В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос: «Апостол Павел пишет, что все мы виноваты в грехе Адама. Но какое я имею к этому отношение? Меня же тогда не было». Отвечаем.
Грех, совершенный Адамом и Евой, не наша вина, а наша беда. Не будучи непосредственными совершителями первородного греха, все мы несем в себе его губительные последствия. Они выражаются в поврежденности человеческой природы, искажении ее изначальных свойств, в том, что мы легко уклоняемся ко злу, болеем и умираем. Через Адама грех вошел в мир и распространился на всех его потомков. Именно этот смысл вкладывает апостол Павел в слова, что в Адаме мы все согрешили:
как одним человеком грех вошел вмир, игрехом смерть, так исмерть перешла во всех человеков, потому что внем все согрешили (Рим 5:12).
Что же случилось с Адамом, в чем заключался его грех, обернувшийся полной катастрофой для всего человечества? А случилось вот что. Господь дал человеку только одну ограничительную заповедь: не вкушать от дерева познания добра и зла. Слово «познание» тут шире и глубже, чем просто знание о чем-то. Оно предполагает не просто теоретическое представление, а погружение, практический опыт. Адам знал, что такое добро, что оно состоит в следовании воле Божией, послушании Ему. И безусловно, у него было понимание того, что зло — это противление Творцу, нарушение единственного данного Им запрета. Однако и то, и другое знание имели теоретический характер. Да, Адам пребывал в общении с Богом, возделывал райский сад, наслаждался обществом Евы, жил в гармонии с мирозданием. Но это блаженство было его естественным состоянием, не связанным с усилиями с его стороны.
Вхождение в практический опыт — неважно, зло это или добро — всегда связано с усилием, внутренней борьбой, действием воли человека. Думаю, всем знакомо ощущение, когда впервые собираешься совершить дурной поступок, например ослушаться какого-то родительского запрета. Это всегда некий процесс, внутренний диалог, даже борьба. Уклонение ко злу происходит не вдруг. Можно вспомнить святоотеческую аскетическую традицию, которая выделяет целых девять этапов вызревания греха и его перерастания в страсть, которая приводит к духовной смерти: прилог — сочетание — сосложение — борьба — пленение — совершение греха — приобретение навыка — страсть — смерть. И дерево познания добра и зла было пробным камнем, призванным помочь человеку преодолеть себя, приложить усилие, опытным путем выбрать добро, проявить доверие Богу.
Однако вместо этого человек добровольно и свободно предал Своего Творца и выбрал зло, пойдя на поводу у искусителя-диавола. И не только выбрал, но и приобщился к нему. В этот момент его природа исказилась, а с ней и весь мир, все творение, которое находилось в общении с Богом через человека — существо тварное, но созданное по образу и подобию Божию. Союз, живая связь с Богом, Источником Жизни и всякого блага, были прерваны. Сознательно выбравший зло человек уже не мог изменить этот выбор и самостоятельно восстановить утраченные отношения со своим Создателем, исправить свою искаженную грехом природу. Эти искажения, повлекшие за собой физическую и духовную уязвимость, эту неспособность возврата к прежнему состоянию естественного богообщения унаследовали все следующие поколения людей, которые принялись только умножать зло в мире.
Преподобный Макарий Великий пишет об этом так:
«Как преступивший заповедь Адам принял в себе закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству, стали причастниками этой закваски. А при постепенном преуспеянии и возрастании до того уже умножились в людях греховные страсти, что простерлись до прелюбодеяния, непотребств, идолослужений, убийств и других нелепых дел, пока все человечество не вскисло пороками».
Отпадшего, погруженного в грех человека мог спасти только Бог. Это спасение совершилось через Иисуса Христа, в Котором Божество соединилось с человечеством. Сын Божий воплотился на земле и воспринял человеческую природу. Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам ипо виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, исмерти крестной (Флп 2:7–8). Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос восстановил для каждого человека возможность связи с Богом и полного единения с Ним. И хотя люди продолжают испытывать физические последствия первородного греха, непреодолимой духовной пропасти между человеком и Богом, которая образовалась в результате грехопадения Адама, более не существует. Она преодолевается благодатью Божией, которая приобщает человека к Источнику Жизни — Богу.
Поэтому, продолжает начатую ранее мысль апостол Павел, как все мы в Адаме согрешили, так все мы во Христе получили спасение и оправдание к жизни вечной:
как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим 5:18–19).