Что такое первородный грех?

В Церкви говорят, что люди болеют и умирают, потому что давным-давно Адам и Ева согрешили. Но во-первых, мы-то тут при чем? А во-вторых, Христос же искупил этот грех — почему все продолжается? Разбираемся в слайдах «Фомы».

01

Первородный грех — это вообще что?

Это конкретное событие, описанное в книге Бытие (Быт 3:1–13): два первых человека, Адам и его жена (имя Евы она получила позже) нарушили заповедь Бога не вкушать с древа познания добра и зла (Быт 2:16–17). Их поступок повлек за собой катастрофические для всего человечества последствия — изменился сам способ существования человеческой природы. Человек стал подвержен болезням, страданиям, стал нуждаться в пище и питье, стал смертным. В этом смысле первородный грех можно сравнить со смертельной болезнью, которую Адам и Ева передали по наследству всем последующим поколениям своих потомков.

02

А в чем, собственно, их грех? Просто плод отведали — и такая расплата?

Не просто отведали. Это как сказать, что кто-то «просто» дернул запретный рубильник — хотя после этого свет пропал и у него в квартире, и во всем доме. Адам и Ева своим поступком разрушили основание своей прежней райской жизни, суть которой в полноте единения с Богом, а не в праздных прогулках по прекрасному саду. Они разорвали прямую связь с Источником жизни, после чего, продолжая аналогию, свет пропал и у них, и у всего человечества.

03

Неужели Богу не было жалко их? Почему не спас от такого?

Бог сделал все, что можно сделать, не посягая на свободу человека. Бог предупреждал Адама и Еву об опасности плода на древе: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Не вняли. Однако и после этого у них была возможность исправиться. Бог спросил у Адама, не ел ли тот от древа познания добра и зла, но тот не нашел ничего лучше, чем переложить ответственность на жену, а жена, в свою очередь, на змея-искусителя (Быт 3:11–13). Вместо того чтобы принести покаяние, что могло бы спасти их, первые люди приняли решение не признавать своей ошибки, а обвинить в ней других.

04

Хорошо, Адам и Ева согрешили, но их потомки тут при чем? Я в этом не участвовал!

Вас никто и не обвиняет. Люди не несут ответственности за грех прародителей, но испытывают на себе последствия их поступка. Вы, вспоминая аналогию, не дергали запретный рубильник, но вместе со всеми теперь живете в доме без света. В момент грехопадения природа человеческая была повреждена. И мы все, потомки Адама и Евы, несем в себе следы этого повреждения. Человек стал смертным, склонным к разным порокам, тленным, подверженным болезням.

05

Но ведь Христос искупил первородный грех! Так в чем дело?

Да, искупил. Иисус Своей жертвой на кресте и воскресением восстановил для каждого человека возможность той самой прямой связи с Богом, полного единения с Ним. Люди хотя и продолжают испытывать физические последствия первородного греха, но никакой бытийной пропасти между человеком и Богом теперь не существует. Болезни и смерть пока (до Страшного суда) есть, но они уже не властны «выключить свет» для человека, который воссоединился с источником жизни.

06

А как правильно воссоединиться?

Через веру в то, что Христос — Бог, и, соответственно, добровольное следование Его слову. Первый практический шаг воссоединения — принятие Крещения. В этом таинстве человек свидетельствует о своей безусловной верности Христу, обретает освобождение от тех самых бытийных последствий первородного греха, получает благодать Божию, которая поможет ему бороться с грехами и двигаться к полному воссоединению с Господом.

07

А Сам Христос, будучи и Богом, и Человеком, был подвержен первородному греху?

Нет. Это позиция была однозначно закреплена на IV Вселенском Соборе и выражена словами «во всем подобный нам, кроме греха». В Новом Завете неоднократно упоминается о том, что Спаситель был непричастен к какому-либо греху (включая первородный). Об этом много пишет апостол Павел: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной (Рим 8:3), и не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2 Кор 5:21). Однако это вовсе не означает, что физических последствий первородного греха Господь не испытывал. Совсем наоборот, Он добровольно принял их на себя, всецело восприняв человеческую природу, разделив с нами всю нашу человеческую боль.

08

А где сейчас Адам и Ева?

После грехопадения Адам и Ева осознали свой проступок, раскаялись и до скончания своих дней вели праведную жизнь, так что Церковь почитает их как святых праотцев. Однако изначально, умерев, они оказались в аду, куда до того, как Христос на Кресте искупил первородный грех, попадали все люди. После Своей смерти Спаситель сошел во ад и вывел оттуда всех праведников, и в том числе Адама и Еву. Как сказал в одной из проповедей митрополит Филарет (Вознесенский), «Церковь постоянно говорит нам о том, что Господь прежде всего освободил Адама и Еву от всяких последствий их страшного проступка и греха, совершенного ими в раю».

12
1
Сохранить
Поделиться: