7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле - Православный журнал «Фома»

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Проверьте свои знания:


Семь смертных грехов

1.  Гордость

7 смертных грехов, или Сколько страстей  могут нас погубить на самом деле

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2.  Зависть

7 смертных грехов, или Сколько страстей  могут нас погубить на самом деле

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие

7 смертных грехов, или Сколько страстей  могут нас погубить на самом деле

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

7 смертных грехов, или Сколько страстей  могут нас погубить на самом деле

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

7 смертных грехов, или Сколько страстей  могут нас погубить на самом деле

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

7 смертных грехов, или Сколько страстей  могут нас погубить на самом деле

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

7 смертных грехов, или Сколько страстей  могут нас погубить на самом деле

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (265 голосов, средняя: 4,57 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Денис
    Денис2 года назадОтветить

    Владимир Гурболиков, у нас в Красноярске тяжелая проблема поставить машину. Дворы заставлены так, что в подъезд порою зайти трудно и это при том, что пустыри занимают автостоянки. При этом стоимость и содержание автомобиля таковы, что в среднем плюс авто в семью минус ребёнок. Ещё на форуме Кураева соответствующие расчёты приводили. Среди взрослых людей не имеющих детей в России инвалиды, монахи и прочие хотя бы могущие всерьёз попробовать оправдаться перед Богом в явном меньшинстве. Полбеды в том, что крещёные ныне хуже, чем были в имперское время. Беда в том, что крещёные ныне хуже советских безбожников! К чему тогда всё это... крещение, исповедание грехов?!
    Касательно "парсуны" под названием "«Женщина рожает для кого-то», — специалист по репродукции Олег Аполихин", то всё прочитал и задал в комментариях пару вопросов, которые, пока, без ответа.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 года назадОтветить

      Вы бросаетесь от вопроса о церковном возрождении до проблемы парковок автотранспорта... Денис, всё, дальше нет смысла. Это называется офф-топ. Пожалуйста, старайтесь придерживаться темы. Иначе нет никакого смысла.

  • Денис
    Денис2 года назадОтветить

    Редакция, если человек действительно любит в высоком смысле слова, то стремится угодить любимому из любви. Ныне же после второго крещения Руси русский и иные традиционно православные народы вымирают из-за низкой рождаемости. Хотя первая заповедь, которую Бог дал всему живому - это "плодитесь и размножайтесь". Так зачем обманывать себя и окружающих насчёт своей любви к Богу в своём абсолютном большинстве малодетным или вовсе бездетным людям с крестами на шее?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 года назадОтветить

      Не понял, в чём виновата редакция. В том, что мы напоминаем о заповедях, любя Бога? И зачем такие громкие слова о прекращении гонений на Церковь, словно от этого страна прям вся стала православной, и народ стал жить по заповедям? Это же манипуляция! Вы прекрасно знаете, Денис, что речь вовсе не о том, что все воцерковились. Этого нет и близко, тогда и журнал "Фома", пожалуй, не был бы нужен. И кроме того. Любовь и верность Богу не равна количеству детей. Я столько знаю тех, кто как раз стремится соблюдать заповеди, очень хочет родить ребёнка, хотя бы одного, но имеет тяжёлые проблемы со здоровьем. Так что не надо спешить все проблемы с чадородием сводить к отсутствию любви к Богу. На обсуждаемую тему советую посмотреть выпуск программы "Парсуна" нашего главного редактора с Олегом Аполихиным, который одновременно и крупный врач-уролог, и главным внештатным специалистом по репродуктивному здоровью: https://youtu.be/qH5sW_HrYRE

  • Денис
    Денис2 года назадОтветить

    В православии восемь смертных грехов и это правильно. Печаль (депрессия) - это основная причина самоубийств.

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)2 года назадОтветить

    И всё-таки слово "(вы) пишЕте" пишется через "Е".

  • Ирина
    Ирина3 года назадОтветить

    Скромней и сдержаней надо быть всем нам! Все грехи от слабости духа. Нужно укреплять дух, не быть чёрствым сухарём ни горячей головешкой! Спокойствие и рассудок!

  • Виталий неправославный
    Виталий неправославный3 года назадОтветить

    Борятся с грехами борятся а все больше и больше преступлений свершается

  • Аркадий
    Аркадий3 года назадОтветить

    Не надо все валить на бога. Он один а нас много. Бог у каждого в голове. И не ищите посредников. Первое правило (из личного опыта) Не ругаться дома не произносить слова ужас и т. д. Не завидовать а стремиться. Всегда говорить что у тебя все хорошо глядя в глаза собеседнику. Через месяц другой все становится на правильный путь. Улыбайтесь и жизнь станет лучше.

  • Геннадий
    Геннадий3 года назадОтветить

    Михаил,то, что есть осознание своего греха это добрый росток . Но осознание и раскаяние не одно и то, же . Но и раскаяние без исповеди не может дать Вам вновь соединиться со Христом , ибо соединение это происходит по принятии Тела и Крови Христовых во время Святого Причастия .Путь только один и он узкий : осознание греховности поступка ,раскаяние , исповедь и к величайшей радости Святое Причастие. Не обольщайтесь : не думайте , что Ваш грех исключительный , грехи у людей одни и те же , они уже давно совершены , а ныне повторяются . Не забывайте , что апостол Петр трижды отрекался от Господа , но раскаялся , был прощен и стал перво верховным в деле проповеди . Апостол Павел был жесточайшим гонителем христиан , но был призван Христом и стал так, же перво верховным апостолом. Нет греха , которого не простил бы Отец Небесный своим детям ,а дети это все люди . Но нужно спешить , ибо мы не знаем час окончания своего земного пути .

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь