
В Церкви говорят, что люди болеют и умирают, потому что давным-давно Адам и Ева согрешили. Но во-первых, мы-то тут при чем? А во-вторых, Христос же искупил этот грех — почему все продолжается? Разбираемся в слайдах «Фомы».
Это конкретное событие, описанное в книге Бытие (Быт 3:1–13): два первых человека, Адам и его жена (имя Евы она получила позже) нарушили заповедь Бога не вкушать с древа познания добра и зла (Быт 2:16–17). Их поступок повлек за собой катастрофические для всего человечества последствия — изменился сам способ существования человеческой природы. Человек стал подвержен болезням, страданиям, стал нуждаться в пище и питье, стал смертным. В этом смысле первородный грех можно сравнить со смертельной болезнью, которую Адам и Ева передали по наследству всем последующим поколениям своих потомков.
Не просто отведали. Это как сказать, что кто-то «просто» дернул запретный рубильник — хотя после этого свет пропал и у него в квартире, и во всем доме. Адам и Ева своим поступком разрушили основание своей прежней райской жизни, суть которой в полноте единения с Богом, а не в праздных прогулках по прекрасному саду. Они разорвали прямую связь с Источником жизни, после чего, продолжая аналогию, свет пропал и у них, и у всего человечества.
Бог сделал все, что можно сделать, не посягая на свободу человека. Бог предупреждал Адама и Еву об опасности плода на древе: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Не вняли. Однако и после этого у них была возможность исправиться. Бог спросил у Адама, не ел ли тот от древа познания добра и зла, но тот не нашел ничего лучше, чем переложить ответственность на жену, а жена, в свою очередь, на змея-искусителя (Быт 3:11–13). Вместо того чтобы принести покаяние, что могло бы спасти их, первые люди приняли решение не признавать своей ошибки, а обвинить в ней других.
Вас никто и не обвиняет. Люди не несут ответственности за грех прародителей, но испытывают на себе последствия их поступка. Вы, вспоминая аналогию, не дергали запретный рубильник, но вместе со всеми теперь живете в доме без света. В момент грехопадения природа человеческая была повреждена. И мы все, потомки Адама и Евы, несем в себе следы этого повреждения. Человек стал смертным, склонным к разным порокам, тленным, подверженным болезням.
Да, искупил. Иисус Своей жертвой на кресте и воскресением восстановил для каждого человека возможность той самой прямой связи с Богом, полного единения с Ним. Люди хотя и продолжают испытывать физические последствия первородного греха, но никакой бытийной пропасти между человеком и Богом теперь не существует. Болезни и смерть пока (до Страшного суда) есть, но они уже не властны «выключить свет» для человека, который воссоединился с источником жизни.
Через веру в то, что Христос — Бог, и, соответственно, добровольное следование Его слову. Первый практический шаг воссоединения — принятие Крещения. В этом таинстве человек свидетельствует о своей безусловной верности Христу, обретает освобождение от тех самых бытийных последствий первородного греха, получает благодать Божию, которая поможет ему бороться с грехами и двигаться к полному воссоединению с Господом.
Нет. Это позиция была однозначно закреплена на IV Вселенском Соборе и выражена словами «во всем подобный нам, кроме греха». В Новом Завете неоднократно упоминается о том, что Спаситель был непричастен к какому-либо греху (включая первородный). Об этом много пишет апостол Павел: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной (Рим 8:3), и не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2 Кор 5:21). Однако это вовсе не означает, что физических последствий первородного греха Господь не испытывал. Совсем наоборот, Он добровольно принял их на себя, всецело восприняв человеческую природу, разделив с нами всю нашу человеческую боль.
После грехопадения Адам и Ева осознали свой проступок, раскаялись и до скончания своих дней вели праведную жизнь, так что Церковь почитает их как святых праотцев. Однако изначально, умерев, они оказались в аду, куда до того, как Христос на Кресте искупил первородный грех, попадали все люди. После Своей смерти Спаситель сошел во ад и вывел оттуда всех праведников, и в том числе Адама и Еву. Как сказал в одной из проповедей митрополит Филарет (Вознесенский), «Церковь постоянно говорит нам о том, что Господь прежде всего освободил Адама и Еву от всяких последствий их страшного проступка и греха, совершенного ими в раю».
Познали добро и зло и этим на шаг отошли от положения рабов в золотой клетке. А если бы потом и с дерева жизни вкусили бы? Обретя вечную жизнь, на чуть-чуть приблизились к божественности. Понятно, что творить чудеса бы не начали, но и почитания бы поуменьшилось. Конечно, это не могло понравиться Богу. Раб должен знать своё место. Его дело - прославлять господина, тем самым питая его ментальной энергией. Его одного. Делиться с конкурентами никто не собирается. Отсюда и первая заповедь. Остальные второплановы.
"Вместо того чтобы принести покаяние, что могло бы спасти их, первые люди приняли решение не признавать своей ошибки, а обвинить в ней других."
"После грехопадения Адам и Ева осознали свой проступок, раскаялись и до скончания своих дней вели праведную жизнь"
Если Адам и Ева, будучи изгнанными из рая, все же раскаялись, то почему Бог не вернул из обратно в рай?
