Разрыв в "цепочке греха"

В духовной жизни есть явление, которое в православной аскетической традиции получило название "цепочка греха". Прелюбодеяние рождает лицемерие и ложь, ложь влечет за собой убийство... Один грех тянет за собой другой, и они связаны между собой, как звенья одной цепи. Совершение греха ставит человека в ситуацию, когда самым "простым" и легким выходом кажется другой, иногда намного более тяжелый грех. И положить предел наматыванию этой цепи способно только покаяние.

Причем, в покаянии важно различать сознательно психологический, таинственный и деятельный аспекты.

Прежде всего, покаяние - это, как следует из значения греческого слова "метанойя", "перемена ума", или, выражаясь современным языком, перемена образа мыслей, отказ от греховного мировоззрения. Не случайно свое общественное служение Господь Иисус Христос начал именно с проповеди покаяния: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие" (Мф 4:17; Мк 1:15). Покаяние - это прежде всего сожаление о совершенном греховном поступке и твердое решение никогда его более не повторять. Сожаление о грехе часто имеет психологически-эмоциональное выражение - это и плач, и сокрушение сердца. У Давида это проявилось еще и в том, что он строго постился и лежал на голой земле.

Следующая ступень после такого психологически-эмоционального покаяния - таинственное прощение Богом грехов, в которых раскаялся грешник. Свое завершение оно получает в Таинстве исповеди, когда Бог через священника "отпускает", "разрешает" те грехи, в которых покаялся верующий. Однако формальная исповедь не принесет пользы в борьбе со страстями, если этому не предшествовало глубокое личностное покаяние и сокрушение о содеянном.

Покаяние действительно способно разорвать "цепочку греха", вывести человека из круговорота страстей и пороков. Но сила и величие покаяния еще и в том, что оно выковывает первое звено в "цепочке добродетелей". Это - третья, деятельная сторона покаяния, которую многие, увы, упускают из виду. Но без нее покаяние неполно, а грех - не излечен. Этот аспект покаяния заключается в том, что покаявшийся стремится на практике совершать дела, противоположные прежним грехам.

Тот, кто гневался и злословил - старается жить со всеми в мире, терпеливо перенося обиды. Тот, кто был скуп и жаден - подает милостыню и помогает ближним. Унывавший и печалившийся - учится духовно радоваться, видеть во всем промысел Божий и благодарить Бога за все. Обжора и чревоугодник - старается обрести меру в еде и постигнуть смысл поста. Прежний сквернословник учит молитвы, чтобы прославлять Бога, вместо того, чтобы хулить ближнего.

Только так, зародившись в уме через осознание совершенного греха, утвердившись в сердце через плач и сокрушение, покаяние исцеляет страсти и пороки через непрестанное делание добрых дел.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (62 голосов, средняя: 4,81 из 5)
Загрузка...
Журнал№:
Теги:
Поделиться:

  • Артем Тенигин
    Артем Тенигин 1 год назадОтветить

    Главное - Любить Бога и ближнего своего. Если этого нет, то все посты, обряды, молитвы - обезьяньи гримасы и потуги.

  • Димитрий
    Димитрий 1 год назадОтветить

    А можно ли подходить к исповеди,зная что завтра или послезавтра будешь совершать тоже самое?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 год назадОтветить

      Не можем мы ничего, твёрдо зная. Возможно, уже через час после исповеди и причастия случится что-либо непредвиденное, неожиданное для человека. Надо грех исповедовать; надо надеяться, что Бог поможет отказаться от греха.

  • Николай
    Николай 1 год назадОтветить

    Трудно, но необходимо. Сам все это прошел с помощью Божьей. Дай Бог сил всем кающимся

Загрузить ещё