Что такое первородный грех? - Православный журнал «Фома»

Что такое первородный грех?

В Церкви говорят, что люди болеют и умирают, потому что давным-давно Адам и Ева согрешили. Но во-первых, мы-то тут при чем? А во-вторых, Христос же искупил этот грех — почему все продолжается? Разбираемся в слайдах «Фомы».

01

Первородный грех — это вообще что?

Это конкретное событие, описанное в книге Бытие (Быт 3:1–13): два первых человека, Адам и его жена (имя Евы она получила позже) нарушили заповедь Бога не вкушать с древа познания добра и зла (Быт 2:16–17). Их поступок повлек за собой катастрофические для всего человечества последствия — изменился сам способ существования человеческой природы. Человек стал подвержен болезням, страданиям, стал нуждаться в пище и питье, стал смертным. В этом смысле первородный грех можно сравнить со смертельной болезнью, которую Адам и Ева передали по наследству всем последующим поколениям своих потомков.

02

А в чем, собственно, их грех? Просто плод отведали — и такая расплата?

Не просто отведали. Это как сказать, что кто-то «просто» дернул запретный рубильник — хотя после этого свет пропал и у него в квартире, и во всем доме. Адам и Ева своим поступком разрушили основание своей прежней райской жизни, суть которой в полноте единения с Богом, а не в праздных прогулках по прекрасному саду. Они разорвали прямую связь с Источником жизни, после чего, продолжая аналогию, свет пропал и у них, и у всего человечества.

03

Неужели Богу не было жалко их? Почему не спас от такого?

Бог сделал все, что можно сделать, не посягая на свободу человека. Бог предупреждал Адама и Еву об опасности плода на древе: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Не вняли. Однако и после этого у них была возможность исправиться. Бог спросил у Адама, не ел ли тот от древа познания добра и зла, но тот не нашел ничего лучше, чем переложить ответственность на жену, а жена, в свою очередь, на змея-искусителя (Быт 3:11–13). Вместо того чтобы принести покаяние, что могло бы спасти их, первые люди приняли решение не признавать своей ошибки, а обвинить в ней других.

04

Хорошо, Адам и Ева согрешили, но их потомки тут при чем? Я в этом не участвовал!

Вас никто и не обвиняет. Люди не несут ответственности за грех прародителей, но испытывают на себе последствия их поступка. Вы, вспоминая аналогию, не дергали запретный рубильник, но вместе со всеми теперь живете в доме без света. В момент грехопадения природа человеческая была повреждена. И мы все, потомки Адама и Евы, несем в себе следы этого повреждения. Человек стал смертным, склонным к разным порокам, тленным, подверженным болезням.

05

Но ведь Христос искупил первородный грех! Так в чем дело?

Да, искупил. Иисус Своей жертвой на кресте и воскресением восстановил для каждого человека возможность той самой прямой связи с Богом, полного единения с Ним. Люди хотя и продолжают испытывать физические последствия первородного греха, но никакой бытийной пропасти между человеком и Богом теперь не существует. Болезни и смерть пока (до Страшного суда) есть, но они уже не властны «выключить свет» для человека, который воссоединился с источником жизни.

06

А как правильно воссоединиться?

Через веру в то, что Христос — Бог, и, соответственно, добровольное следование Его слову. Первый практический шаг воссоединения — принятие Крещения. В этом таинстве человек свидетельствует о своей безусловной верности Христу, обретает освобождение от тех самых бытийных последствий первородного греха, получает благодать Божию, которая поможет ему бороться с грехами и двигаться к полному воссоединению с Господом.

07

А Сам Христос, будучи и Богом, и Человеком, был подвержен первородному греху?

Нет. Это позиция была однозначно закреплена на IV Вселенском Соборе и выражена словами «во всем подобный нам, кроме греха». В Новом Завете неоднократно упоминается о том, что Спаситель был непричастен к какому-либо греху (включая первородный). Об этом много пишет апостол Павел: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной (Рим 8:3), и не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2 Кор 5:21). Однако это вовсе не означает, что физических последствий первородного греха Господь не испытывал. Совсем наоборот, Он добровольно принял их на себя, всецело восприняв человеческую природу, разделив с нами всю нашу человеческую боль.

08

А где сейчас Адам и Ева?

После грехопадения Адам и Ева осознали свой проступок, раскаялись и до скончания своих дней вели праведную жизнь, так что Церковь почитает их как святых праотцев. Однако изначально, умерев, они оказались в аду, куда до того, как Христос на Кресте искупил первородный грех, попадали все люди. После Своей смерти Спаситель сошел во ад и вывел оттуда всех праведников, и в том числе Адама и Еву. Как сказал в одной из проповедей митрополит Филарет (Вознесенский), «Церковь постоянно говорит нам о том, что Господь прежде всего освободил Адама и Еву от всяких последствий их страшного проступка и греха, совершенного ими в раю».

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (14 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
1 апреля 2023
Поделиться:

  • Игорь
    Игорь1 месяц назадОтветить

    Познали добро и зло и этим на шаг отошли от положения рабов в золотой клетке. А если бы потом и с дерева жизни вкусили бы? Обретя вечную жизнь, на чуть-чуть приблизились к божественности. Понятно, что творить чудеса бы не начали, но и почитания бы поуменьшилось. Конечно, это не могло понравиться Богу. Раб должен знать своё место. Его дело - прославлять господина, тем самым питая его ментальной энергией. Его одного. Делиться с конкурентами никто не собирается. Отсюда и первая заповедь. Остальные второплановы.

  • Наталья
    Наталья2 месяца назадОтветить

    "Вместо того чтобы принести покаяние, что могло бы спасти их, первые люди приняли решение не признавать своей ошибки, а обвинить в ней других."
    "После грехопадения Адам и Ева осознали свой проступок, раскаялись и до скончания своих дней вели праведную жизнь"

    Если Адам и Ева, будучи изгнанными из рая, все же раскаялись, то почему Бог не вернул из обратно в рай?

