Неделя о самаряныне, воскресенье, 18 мая 2025 года: что будет в храме?
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Пятая Неделя по Пасхе посвящена воспоминанию беседы Спасителя с женщиной-самаритянкой. Встреча с Господом перевернула жизнь грешницы так, что она стала святой. Память великомученицы Ирины Македонской, преподобного Варлаама Серпуховского и преподобномученика Ефрема Нового совершается 18 мая. Также Церковь вспоминает в этот день обрéтение мощей преподобного Иакова Железноборовского и чествует икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Воскресенье, 18 мая 2025 года, о самаряныне
Евангелие от Иоанна повествует о встрече Спасителя с самаритянкой у колодца Иакова. Согласно Преданию, женщину звали Фотина. Она принадлежала к народу, презираемому чистокровными иудеями: он образовался в результате смешения евреев с язычниками. Встреча произошла недалеко от самарийского города Сихарь, когда Фотина пришла к колодцу почерпнуть воды. Рядом сидел Христос. Он был один, поскольку ученики отлучились купить пищи. Господь попросил ее пить. Женщина удивилась, что Он обратился к ней, потому что иудеи с самарянами не общались. Далее Евангелие повествует об удивительном диалоге Спасителя и грешницы. Это была первая проповедь Иисуса Христа, обращенная не к иудеям. В результате Фотина крестилась, изменила свою жизнь, проповедовала и даже, по преданию, обратила ко Христу Домну, дочь гонителя христиан императора Нерона.
Подробнее о встрече Спасителя с самарянкой читайте в наших материалах:
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 4
Светлую воскpесения пpоповедь/ от Ангела уведевша Господни ученицы/ и пpадеднее осуждение отвеpгша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испpовеpжеся смеpть,/ воскpесе Хpистос Бог,// даpуяй миpови велию милость.
Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и избавившись от прародительского осуждения,/ Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»
Кондак Недели о самаряныне, глас 8
Верою пришедшая на кладязь самаряныня/ видя Тя, премудрости воду,/ еюже напоишася обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.
Перевод: С верою пришедшая к колодцу самарянка увидела Тебя, премудрости воду. Ею напоенная обильно, она Царство Вышнее навеки унаследовала, славная.
Поскольку с 14 и до 21 мая Церковь празднует еще и Преполовение Пятидесятницы, на воскресной службе прозвучат песнопения, посвященные этому празднику.
О том, что такое Преполовение и почему мы его празднуем, читайте в нашем материале.
Тропарь Преполовения Пятидесятницы, глас 8
Преполовившуся празднику,/ жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ яко всем, Спасе, возопил еси:/ жаждай да грядет ко Мне и да пиет.// Источниче жизни нашея, Христе Боже слава Тебе.
Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!
Кондак Преполовения Пятидесятницы, глас 4
Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты боеси Источник жизни нашея.
Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»
Стихиры Недели о самаряныне
На вечернем богослужении в субботу 17 мая вы услышите стихиры Недели о самаряныне:
На источник пришел еси, Источниче чудес, в шестый час, Евин уловити плод: Ева бо в той изыде из рая, прелестию змиевою. Приближи бо ся самаряныня почерпсти воду, юже видев, рече Спас: даждь Ми воду пити, и Аз воды текущия насыщу тя. И во град текши, целомудренная народом возвести абие: придите, видите Христа Господа, Спаса душ наших.
Перевод: К источнику пришел Ты, Источник чудес, в час шестой, чтобы уловить Евы плод: ибо Ева в тот час вышла из рая, обманутая змием. И вот, приблизилась самарянка, чтобы зачерпнуть воды, и, ее увидев, сказал Спаситель: «Дай Мне попить воды, и Я водою ключевой насыщу тебя!» И, побежав в город, целомудренная тотчас возвестила множеству людей: «Придите, посмотрите на Христа Господа, Спасителя душ наших!»
На студенец яко прииде Господь, самаряныня моляше Благоутробнаго: подаждь ми воду веры, и прииму купельныя воды, радование и избавление. Животодавче Господи, слава тебе.
Перевод: Когда к колодцу пришел Господь, самарянка просила Милосердного: «Дай мне воду веры, / и получу я купели струи, радость и избавление!» Податель жизни, Господи, слава Тебе!
Собезначальный и Соприсносущный Сын и Слово Отчее, на источник прииде Источник исцелений, и жена от Самарии прииде почерпсти воду, юже видев, рече Спас: даждь ми воду пити и шедши пригласи твоего мужа. Она же яко человеку глаголющи, а не Богу, утаити тщашеся, глаголаше: не имам мужа. И Учитель к ней: истину рекла еси, не имам мужа: пять бо имела еси, и ныне егоже имаши, несть твой муж. Она же, о глаголе удивившися и во град текши, народом вопияше, глаголющи: придите, видите Христа, иже дарует мирови велию милость.
Перевод: Собезначальный и Совечный Сын и Слово Отца, к источнику пришел, Источник исцелений, и женщина из Самарии появилась, чтобы начерпать воды. Ее увидев, сказал Спаситель: «Дай Мне попить воды и пойди, пригласи твоего мужа». Она же, беседуя как с человеком, а не с Богом, стараясь утаиться, говорила: «У меня нет мужа!» И Учитель к ней: «Истинно сказала ты: “У меня нет мужа! ” — ибо ты имела пятерых, / и тот, кого ты имеешь ныне, не твой муж. Она же, этому слову поразившись и побежав в город, множеству людей возглашала, говоря: «Придите, посмотрите на Христа, Того, Кто дарует миру великую милость!»
При студенце Иаковли обрет Иисус самаряныню, просит воду от нея, облаками покрываяй землю. О чудесе! Иже Херувимы носимый, блуднице жене беседоваше, воды прося, Иже на водах землю повесивый, воды иский, Иже источники и езера вод изливаяй, хотя привлещи сию воистину, уловляему от сопостата врага, и напоити ю водою живою, палимую в безместиих люте, яко Един Благоутробный и Человеколюбец.
Перевод: При колодце Иакова найдя самарянку, Иисус просит у нее воды, облаками Покрывающий землю. О чудо! Херувимами Носимый с женщиной-блудницей беседовал; воды просил на водах землю Повесивший; воды искал источники и озера вод Изливающий, поистине желая привлечь ее, уловляемую неприятелем-врагом, и напоить водой живою ее, делами недолжными тяжко опаляемую, как единый Милосердный и Человеколюбец.
Чтение Евангелия
Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5–42
Комментирует священник Стефан Домусчи
Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.
Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Апостольское чтение
Деяния святых апостолов, глава 11, стихи 19–26, 29–30
Комментирует священник Павел Великанов
Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
День памяти святых
Великомученица Ирина (I)

icons.pstgu.ru
Святая была дочерью печально известного правителя Ликиния — гонителя христиан. Но по ее молитвам тысячи язычников пришли к вере. Слушайте житие великомученицы Ирины на радио «Вера».
Обрéтение мощей преподобного Иакова Железноборовского (1613)

Иаков Железноборовский Икона с сайта Костромской митрополии
Рассказ о святом, которого почитали великие князья Руси, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Варлаам Серпуховской (1377)

Святой был келейником святителя Алексия Московского и основателем Владычнего монастыря в Серпухове. Благословила строить обитель на ее нынешнем месте Сама Богородица, голос Которой слышали Варлаам и святитель Алексий. Подробностей жизни подвижника не сохранилось, однако чудеса у его гроба совершаются до сих пор.
Преподобномученик Ефрем Новый, Неамакринский чудотворец (1426)

Ефрем Новый
azbyka.ru
Греческий святой, явивший себя миру в 1950 году, когда были обретены его нетленные мощи. Он жил в монастыре, разграбленном пиратами-мусульманами, и за отказ отречься от веры был замучен ими до смерти. Чудеса по молитвам к подвижнику совершаются и в XXI веке.
Икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (1878)

Перед этим образом обращаются в молитве к Богородице страдающие от зависимостей, особенно от алкоголизма и наркомании. Слушайте рассказ о чудесном явлении иконы на радио «Вера».
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!