Великий пост — это время, чтобы в особой тишине вслушаться в то, что происходит внутри нас и вокруг нас. Чтобы попытаться расслышать тот Голос и те Слова, которые порою теряются в шуме повседневной жизни.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Эти девять историй о посте, смирении и молитве — не дословный пересказ Писания и житий, а наша попытка перенестись в другое время и место, реконструировать события, обстановку, атмосферу, чтобы словно собственными глазами увидеть происходящее.
Апостол Павел. Середина I века, Рим
Саул (а именно так назвали Павла при совершении еврейского ритуала обрезания) до своего обращения был гонителем Церкви. Всей душой, как и тысячи своих соплеменников, Павел верил в грядущего Мессию и чаял Его пришествия. Но долгие годы он представлял себе Спасителя исключительно как земного владыку. А отрешенный от соблазнов мира сего Христос с этим образом никак не совпадал.
Авва Сисой. V век, Верхний Египет
— Вот пришел авва Антоний… А вот идут отцы-монахи древности… А вот и… — умирающий сделал паузу, его глаза увлажнились, лицо же просияло больше прежнего, — а вот и апостолы шествуют… — и тут инок замолчал. По лицу текли горячие слезы...
Блаженный Августин. V век, Римская Африка
— Был блудником и гордецом, стал еретиком и кощунником! Горе мне, Господи! — рыдала женщина. — Все предаю в руки Твои, Господи, и здоровье, и богатство, и честь, и жизнь и мою, и его. Что хочешь твори, Господи, только спаси! Не лиши божественного света раба Твоего заблудшего Августина!
Преподобная Мария Египетская. VI век, Палестина
Она стремилась в Иерусалим — город небольшой по населению, но очень значимый и манивший огромные потоки паломников. Пилигримы, не считавшие зазорным совместить поклонение святыням с интимными похождениями, стали ее главными клиентами. Она появлялась в самых людных местах, не стесняясь заходить даже в храмы. И однажды именно в базилике Воскресения произошло с ней то, что перевернуло всю ее жизнь...
Преподобный Иоанн Лествичник. VII век, Синай
Просьба, которая так смутила старого игумена, была действительно необычной — авва из Раифы поручил ему написать книгу, в которой раскрывались бы основные этапы духовного возрастания христианина, в особенности — монаха. Раифский настоятель не ошибся в выборе — пожалуй, во всей империи не нашлось бы того, кто смог бы лучше Синайского аввы соединить иноческий опыт с богословским осмыслением.
Преподобный Моисей Угрин. XI век, Киев
По меркам обывателя, за свою высокую мечту раб заплатил очень дорого. Узнав о постриге, совершенном за ее спиной, хозяйка обратилась к королю. Правитель призвал обоих к себе, попытался уговорить юношу подчиниться госпоже. Услышав отказ, монарх сказал вдове: «Поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ». Она еще раз попыталась соблазнить слугу и после отказа приказала его нещадно бить и кастрировать.
Преподобный Никита Столпник. XII век, Переславль-Залесский
Однажды Великим постом, когда он стоял в наполненной людьми церкви, его слух вдруг зацепили слова: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».
«Серебро твое стало изгарью, — звенело в голове, — князья твои — сообщники воров! Вор ты, Никита, вор. Любишь подарки, вдов и сирот не защищаешь, Никита…»
Преподобный Серафим Саровский. XIX век, Тамбовская губерния
…Был сентябрь 1804 года. Днем батюшка рубил дрова неподалеку от своей избушки, в которой он жил отшельником. Со стороны села донеслись хруст веток и оживленная человеческая речь. Очень скоро стали различимы отдельные слова. Инок окончил рубку, но особого внимания на звуки не обратил и, даже когда перед ним выросли три высоких фигуры в крестьянских тулупах, продолжал связывать бревна.
Преподобный Амвросий Оптинский. XIX век, село Шамордино Калужской губернии
Он в совершенстве владел пятью языками, имел острый ум и огромный опыт хозяйствования. Все, кто к нему приходили, знали, что от отца Амвросия можно получить не только духовный, но и чисто житейский совет. Но только один Господь и несколько человек знали, насколько тяжелым был для старца этот крест — 30 лет он был практически прикован к постели после тяжелой болезни, навсегда подкосившей его здоровье. Но, наверное, если бы преподобного спросили, он бы улыбнулся по-детски и повторил бы фразу, которую чаще всего говорил своим чадам: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца».