Текст:
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й Воскресе́ние.
Перевод:
Хотя и спустился во гроб (был погребен) Ты, Бессмертный, но силу ада Ты разрушил и воскрес, как Победитель, Христос Бог, жёнам-мироносицам говоря "Радуйтесь!" и Твоим апостолам даруя мир и падшим - Воскресение.
Аще - хотя; снизшел - сошёл вниз, спустился; еси - есть; адову - ада; воскресл - воскрес; яко - как; вещавый - говоря; даруяй - даруя.
Смысл:
Кондак - небольшое песнопение (в одну-две строфы), как и тропарь, раскрывающее сущность праздника. Если тропарь Пасхи ("Христос воскресе из мертвых") является утверждением и свидетельством Воскресения Спасителя, то кондак раскрывает и дополняет содержание этого события.
В начале текста подчёркивается парадокс смерти Творца самим эпитетом "Бессмертне", как пишет Ефрем Сирин:
"Господь самим делом подтвердил смертным обетование Свое, показывая и на деле являя, что человеческая природа Его могла страдать..."
О сошествии во ад говорится в ветхозаветных пророчествах:
"От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (Осия 13, 14)
О нем говорят Апостолы:
"Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам" (Еф 4,8).
Последние фразы кондака ("женам-мироносицам вещавый: Радуйтеся! И Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй воскресение") напрямую восходят к Евангельскому тексту, о явлении Христа женам-мироносицам и апостолам в Сионской горнице; ключевые слова - "радуйтесь" и "мир".
"Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мф 28,9)
"В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!" (Ин 20,19).
"Падшим подаяй воскресение" - падшей называется наша человеческая природа, которой Бог даровал воскресение в жизнь вечную: "Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6,40).
Музыка архимандрита Феофана (Александрова) в исполнении Сретенского хора:
Архимандрит Феофан (ок 1785-1852) получил образование в Троице-Сергиевой и Вифанской семинариях. Закончив обучение, он был назначен регентом митрополичьего (лаврского) хора Троице-Сергиевой Лавры. После реформ духовно-учебных заведений будущий архимандрит вёл курсы церковного пения в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище. Уже в сане архимандрита он стал членом Комитета для устройства церковного пения. В рукописи известны 8 томов его сочинений: всенощное, литургия, великопостные песнопения, Страстная седмица, Пасхальные песнопения, песнопения всех двунадесятых праздников, праздников Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла, а также особые песнопения - при погребении, на акафистах, "Под Твою милость", "Утоли болезни".
Кондак Пасхи, глас 8. Изложение И. Валяева. Ноты (скачать PDF)
На заставке фрагмент фото spbda/www.flickr.com