    И для чего Он попустил дальнейшее рождение всего человечества, зная что в большинстве своем оно неверно распорядится свободной волей и погибнет?

    Ведь лучше не существовать ни одному человеку, чем хоть одному быть вечно в аду,а тем более - миллиардам.

    • Игорь
      Игорь2 месяца назадОтветить

      Ну да, а кто молиться будет? Змий?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 месяца назадОтветить

      На эту тему Вы уже писали в комментариях к этому рассказу: https://foma.ru/adam-i-eva-chto-sluchilos-s-nimi-v-raju.html . Думается, Вы понятие "грех" понимаете ограниченно, скорее всего, как вину и признание своей вины, и не более того. А грех понятие намного более объёмное и несводимое к вине. Но Вы это не принимаете. И в итоге, повторяете один и тот же вопрос в разных видах.

      • Наталья
        Наталья2 месяца назадОтветить

        Владимир, как это часто бывает на вашем сайте ЕЩЕ РАЗ отправляю вам этот ответ. С первого раза вы не опубликовали его. На всякий случай сделаю его скрин.

        Вы так пишете "вы не принимаете", как будто я делаю это специально и назло.

        Грех - это не только вина.
        Для меня это греховная поврежденность нашей природы, влекущая различные страдания, в том числе, собственно греховные поступки. Их я причисляю к страданиям, поскольку ощущаю и считаю, что грешить - это быть несчастным. А также делать несчастными других людей, и страдать от причиняемой им боли. Даже если тебе их боль доставляет извращенное удовольствие, то все равно страдает твоя душа.
        Ну и грех отдаляет от Бога, препятствует спасению и вообще смертелен и разрушителен для человека.

        При этом не грешить вообще мы не можем. И для меня это трагедия.

        Трагедия с зачатия иметь поврежденную грехом природу, влекующую согрешения и страдания. Трагедия иметь эту природу так же без своего согласия на это и без своей вины в ее повреждении.
        Трагедия то, что Бог, зная, что человек не спасется, все равно создает его! Зачем?????
        Он знает, что вы неверно распорядитесь пресловутой свободой воли и погибнете - но все равно творит вас. Зачем, зачем, зачем, если знает, что вы погибнете?

        Пусть лучше не будет ни одного человека, чем хоть один в вечных муках. А будет там большинство людей.

        Выходит, по итогам существования человечества победит зло: погибших в вечных муках будет гораздо больше спасенных - это победа зла. Кроме того, это зло будет еще и вечным: большая часть человечества будет мучаться вечно.

        То есть, история создания людей окончится победой вечного зла. А меньшинство спасется.

        Зачем это в принципе? Может при таком, мягко говоря, странном раскладе, лучше бы, чтобы вообще никого не было?

        И если неспасенный человек попросит Бога не оставлять его в вечных муках (ни Богу,ни этому человеку они не нужны, даже с учетом того, что вечные муки - это состояние в вечности как следствие выбора человека), а отправить его в небытие, - почему Бог не отправит его в небытие? Он ведь знал при создании этого человека, что он не спасется, но все равно создал. Тогда можно проявить милосердие и хотя бы отправить неспасенных людей в небытие, чтобы они не мучались вечно?

        • Владимир Гурболиков
          Владимир Гурболиков2 месяца назадОтветить

          Наталья, ответ в двух пунктах. Первый пункт: я не знаю, зачем. Но верю Богу, что не напрасно Он нас создал. И второй: несмотря на все страдания и на угрозу не спастись после кончины, я рад, что родился и живу. И благодарен за это.

          • Наталья
            Наталья2 месяца назад

            Спасибо за ответ. Что вы хотя бы не отрицаете того, что Бог даёт жизнь множеству людей, о которых знает, что они погибнут, но все равно творит их зачем-то. Если Он делает это не напрасно, как вы верите, то не напрасным может быть в таком случае лишь спасение или хотя бы отсутствие вечных мук для всех людей.
            Мне тоже есть за что благодарить Бога.

  • Наталья
    Наталья2 месяца назадОтветить

    "Вместо того чтобы принести покаяние, что могло бы спасти их, первые люди приняли решение не признавать своей ошибки, а обвинить в ней других."
    "После грехопадения Адам и Ева осознали свой проступок, раскаялись и до скончания своих дней вели праведную жизнь"

    Если Адам и Ева, будучи изгнанными из рая, все же раскаялись, то почему Бог не вернул их обратно в рай?

    И для чего Он попустил дальнейшее рождение всего человечества, зная что в большинстве своем оно неверно распорядится свободной волей и погибнет?

    Ведь лучше не существовать ни одному человеку, чем хоть одному быть вечно в аду, а тем более - миллиардам.

  • Вика
    Вика2 месяца назадОтветить

    И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
    Бытие 3:22‭-‬24 СИНОД
    Где тут про покаяние? Бог просто испугался их как соперников, вот и всё. Потом и вовсе раскаялся в том, что создал людей и устроил потоп.
    Мы учим детей, что плохо и что хорошо, но мы же не выгоняем их из дому, когда они нас ослушались. А тут всеблагой и всеведущий Господь, Бог, что есть Любовь, взял и выпнул их из рая, пообещав, что они будут страдать. Отличное проявление любви, чего уж там.

    • Редакция сайта
      Редакция сайта2 месяца назадОтветить

      Добрый день! Ещё с ветхозаветных времён толкователи текста Библии рассматривают приведённый Вами стих как пример иронии - т.е. Бог не говорит тут "стал как один из нас" в буквальном смысле.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь