Главный праздник Православной Церкви называется Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. В 2024 году праздник приходится на 5 мая. В этот день совершается также память преподобного Феодора Сикеота, апостолов Варфоломея, Луки и Климента, мученика Епиподия Лионского, преподобного Виталия Александрийского, благоверного князя Всеволода, Новгородского, Псковского чудотворца, а также святых ХХ века — священномучеников Платона, епископа Банялукского, Евстафия Малаховского и мученика Димитрия Власенкова.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный пасхальный день 5 мая.


Светлое Христово Воскресение, Пасха, 5 мая 2024 года

Празднованием Пасхи 5 мая завершаются Великий пост и Страстная седмица в 2024 году. Это переходящий праздник, его дата зависит от лунно-солнечного календаря и приходится на период от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

Воскресение Христово занимает центральное место в Священной истории, о нем повествуют все четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. А в Деяниях апостолов рассказывается о том, как христиане собирались в первый день после субботы для благодарения и преломления хлеба, то есть совершения заповеданного Спасителем Таинства Евхаристии.

Пасха — главное событие всего церковного года, именно поэтому мы вспоминаем его каждые семь дней, что отразилось в нашем языке. Последний день недели так и называется — воскресенье.

Особенности православного богослужения

Богослужение Пасхи — самое торжественное, необычное и радостное: совершается крестный ход, почти все молитвы поются, Евангелие читают на разных языках, царские врата открыты и ярко освещенные храмы переполнены верующими.

Начинается служба вечером в субботу. Сначала читают Деяния апостолов, около половины двенадцатого служат первую часть пасхального богослужения — пасхальную полунощницу. Церковный хор поет канон Великой субботы. Служащие священники еще в белом облачении выходят из алтаря, диаконы кадят, плащаницу (большой плат из ткани, на котором вышита или написана икона, изображающая Спасителя во гробе) из центра храма уносят в алтарь, где кладут на престол.

Обычного ровно в полночь верующие зажигают свечи, лампадки или фонарики, священнослужители трижды поют стихиру Воскресение Твое, Христе Спасе — так начинается пасхальная утреня и крестный ход. Из храма выносят крест, Евангелие, хоругви, иконы. Вслед за священством хор и прихожане обходят храм (один или три раза) и останавливаются перед закрытым входом в него — западными вратами, символизирующими запертый Гроб Господень. После небольшой паузы священник, возглавляющий пасхальное богослужение, трижды обращается ко всем с радостной вестью: «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» И все возвращаются в храм.

Хор начинает петь Пасхальный канон Иоанна Дамаскина. На каждой его песни совершается каждение, священнослужители меняют облачения и друг за другом радостно приветствуют молящихся словами «Христос воскресе!». Эти действия напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения. Каждый священнослужитель, выходя из алтаря, кадит, и храм наполняется ароматом ладана.

После того как священнослужители и молящиеся в храме поздравили друг друга (похристосовались), с амвона звучит торжественное Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, раскрывающее смысл праздника.

Божественную литургию предваряют пасхальные Часы. В отличие от обычных часов они не читаются, а поются: радостные песнопения в честь Спасителя исполняет хор, а иногда и все, кто находятся в храме. Часы очень короткие, без псалмов. Они состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака, нескольких тропарей и молитв. Пасхальные часы на всей последующей Светлой седмице (неделе после Пасхи) не только поются на богослужении вместо обычных часов, но и заменяют утреннее и вечернее домашнее правило.

После часов начинается Божественная литургия. Только в пасхальную ночь существует традиция несколько раз читать фрагмент Евангелия от Иоанна «В начале было Слово…», чтобы оно прозвучало на разных языках. Можно увидеть все, что происходит в алтаре, поскольку литургия служится при распахнутых царских вратах. Они символизируют открытый путь в Царствие Небесное.

В конце литургии освящают артос (очень большая просфора), который будет находится перед алтарем всю Светлую седмицу. В течение этой недели артос выносят вместе с крестом, хоругвями и иконами во время крестного хода после каждой литургии.

Светлое Христово Воскресение, Пасха, 5 мая 2024 года: что будет в храме?
Сошествие во ад. Воскресение Христово. Греция. Афон. XVII в.

Тропарь на Светлое Христово Воскресение, глас 5

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и тем, кто в гробницах, жизнь даровал.

Кондак на Светлое Христово Воскресение, глас 8

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскрес еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Перевод: Хотя и спустился во гроб (был погребен) Ты, Бессмертный, но силу ада Ты разрушил и воскрес, как Победитель, Христос Бог, жёнам-мироносицам говоря «Радуйтесь!» и Твоим апостолам даруя мир и падшим — воскресение.

Задостойник Пасхи

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

Святися, святися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

Перевод: Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил». Люди, торжествуйте!

Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.


Чтение Евангелия

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 1–17

Читать отрывок

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Комментирует священник Стефан Домусчи

Комментирует священник Антоний Борисов

Апостольское чтение

Деяния святых апостолов, глава 1, стихи 1–8

Читать отрывок

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Свернуть

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Комментирует священник Павел Великанов

Комментирует священник Антоний Борисов


Традиции праздника

На Пасху все знают, что на приветствие «Христос воскресе!» отвечают «Воистину воскресе!». Так приветствуют друг друга христиане в течение всех 40 дней празднования Пасхи. Эта традиция называется христосованием. Она основана на событиях, описанных в Евангелии, когда жены-мироносицы пришли к апостолам с известием о воскресении Христа.

Светлую седмицу (неделю после Пасхи) называют иногда «звонильной» неделей. Ее очень любят дети, потому что даже им в сопровождении взрослых разрешают подняться на колокольню, чтобы самим позвонить в колокола.

Церковь празднует Пасху до Вознесения, которое в 2024 году приходится на 13 июня. Всё это время на богослужениях звучит торжественный Пасхальный канон. С Воскресения Христова начинается особое время церковного года, когда земные поклоны отменяются, вместо темных облачений на священнослужителях — яркие, праздничные, и чаще — красные.

Кулинарные традиции

После ночной пасхальной службы верующие приходят домой или остаются в храме, чтобы в семейном кругу или вместе с прихожанами разговеться. Разговением называют первую непостную праздничную трапезу после окончания периода воздержания от скоромной пищи. В первую очередь на стол ставят освященные накануне куличи, яйца и пасхи.

Традиция красить яйца на Пасху основана на предании о том, как святая Мария Магдалина пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию. Чтобы не нарушать обычай приносить императору подарки, она взяла с собой куриное яйцо. Император сказал ей, что легче этому яйцу стать из белого красным, чем поверить таким небылицам. И яйцо в его руках сделалось красным.

В память об этом чуде яйца обычно красят луковой шелухой в красный цвет. Хотя сегодня существует масса способов придать им самые неожиданные оттенки и даже расписать.

Куличи и творожные пасхи — традиционное пасхальное угощение. Куличи по форме напоминают артос.


День памяти святых

Апостолы Варфоломей, Лука и Климент, епископ (I)

евангелист Лука

О житии и трудах святого апостола Луки читайте в наших материалах:

Мученик Епиподий Лионский (около 177)

Он был сыном состоятельных родителей из Лугдуна (Леона), столицы Галлии (Франции), принял крещение и смело исповедовал веру перед императором. Слушайте рассказ о краткой жизни святого Епиподия на радио «Вера».

Преподобный Виталий Александрийский (VII)

Некоторые священники требовали у патриарха лишить сана монаха, который «пропадал» в притонах Александрии. Слушайте рассказ о необычном подвиге святого Виталия на радио «Вера».

Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский (613)

По преданию, он оставил пророчество о будущем бедствии в империи — ереси иконоборчества. Слушайте житие святого Феодора на радио «Вера».

