Евангелие от Иоанна: в начале было Слово

Материал по теме


Чудо на Пасху

Евангелие Пасхальной ночи: «В начале было Слово…»

Тексты церковных богослужений, в особенности тех, что совершаются в Страстную седмицу и Пасху — это величайшая поэзия, когда-либо написанная. Но, что более важно, события, на которых эти тексты основываются, — смерть Христа и Его Воскресение — это в самом деле величайшая поэзия Бога. Мы должны исполнить стих, написанный Богом.

«В начале было Слово» – фраза, с которой начинается «Евангелие от Иоанна», является одной из самых популярных библейских цитат. И, к сожалению – одной из самых неверно понимаемых.

Чаще всего в ней слышат некое подтверждение важности литературного труда. «В начале было слово», – веско и значительно говорит какой-нибудь писатель, имея в виду свое драгоценное творчество. Также, эту фразу цитируют еще и для того, чтобы утвердить преимущество гуманитарных наук перед науками естественными и математикой, подразумевая при этом, что слово гораздо важнее и лучше чем число.

Однако, совсем не это хотел сказать Иоанн Богослов. Полностью первый стих его Евангелия звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И главный вопрос заключается в том, Что (или Кто) тут – Слово.

В оригинальном тексте Нового Завета на месте русского –  «Слово» стоит древнегреческое Λόγος (logos), которое можно переводить не только как «слово», но еще и как «ум», «основа», «утверждение», «разумение», «значение», «доказательство», «пропорция» и т.д. Всего у него, ни много ни мало – около ста значений. Переводчики Евангелия взяли самое первое значение из словаря – «слово». Но с таким же успехом они могли перевести logos и как «мысль», и как «разум». И это не было бы ошибкой, хотя, наверное, тогда перевод потерял бы в поэтичности и выразительности, а смысл этого текста по-прежнему остался бы непонятным.

Дело в том, что начальная фраза «Евангелия от Иоанна» была обращена, отнюдь не к нам. Тут нужно знать культурно-исторические реалии той эпохи. Слова – ν ρχ ν Λόγος, κα Λόγος ν πρς τν Θεόν, κα Θες ν Λόγος («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог») – апостол Иоанн адресует прежде всего к интеллигенции Римской империи. Понятие Логоса играло очень важную роль в античной философии. Еще живший в шестом веке до Рождества Христова знаменитый древнегреческий философ Гераклит говорил, что в основании мира лежит Логос, который «люди не в силах постичь». Он понимал его как мировой разум, существующий в виде метафизического огня, периодически вспыхивающего и потухающего. А во времена пришествия Христа среди образованных слоев Римской империи была очень популярна философская школа стоиков. От Гераклита стоики почерпнули мысль о происхождении мира из огня и о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а также учение о мироправящем Логосе, или законе, определяющем все происходящее.                 

Когда Иоанн Богослов писал Евангелие, он, конечно, знал об этом значении слова Логос в эллинской философии и о том, какую важную роль это понятие в ней играло. Однако он не просто заимствует актуальный термин с почтенной историей, но – преображает его, дает ему совершенно иное значение. Теперь Логос это уже не безликий закон – это Личный Бог. То есть — не что, а Кто.  

Кстати, в процессе исторического распространения христианства по всей Земле возникла необходимость перевода Священного Писания на языки других народов. И тут начальная строка «Евангелия от Иоанна», задала очень непростую задачку филологам и философам. Например, китайские переводчики Нового Завета решили что в китайской философии античному Логосу соответствует Дао, и перевели слова апостола Иоанна так: «В начале был Путь (Дао)».

В русском же переводе эта фраза прозвучала, как всем сегодня известное – «В начале было Слово». Однако вовсе не о литературном слове говорит здесь Апостол, но – о Христе, Боге-Слове воплотившемся, жившем среди людей, умершем на Кресте за наши грехи и Своим воскресением открывшем человечеству путь к Жизни Вечной.

Вся евангельская история была радикальным ударом по мыслительным привычкам того времени. Недаром другой апостол, апостол Павел говорил, что «мы проповедуем Христа распятого – иудеям соблазн, эллинам безумие». Действительно, история о распятом Боге казалась многим культурным эллинам, взращенным на античной философии, верхом безумия. Они не могли понять, как умерший и воскресший Бог, Бог-личность, а не безличный универсальный разум, может быть Логосом, Принципом и Словом мира, по Которому и Которым он сотворен. Бог должен быть свободен от любых границ и определений, считал какой-нибудь философ. Это мировой разум, но не Личность. Безличное универсальное Что, а не Кто. Однако такой философ не замечает, что в данном случае он просто-напросто ставит пределы Божию могуществу. Ведь он на самом деле говорит о том, что Бог чего-то не может. Но Бог может все, в  том числе и быть Личностью, рожденным и несотворенным, стать Богочеловеком. Бог всемогущ. Он не ограничивается никакой логикой, сколь угодно глубокой и утонченной.

 

На заставке фрагмент фото Kansas Poetry (Patrick)

ПУЩАЕВ ЮрийПУЩАЕВ Юрий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (22 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Владимир (другой)
    Октябрь 4, 2018 14:18

    Miсhael, в оригинале буквально «сотворил Боги» («бара Элохим»), что может показаться неправильным с точки зрения грамматики, а на самом деле означает Единосущность Святой Троицы.

  • Michael
    Июль 28, 2018 23:35

    Автор статьи разжевал все слова с которых начинается библия, объяснил глубокий смысл этих слов и глубокое значение, не отрицаю его компетентность в этой сфере! НО ЕСТЬ ОДНО НО! почему не никто не обращает внимание на самое ключевое слово, которое менять всю суть и понимание этих слов! Оригинал начинается совсем иначе! «В начале сотворили боги небо и землю» что было переделано на «В начале сотворил Бог небо и землю»

  • Сергей
    Июнь 12, 2018 16:40

    Толковая статья. Кто захочет — тот поймет

  • Анна
    Октябрь 12, 2017 21:14

    Я лично понимаю что Слово — это мысль. То есть, все наши мысли материальны. В начале была мысль. Был разум. Высший разум. И этот высший разум есть Бог. И у этого Бога было слово — была мысль (мысль о человечестве). В общем, смысл в том, что изначально все появилось от силы мысли. И по идеи у нас еще должны остаться крохи этой силы — материализовать энергию своих мыслей. Может я, конечно, заблуждаюсь, но я так понимаю эту фразу.

  • Дмитрий
    Июнь 20, 2017 22:03

    Автор не знает, что такое Слово и не может знать, как и многое из Евангелия от Иоанна!! Потому и толкуют вот уже 2000 лет и конца этому не видно!

  • Дмитрий
    Июнь 8, 2017 21:43

    Достаточно поверхностно и ищущий не получает четкого определения. Да и автор сам его не знает!!!

    • Владимир Гурболиков
      Июнь 8, 2017 21:55

      Чего именно не знает автор?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.