — словно зеркало, в котором, по мере чтения, все объемнее отражается его внутренний мир с сомнениями, раскаянием, злостью, любовью. И важно не просто ужаснуться, заглянув туда, но и постараться навести в нем порядок.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (62 голосов, средняя: 4,74 из 5)
Загрузка...
3 августа 2020
Поделиться:

  • Читатель
    Читатель 1 месяц назадОтветить

    "Так ведь мир создавался без зла же, зло в мир принесли люди". Человек - первая ошибка Бога?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

      Нет. Если помним о том, что за смертью следует воскресение и что Христос говорил о будущем Царстве небесном, в котором для человечества "много обителей".

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил 1 месяц назадОтветить

    Так ведь мир создавался без зла же, зло в мир принесли люди

  • Никита
    Никита 1 месяц назадОтветить

    Денис, светлый ирий - очередная чушь из выдумок неоязычников наравне с кучей новых языческих божков. Никакие источники ранее оккультной литературы 1990-х ни о каком светлом ирии информации не содержат

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

    Для меня достаточно, что герои Троянской войны, воспетые Гомером, ни в каком не в Элизиуме. И даже олимпийским богам, чтобы сохранять могущество, нужны жертвоприношения. Это ничего общего не имеет с христианской сотериологией. Об аде известно. И он вовсе не является весь сплошным мучением. Но когда пытаются рассуждать о рае, я верю лишь святому апостолу Павлу, который честно написал, что земных аналогий для того, что ему открылось, у него просто нет.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

    Библия приноравливалась к историческому сознанию. Главное в Ветхом Завете -- иасториософия грехопадения, примеры прорыва человека к Богу, вопреки этому грехопадению и наконец (что самое главное) пророчества о приходе Спасителя. Новый завет несёт совершенно иной дух, поскольку и задача иная. Можно, конечно (у нас на сайте комментаторам нравится порассуждать-повозмущаться) над каким-нибудь архаизмом. Например, над словом "раб". Которое, впрочем, вполне можно было бы воспринять правильно и сейчас. Не только потому, что рабство по-прежнему существует, иногда скрыто, а иногда и явно, в наше время. Но и поскольку есть понятие "раб греха". Но это неинтересно тем, кто прицепился в комментариях к слову. Однако в целом, книги Нового Завета раскрываются в любой эпохе, при условии, что мы веруем во Христа Спасителя. И потому с христианами тот же святой апостол Павел общается прямо. И "его" рай уже совершенно справедливо не нуждается в аналогиях. И он невыразим в земных категориях. А у нас к тому же ещё и нет духовного опыта, благодати, которая открывает подвижникам через благодать Святого Духа рай уже тут, в их земной жизни. И мало ли какая дурная бесконечность по нраву подростку? Подростки и даже взрослые почему-то уверены, что "покой", который получил Мастер и вместе с ним Маргарита -- это хеппи-энд. Хотя на самом деле, это та самая дурная бесконечность и есть. И это не рай.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

    Денис, знать недостаточно. Надо ещё и договориться о том, в чём для нас урок. Тогда уже появляется надежда. Пока не вижу, чтобы, например, по российской истории появилось хоть какое-то общее понимание и тем более согласие. Наоборот: противоречия в восприятии только нарастают. Цикличность, кстати, тоже так себе утешение: речь о событиях типа восстания в Китае, после которого если кто оставался живой, то это было чудо.

  • Денис
    Денис 1 месяц назадОтветить

    Владимир Гурболиков, зная прошлое можно прогнозировать будущее. Так наиболее долговечны цикличные страны - цивилизации: Китай, Индия, Япония. Там нет, как крайней распущенности Содома с Гоморрой и США с ЕС, так и не посильной для большинства высоты православия Ромейской Империи (Византии) и Царства Русского. Да и Российская Империя сгинула при правлении святого царя, первого и последнего святого царя в её истории. Проще говоря, история не любит крайности, а значит и в будущем с наибольшей вероятностью останутся те же: Китай, Индия, Япония. Россия же может восстать из мёртвых, как Феникс, в каком-то новом качестве столь же отличном от РФ, как РФ от СССР, а СССР от РИ.

  • Денис
    Денис 1 месяц назадОтветить

    Владимир Гурболиков, в Библии помимо вскользь упомянутого апостолом Павлом райского мира превыше описания, подробны описаны Эдем и Небесный Иерусалим. Причём без учёта Господа нашего Иисуса Христа лучшие из языческих миров выдерживают сравнение с ними, взять тот же Авалон из кельтских легенд. Подростку этот мир светлой магии и волшебных приключений скорее придётся по-нраву, чем Эдем и Небесный Иерусалим с их плавным течением упорядоченной жизни. Светлый Ирий же вовсе создан в соответствии с исконно славянскими представлениями о Добре, Свете, Правде. При наличии выбора я бы выбрал Светлый Ирий среди вышеупомянутых, как славянин, если бы не Христос.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

    А что мы с Вами можем сказать о будущем Нью-Йорка или Лос-Анжелеса? Им вообще сколько лет? Думаю, Гоморра простояла полтысячи лет или более, как и Содом. Впрочем, уже многажды указывал, что в таких комментариях грех как категория понимается исключительно как категория вины. Это крайне узкое понимание понятия, которое включает грехопадение, понятие о падшем (основанном на постоянном преодолении энтропии) мире, первородный грех как болезненность, смертность и зависимость человека от воздуха, воды, пищи и так далее. Мы пытаемся слона определить, изучая хобот и хвостик. )

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё