Традиция исповедовать свои грехи в присутствии других людей имеет давнюю историю. Примеры покаяния, в том числе публичного, встречаются еще в Ветхом Завете. Так, праведный царь Давид исповедовал свой грех прелюбодеяния и убийства пророку Нафану (2 Цар 12:13), весь народ каялся Богу в идолопоклонстве перед пророком Самуилом (1 Цар 7:6), а по возвращении евреев из Вавилонского плена люди под руководством левитов стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедовались и поклонялись Господу Богу своему (Неем 9:3) и др.
В Новом Завете жители Иудеи открывали свои грехи Иоанну Предтече, приходя к нему креститься (Мф 3:5–6). Впоследствии многие из уверовавших приходили (к апостолам. — Е. М.), исповедуя и открывая дела свои (Деян 19:18). Наконец, апостол Иаков прямо предписывает: признавайтесь друг пред другом впроступках имолитесь друг за друга (Иак 5:16). В Древней Церкви нередко так и было. Члены христианской общины воспринимали свою общность как единый организм, Тело Христово, все члены которого связаны друг с другом, и исповедовали свои грехи перед всей общиной.
Одновременно в Новом Завете возникает понимание исповеди как таинства, в котором главным действующим лицом выступает Бог. Он принимает покаяние человека, прощает ему раскаянные грехи и дает силы для исправления. Но совершается это таинство через людей, специально поставленных для этого Господом. Сначала это были апостолы, которым Христос даровал право отпускать грехи, ниспослав им Духа Святого и сказав: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Затем этот благодатный дар апостолы передали епископам, а те, по мере умножения числа верующих, — священникам.
Хорошо, пусть покаяние в присутствии других людей имеет давнюю историю, пусть исповедь — это таинство, установленное самим Богом. Но вопрос все равно остается: зачем нужен священник, какой смысл в его присутствии? Тому есть два объяснения. Первое. Человек — существо социальное, и взаимодействие с другими людьми, включенность в социум, общение с его непременной эмоциональной компонентой составляют нашу насущную потребность. Таким создал человека Бог, сотворив не одного Адама, но и помощника, соответственного ему (Быт 2:18), — Еву. И Бог Сам действует в мире через людей.
Характерен рассказ из «Луга Духовного» Иоанна Мосха о стареньком священнике, который был не слишком сведущ в богословии и перенял чин совершения богослужения у еретиков. При этом он был человеком настолько святой жизни, что во время службы видел ангелов. Как-то раз к нему заглянул один диакон, который, заметив ошибки старца, сообщил ему об этом. Священник решил уточнить правоту сделанного замечания у ангелов и, услышав от них подтверждение слов диакона, спросил, почему они до сих пор не указали ему на его заблуждение. «Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же», — ответили ему ангелы.
В качестве второго объяснения стоит привести цитату из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Таинство веры»:
«Церковь, устанавливая исповедь перед священником, несомненно, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах, она предполагает и совет священника, а также в некоторых случаях эпитимию — наказание или нравственное предписание для уврачевания греха».
Итак, в таинстве Покаяния исповедание грехов принимает Сам Бог, Который прощает человеку грехи и подает ему благодать Духа Святого, для того чтобы в дальнейшем удерживаться от уклонения ко злу. Священник выступает в качестве свидетеля, присутствие которого помогает человеку осознать грех, раскаяться в нем и который при необходимости может дать кающемуся нужное наставление.