Рождество Христово, вторник, 7 января 2025 года: что будет в храме?

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Особенности православного богослужения в праздник Рождества Христова

«Ночное» богослужение совершается всего несколько раз в году в зависимости от местных традиций, но всегда — на Рождество и на Пасху. В эти дни вечернее богослужение переходит в утреннее без перерыва. 

Также в храмах, где есть такая возможность, кроме ночной служат и позднюю литургию утром 7 января (обычно в 9 или 10 часов утра, но точное время следует уточнять в вашем храме).

Открывает ночное богослужение возглас священника «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Далее читается молитва «Царю Небесный» и начинается великое повечерие — звучат псалмы и гимн «С нами Бог»:

С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.
Услышите до последних земли: яко с нами Бог.
Могущии покаряйтеся: яко с нами Бог.
Аще бо паки возможете и паки побеждени будете: яко с нами Бог.
И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.
Господа же Бога нашего Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог.
И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог.
И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог.
Се аз и дети, яже ми даде Бог: яко с нами Бог.
Людие, ходящии во тьме, видеша свет велий: яко с нами Бог.
Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: яко с нами Бог.
Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог.
Егоже начальство бысть на раме Его: яко с нами Бог.
И мира Его несть предела: яко с нами Бог.
И нарицается имя Его, Велика Совета Ангел: яко с нами Бог.
Чуден Советник: яко с нами Бог.
Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог.
Отец будущаго века: яко с нами Бог.

Вскоре после Символа веры читается«Отче наш», затем поется тропарь Рождества Христова

Тропарь праздника Рождества Христова датируют IV веком. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм. Его будут петь еще несколько дней — до 13 января.

Тропарь Рождества Христова, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты Востока. / Господи, слава Тебе.

Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!

Вскоре после этого прозвучит кондак Рождества Христова

Кондак праздника, по преданию, был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. В юности у него не было ни хорошего слуха, ни голоса. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма и стал петь сочиненный им гимн «Дева днесь»: 

Кондак Рождества Христова, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог.

Перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, Предвечный Бог!

Во завершение великого повечерия совершается лития — часть вечернего богослужения, во время которого происходит благословение хлеба, вина и елея.

И на повечерии, и затем на утрени в рождественскую ночь мы услышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Во время повечерия она читается, на утрени — поется.

В ходе всенощного бдения поется величание праздника Рождества Христова:

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии. 

Затем читается отрывок из Евангелия, после которого поется одна из самых известных рождественских стихир:

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Перевод: Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца, как Бога,славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

На 9-й песни рождественского канона диакон кадит весь храм, а хор поет припевы праздника, которые начинаются с прославления Богородицы: 

«Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».

Перевод: Величай, душа моя, / честью и славой высшую Небесных Воинств Деву Пречистую Богородицу 

После Всенощного бдения служится Литургия св. Иоанна Златоуста, но с некоторыми особенностями:

1. Во время малого входа с Евангелием диакон возглашает входной стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, / клятся Господь и не раскается: / Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову». 

Перевод: «Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя, — клялся Господь, и не раскается: Ты — священник вовек, по чину Мелхиседека». 

Отметим, что «чин Мелхиседека» — это отсылка к таинственному герою книг Бытие и Псалтирь Мелхиседеку, который был одновременно и царем Салима, и священником Бога Вышнего. Образ Мелхиседека используется по отношению к Господу нашему Иисусу Христу. 

2. Вместо обычного Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») прозвучит «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа»

Перевод: Все, которые во Христа крестились, / во Христа облеклись. Аллилуиа.

3. Вместо «Достойно есть», поется припев «Величай, душе моя, / Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» и песнопение «Любити убо нам…»

Подробнее о наиболее запоминающихся песнопениях Рождества читайте в нашем материале.

Чтение Евангелия

Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 1–12

Комментирует священник Стефан Домусчи

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Апостольское чтение

Послание апостола Павла к Галатам, глава 4, стихи 4–7

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Традиции праздника

Период от Рождества до Крещения Господня называется святками. В эти дни отменяются коленопреклоненные молитвы и пост в среду и пятницу. 

Традиция петь рождественские колядки не языческий обычай, хотя сам обычай колядования — переодевания в необычные одежды и пение веселых песен — возник у восточных славян еще до принятия крещения. Колядой в славянской мифологии назывался персонаж, олицетворяющий начало нового года. После того, как Русь стала христианской, колядование — это название перешло на исполнение народных рождественских песнопений — стало возможностью для детей и взрослых прославлять Рождество Спасителя и вне стен храма. 

Не менее известной рождественской традицией считается установка вертепа, то есть копии той самой пещеры, в которой родился Христос.  

За 2000 лет в христианском мире сложились самые удивительные традиции празднования Рождества Христова. Предлагаем вам познакомиться с разными способами его отметить:

— в Австралии

— в Африке

— в Болгарии

— в Греции

— в Молдавии

— в Румынии

— в Сербии

Слушайте музыкальную подборку 5 рождественских песен на разных языках.

Можно ли гадать? — этим вопросом нередко задаются в преддверии Рождества Христова и святок. Читайте ответы разных священников о том, можно ли гадать вообще, есть ли какие-то исключения, допустимы ли гадания на Рождество и святки в нашем материале

Новомученики и исповедники Российские

В 2023 году имя священномученика Леонида Серебренникова было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Краткое житие новомученика читайте в нашем материале.

Редакция «Фомы» желает вам мирной встречи Рождества Христова в храме!

0
5
Сохранить
Поделиться: