В редакцию журнала Фома пришел вопрос: «Как быть, если не получается насовсем оставить греховное поведение и после искреннего покаяния опять возвращаешься к старому»? Отвечаем:

Во-первых, не отчаиваться. Во-вторых, не переставать каяться в совершаемых грехах. Разберем эти тезисы подробнее.

Очень правильно, если, исповедуясь перед Богом, человек испытывает раскаяние в содеянном и одновременно решимость никогда больше так не поступать. «От кающегося требуется сокрушение о грехах, твердое намерение исправить свою жизнь», — пишет святитель Филарет Московский в «Пространном христианском катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви». Однако, действительно, многим, если не вообще всем, знакома ситуация: едва выйдя из храма, мы вновь начинаем грешить в том, в чем только что слезно покаялись. Это досадно. И тут, как говорит святитель Тихон Задонский, главное не впасть в отчаяние: ведь в том и состоит уловка диавола, что прежде греха он представляет Бога излишне милосердным, а после греха — строго взыскивающим. Но нет таких грехов, которые не утонули бы в океане милости Божией.

В Священном Писании Господь ободряет тех, кому по немощи не удалось избежать греха: Семь раз упадет праведник, и встанет, — пишет автор Книги Притчей Соломоновых (Притч 24:16). …Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? — восклицает пророк Иеремия (Иер 8:4). Дело в том, что Бог смотрит не на количество добрых дел человека, а на его намерения, на устремление к добру или ко злу. И если человек вопреки своему желанию совершает дурной поступок, но душа его все равно стремится к добру, Бог принимает его покаяние. Вот как размышляет об этом апостол Иоанн Богослов: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин 1:8–9).

Теперь что касается исповеди и покаяния. Святой Амвросий Оптинский рассказывал такую притчу:

«Один человек все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: “Он мой”. Господь же говорит: “Нет,  он каялся”. “Да ведь хоть каялся, опять согрешал”,  — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

Тут главное, чтобы покаяние и исповедь были не формальными, а искренними, сопряженными с решимостью не совершать грех, как уже указывалось выше. Бог не принимает исповедь человека, который лелеет помысл снова вернуться к исповедуемому греху подобно тому как пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет 2:22). Грешить с мыслью, что еще найдется время для раскаяния, неблагоразумно и опасно. Сам Господь сказал: бодрствуйте, потому что незнаете, вкоторый час Господь ваш приидет (Мф 24:42). Человеку не дано знать, в какой момент жизни Господь его призовет.

Но как же все-таки избежать прежних грехов? Святые отцы советуют для этого не предаваться беспечности после покаяния, а развивать бдительность к своей внутренней жизни — трезвение. Последнее же, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «приобретается постепенно, стяжавается долгим временем и трудом; рождается преимущественно от внимательных чтения и молитвы, от навыка наблюдать за собой, бодрствовать, обдумывать каждое предлежащее нам слово и дело, быть внимательным ко всем своим помыслам и ощущениям, наблюдая за собой, чтоб не соделаться каким-либо образом ловитвой греха». Бывает также, что Бог попускает человеку снова впасть в тяжкие грехи, чтобы обличить его гордыню и самонадеянность. Это нужно, чтобы, осознав свою немощь, мы учились смирению и рассчитывали не только на свои силы, но на благодать Божию, которая немощное врачует и оскудевающее восполняет.

Итак, Церковь учит избегать двух крайностей в духовной жизни: с одной стороны — отчаяния и уныния, с другой — поверхностного отношения к духовной жизни.

Читайте также:

Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать? Разговор с протоиереем Фёдором Бородиным

1
19
Сохранить
Поделиться: