Ангел вопияше…
Это песнопение — одна из самых последних частей Пасхального канона, написанного в VIII веке преподобным Иоанном Дамаскином. Оно посвящено Пресвятой Богородице. Являясь частью утрени, этот текст исполняется и во время литургии — сразу после того, как хлеб и вино на Святом Престоле становятся Телом и Кровью Спасителя. Обычно в этот момент поется песнопение «Достойно есть», но в ряде случаев оно — как правило, по двунадесятым праздникам — заменяется другими текстами в честь Богородицы, которые получили наименование «задостойники», то есть заменители «Достойно есть».
Ангел вопияше. Текст
Ангел вопияше Благодатней: / Чистая Дево, радуйся! / И паки реку: радуйся! / Твой Сын воскресе / тридневен от гроба / и мертвыя воздвигнувый, / людие, веселитеся. / Светися, светися, / Новый Иерусалиме, / слава бо Господня / на тебе возсия. / Ликуй ныне / и веселися Сионе, / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о восстании Рождества Твоего.
Перевод:
Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил». Люди, торжествуйте! Светись, светись, Новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.
- Вопияше — возглашал;
- паки — снова;
- тридневен — в третий день;
- воздвигнувый — воскресив;
- красуйся — радуйся;
- восстании — воскресении;
- Рождества Твоего — Рождённого Тобой.
Ангел вопияше. Смысл
«Ангел вопияше…» имеет очень широкий образный ряд. Первая часть этого церковного гимна отсылает нас к событиям Благовещения, когда ангел возвестил Деве Марии о том, что Она родит Спасителя мира, и первого утра после Воскресения Христова, когда, по преданию, тот же ангел явился Богородице и сказал Ей о том, что Ее Сын воскрес. По преданию, второе явление ангела сопровождалось теми же словами, что и во время Благовещения: «Радуйся!»
Вторая же часть является отсылкой к ветхозаветному пророчеству Исаии, который предвидел грядущую славу Иерусалима (Ис 60:1). Для христиан Сион не просто географический объект, а символ и олицетворение всего Царства Божия, горнего Иерусалима. Иногда Сионской горой именуют и Саму Богородицу, больше всех других людей послужившую делу нашего спасения и ставшую земной Матерью воплотившегося Бога.
Задостойник Пасхи — один из самых узнаваемых богородичных текстов. Он показывает, как высоко Церковь возносит подвиг Девы Марии, — настолько высоко, что даже в рамках литургии, самого главного богослужения, находится особое место для восхваления Царицы Небесной, ставшей честнейшей, достойнейшей и ближайшей к Создателю, чем все высшие ангельские чины.
Ангел вопияше. Слушать
Ангел вопияше. Ноты
Ангел вопияше. Ноты (скачать PDF)
Пасха — самый главный праздник церковного года, особенный, с самым продолжительным периодом празднования. И богослужения в эти дни тоже особенные, в них вплетаются уникальные и неповторимые тексты, которые буквально кричат нам о радости Воскресения Христова. Они написаны в разное время разными людьми, но одинаково пропитаны светом, воссиявшим из Гроба Господня. Самые известные и значимые из пасхальных песнопений мы разбираем в течение Светлой седмицы.
На заставке фрагмент фото spbda/www.flickr.com