И для чего Он попустил дальнейшее рождение всего человечества, зная что в большинстве своем оно неверно распорядится свободной волей и погибнет?
Ведь лучше не существовать ни одному человеку, чем хоть одному быть вечно в аду,а тем более - миллиардам.
Ну да, а кто молиться будет? Змий?
На эту тему Вы уже писали в комментариях к этому рассказу: https://foma.ru/adam-i-eva-chto-sluchilos-s-nimi-v-raju.html . Думается, Вы понятие "грех" понимаете ограниченно, скорее всего, как вину и признание своей вины, и не более того. А грех понятие намного более объёмное и несводимое к вине. Но Вы это не принимаете. И в итоге, повторяете один и тот же вопрос в разных видах.
Владимир, как это часто бывает на вашем сайте ЕЩЕ РАЗ отправляю вам этот ответ. С первого раза вы не опубликовали его. На всякий случай сделаю его скрин.
Вы так пишете "вы не принимаете", как будто я делаю это специально и назло.
Грех - это не только вина.
Для меня это греховная поврежденность нашей природы, влекущая различные страдания, в том числе, собственно греховные поступки. Их я причисляю к страданиям, поскольку ощущаю и считаю, что грешить - это быть несчастным. А также делать несчастными других людей, и страдать от причиняемой им боли. Даже если тебе их боль доставляет извращенное удовольствие, то все равно страдает твоя душа.
Ну и грех отдаляет от Бога, препятствует спасению и вообще смертелен и разрушителен для человека.
При этом не грешить вообще мы не можем. И для меня это трагедия.
Трагедия с зачатия иметь поврежденную грехом природу, влекующую согрешения и страдания. Трагедия иметь эту природу так же без своего согласия на это и без своей вины в ее повреждении.
Трагедия то, что Бог, зная, что человек не спасется, все равно создает его! Зачем?????
Он знает, что вы неверно распорядитесь пресловутой свободой воли и погибнете - но все равно творит вас. Зачем, зачем, зачем, если знает, что вы погибнете?
Пусть лучше не будет ни одного человека, чем хоть один в вечных муках. А будет там большинство людей.
Выходит, по итогам существования человечества победит зло: погибших в вечных муках будет гораздо больше спасенных - это победа зла. Кроме того, это зло будет еще и вечным: большая часть человечества будет мучаться вечно.
То есть, история создания людей окончится победой вечного зла. А меньшинство спасется.
Зачем это в принципе? Может при таком, мягко говоря, странном раскладе, лучше бы, чтобы вообще никого не было?
И если неспасенный человек попросит Бога не оставлять его в вечных муках (ни Богу,ни этому человеку они не нужны, даже с учетом того, что вечные муки - это состояние в вечности как следствие выбора человека), а отправить его в небытие, - почему Бог не отправит его в небытие? Он ведь знал при создании этого человека, что он не спасется, но все равно создал. Тогда можно проявить милосердие и хотя бы отправить неспасенных людей в небытие, чтобы они не мучались вечно?
Наталья, ответ в двух пунктах. Первый пункт: я не знаю, зачем. Но верю Богу, что не напрасно Он нас создал. И второй: несмотря на все страдания и на угрозу не спастись после кончины, я рад, что родился и живу. И благодарен за это.
Спасибо за ответ. Что вы хотя бы не отрицаете того, что Бог даёт жизнь множеству людей, о которых знает, что они погибнут, но все равно творит их зачем-то. Если Он делает это не напрасно, как вы верите, то не напрасным может быть в таком случае лишь спасение или хотя бы отсутствие вечных мук для всех людей.
Мне тоже есть за что благодарить Бога.
"Вместо того чтобы принести покаяние, что могло бы спасти их, первые люди приняли решение не признавать своей ошибки, а обвинить в ней других."
"После грехопадения Адам и Ева осознали свой проступок, раскаялись и до скончания своих дней вели праведную жизнь"
Если Адам и Ева, будучи изгнанными из рая, все же раскаялись, то почему Бог не вернул их обратно в рай?
И для чего Он попустил дальнейшее рождение всего человечества, зная что в большинстве своем оно неверно распорядится свободной волей и погибнет?
Ведь лучше не существовать ни одному человеку, чем хоть одному быть вечно в аду, а тем более - миллиардам.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Бытие 3:22-24 СИНОД
Где тут про покаяние? Бог просто испугался их как соперников, вот и всё. Потом и вовсе раскаялся в том, что создал людей и устроил потоп.
Мы учим детей, что плохо и что хорошо, но мы же не выгоняем их из дому, когда они нас ослушались. А тут всеблагой и всеведущий Господь, Бог, что есть Любовь, взял и выпнул их из рая, пообещав, что они будут страдать. Отличное проявление любви, чего уж там.
Добрый день! Ещё с ветхозаветных времён толкователи текста Библии рассматривают приведённый Вами стих как пример иронии - т.е. Бог не говорит тут "стал как один из нас" в буквальном смысле.