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Новгородского, Псковского чудотворца (1834)

Первый князь, избранный по воле псковичей, вскоре после смерти стал почитаться как защитник города. Слушайте рассказ о святом на радио «Вера».

Священномученик Платон, епископ Банялукский, Сербский (1874–1941)

В ночь на 6 мая 1941 года тяжелобольного владыку вместе с протоиереем Душаном Суботичем арестовали и увезли из города. Их зверски замучили на берегу реки Врбани. Изуродованные тела обоих мучеников были вынесены на берег волнами.

Читать житие

Родом из скромной семьи набожных выходцев из Герцеговины, он окончил Белградскую и Московскую академии. Вскоре после пострига принял сан. Народ уважал его как просветителя, милостивого пастыря, патриота, за это же его ненавидели завистники из числа политиков. Им удалось отстранить архимандрита от служения, и некоторое время, чтобы заработать себе на кусок хлеба и иметь возможность помогать бедным, он выполнял любую работу, даже столярничал. Затем ему вновь доверили высокие церковные должности, в 1931 году избрали епископом.

С началом немецкой оккупации давление на владыку усилилось, от него требовали оставить епархию. «Я соответствующими властями канонически и законно поставлен епископом Банялукским, и, как епископ, я дал обет Богу, Церкви и народу, что всегда буду заботиться о своей пастве, невзирая ни на какие обстоятельства. Я навсегда связал свою жизнь и судьбу с жизнью и судьбой своего духовного стада и останусь с ним, на его духовной страже, как пастырь добрый, полагающий душу свою за овец своих, пока Господь не призовет меня к Себе. Такой обет дал я, принимая сан епископа, принимая управление Банялукской епархией, и останусь верен этому обету и непоколебим в своей верности до тех пор, пока буду в состоянии сознательно и самостоятельно выражать свою волю».

Никого из свидетелей мученической кончины владыки Платона не осталось в живых, или они нам неизвестны, но множество людей видели истерзанное, изуродованное тело. Все свидетельства очевидцев совпадают: на лице были видны следы чудовищных пыток. Палачи резали нос и уши, рвали бороду; на теле — резаные, разъеденные солью раны, ожоги и следы от трех пуль. Мародеры оставили на теле лишь нижнее белье, кожаный пояс и ботинки. Владыка тайно и без отпевания был похоронен на военном кладбище Баня-Луки.

После строительства соборного храма в Баня-Луке его святые мощи были перенесены и захоронены перед иконостасом, после канонизации священномученика они помещены в раку и открыты для поклонения верующих.

Свернуть

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Евстафий Малаховский (1880–1918)

Светлое Христово Воскресение, Пасха, 5 мая 2024 года: что будет в храме?

В 1916 году он руководил обороной города Пржевальска в Средней Азии, а через два года был убит красноармейцами во время пасхального крестного хода. Слушайте житие священномученика на радио «Вера».

Мученик Димитрий Власенков (1880–1942)

Светлое Христово Воскресение, Пасха, 5 мая 2024 года: что будет в храме?

16 мая 1940 года сотрудники НКВД арестовали Дмитрия Емельяновича, и он был заключен в тюрьму в городе Орше и сразу же допрошен.

— Во время обыска у вас были обнаружены списки людей, состоящих в общине, крест, маленькая икона и Библии. Для чего вы это хранили? — спросил его следователь.

— Списки были составлены в 1932 году для сбора денег на предмет уплаты налогов за церковь… Списки, крест, икона и Библии хранились у меня, поскольку я человек верующий и читал их.

Слушайте краткое житие мученика на радио «Вера».


Редакция журнала «Фома» поздравляет читателей с началом самого торжественного и радостного периода жизни Церкви, который будет продолжаться до Пятидесятницы.

Христос воскресе!

0
6
Сохранить
Поделиться: