Кондак Пасхи. Аще и во гроб снизшел еси

Кондак Пасхи. Текст

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Перевод:

Хотя и спустился во гроб (был погребен) Ты, Бессмертный, но силу ада Ты разрушил и воскрес, как Победитель, Христос Бог, жёнам-мироносицам говоря "Радуйтесь!" и Твоим апостолам даруя мир и падшим - Воскресение.

Аще - хотя; снизшел - сошёл вниз, спустился; еси - есть; адову - ада; воскресл - воскрес; яко - как; вещавый - говоря; даруяй - даруя.

Кондак Пасхи. Слушать

Кондак Пасхи. Смысл

Этот текст относится к типу кондаков — жанру, который зародился в Сирии в IV веке. Изначально кондаки представляли собой пространные поэмы, но со временем становились все короче и короче, пока не превратились в относительно короткие стихи, посвященные празднуемому событию. В современной практике они исполняются на утрени после шестой песни канона, в конце часов и на литургии после малого входа.

Как и большинство пасхальных песнопений, «Аще и во гроб снизшел еси…» принадлежит перу преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке. Написанные им молитвы и гимны наполнены глубоким богословским смыслом, и кондак Пасхи не исключение. В нем обыгрывается учение Церкви о тех плодах, которые принесло Воскресение Христово.

Христос пришел, чтобы восстановить возможность прямого общения человека с Богом и победить смерть. Для этого Христу пришлось умереть телесно. Чтобы победить смерть, нужно было к ней прикоснуться, а чтобы обессилел ад, нужно было войти в него. Что Христос и делает.

События Страстной седмицы были исполнением, завершающим этапом миссии Христа. Со стороны все это выглядело максимально неприглядно, нерадостно: интриги фарисеев, быстрый и предвзятый суд, циничный допрос у Пилата, бичевание, издевательства, крестные страдания, похороны на скорую руку, погребение в чужом гробу…

Неудивительно, что ученикам Христа произошедшее казалось крахом всего — и их собственной жизни, которую они посвятили следованию за Спасителем, и самой проповеди Христовой. И вот после всех этих ужасных событий Учитель предстает перед Своими учениками «яко Победитель», являя им Свою природу Богочеловека, Свое бессмертие и неподвластность тлению.

В пасхальном кондаке упоминается первое появление Христа после Своего воскресения. Когда Он явился женщинам-мироносицам, которые уже побывали у Его гроба, услышали слова Ангела о воскресении и пошли рассказать другим ученикам об этом, то сказал им: Радуйтесь… не бойтесь! (Мф 28:9–10). Радость выступает здесь в качестве антонима страха, а не печали. Радость не как смех, не как волнение чувств от сбывшейся мечты или неожиданного успеха, а как твердая уверенность, мир и светлый покой.

В кондаке изъяснена и причина такой радости: радуйтесь, потому что Христос и падшим подает воскресение, потому что ничего не нужно другого для жизни вечной, кроме желания самого человека ее получить и готовности предпринять усилия для получения желаемого.

Кондак Пасхи. Ноты

Кондак Пасхи, глас 8. Изложение И. Валяева. Ноты (скачать PDF)

Пасха — самый главный праздник церковного года, особенный, с самым продолжительным периодом празднования. И богослужения в эти дни тоже особенные, в них вплетаются уникальные и неповторимые тексты, которые буквально кричат нам о радости Воскресения Христова. Они написаны в разное время разными людьми, но одинаково пропитаны светом, воссиявшим из Гроба Господня. Самые известные и значимые из пасхальных песнопений мы разбираем в течение Светлой седмицы. Все тексты можно прочитать в здесь.


На заставке фрагмент фото spbda/www.flickr.com

0
7
Сохранить
Поделиться: