Неделя о слепом, воскресенье, 25 мая 2025 года: что будет в храме?

Воскресенье 25 мая Церковь называет Неделей о слепом. Евангельское чтение дня включает отрывок об исцелении Спасителем слепорожденного человека.

Самый известный русский святой, память которого совершается 25 мая, — священномученик и чудотворец Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Еще в этот воскресный день Церковь вспоминает святителей Епифания и Савúна Кипрских, Полувия Ринокирского и Германа Константинопольского, преподобного Дионисия Радонежского и мученика Иоанна Валаха, а также второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского. Новомучеников ХХ века священномученика Петра Попова и мученицу Евдокию Мартишкину чествует Церковь 25 мая.

Воскресенье, 25 мая 2025 года, о слепом

Исцеление слепорожденного человека было и остается непостижимым чудом. Евангелие от Иоанна рассказывает о нем достаточно подробно. Спаситель шел вместе с учениками по дороге, когда увидел слепого, просящего милостыню.

Ученики спросили, кто согрешил: сам слепой или его родители. В ответ они услышали, что не согрешили ни он, ни родители его, а произошло это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Господь плюнул на землю и помазал слепому глаза образовавшимся брением, а затем отправил его умыться в купели Силоам. Он умылся и вернулся зрячим.

Неделя о слепом, воскресенье, 25 мая 2025 года: что будет в храме?
Исцеление слепорожденного. Василий Худояров. 1860
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Соседи и все, кто знал о слепоте несчастного, были поражены. Они повели прозревшего к фарисеям, но тем было не до чуда — они негодовали, что исцеление произошло в субботу (день, посвященный Богу, когда ничего нельзя было делать).

Фарисеи допросили родителей исцеленного, но те отказались свидетельствовать о чуде из страха. Тогда продолжился допрос слепорожденного о Том, Кто его вылечил. Прозревший отвечал, что, если бы исцеливший его не был от Бога, не мог бы творить ничего. За эти слова фарисеи выгнали его.

Чуть позже, найдя бывшего слепого, Спаситель спросил, верует ли он в Сына Божия. Тот задал встречный вопрос: «А кто Он, чтобы мне веровать в Него?» Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он же ответил: «Верую, Господи!» И поклонился Ему.

Чудо исцеления слепорожденного аллегорически осмысляется в богослужебных текстах. Вникая в их содержание, мы понимаем: духовное зрение человек приобретает только во Христе. Те же, кто, как фарисеи, гордятся своим «прекрасным зрением», утверждают, что они знают Бога («у меня Бог в душе»), но при этом не живут подлинно христианской жизнью, часто оказываются духовно слепы.

Подробнее о понимании слепоты духовной и физической читайте в наших материалах:

В воскресенье 25 мая Церковь празднует прославление священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, которое произошло в 1913 году.

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 5

Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся, / яко благоволи плотию взыти на крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным воскресением Своим.

Перевод: Слово, Безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.

Кондак Недели о слепом, глас 4

Душевныма очима ослеплен,/ к Тебе, Христе, прихожду,/ якоже слепый от рождения,/ покаянием зову Ти:// Ты сущих во тме Свет пресветлый.

Перевод: С поврежденными очами души я к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения, в покаянии взывая Тебе: «Ты —пребывающим во тьме Свет пресветлый!»

Тропарь священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, на прославление, глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Перевод: Настал день светлого торжества, город Москва радуется и с ним Русь Православная ликует псалмопением и песнопениями духовными, ибо сегодня священный праздник явления почитаемых и подающих многие исцеления мощей святителя и чудотворца Ермогена, как незаходящее солнце воссиявших яркими лучами, разгоняющими тьму искушений и бед от всех, взывающих с верой: «Спасай нас, как заступник наш, великий Ермоген».

Песнопения в воскресенье о слепом

На вечернем богослужении в субботу 24 мая вы услышите следующие песнопения:

Господи, мимоходя путем, / обрел еси человека слепа от рождения, / и, удивлении бывшее, ученицы вопрошаху Тя, глаголюще: / Учителю, кто согреши: сей ли, / или родители его, да слеп родися? / Ты же, Спасе мой, возопил еси к ним: / ни сей согреши, ни родители его, / но да явятся дела Божия на нем. / Мне подобает делати дела Пославшаго Мя, / яже никтоже может делати. / И сия рек, плюнув долу и брение сотворь, / помазал еси очи его, рек к нему: / иди, умыйся в Силоамстей купели. / Он же умывся здрав бысть и вопияше к Тебе: / верую Господи, и поклонися Тебе. / Темже вопием и мы, помилуй нас.

Перевод:

Господи, проходя по дороге, обрел Ты человека, слепого от рождения; и, придя в изумление, ученики вопрошали Тебя, говоря: «Учитель, кто согрешил: он или родители его, что слепым родился?» Ты же, Спаситель мой, возгласил к ним: «Ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явились дела Божии на нем. Мне подобает делать дела Пославшего Меня, которых никто не может делать». И, сказав это, плюнув на землю и смесь из слюны соделав, Ты помазал очи его, сказав ему: «Иди, умойся в Силоамской купальне». Он, же умывшись, стал здоров и возглашал к Тебе: «Верую, Господи!» — и поклонился Тебе. Потому и мы взываем: «Помилуй нас!»

Правды Солнце мысленное, Христе Боже, / из утробы света лишеннаго / Твоим пречистым прикосновением просветившее обоюду / и наша очи душевныя озарившее, / сыны дне покажи, / да верою вопием Ти: / многое Твое и неизреченное, еже на нас, благоутробие, / Человеколюбче, слава Тебе.

Перевод:

Невещественное Солнце правды, Христе Боже, от чрева матери света лишенного Твоим пречистым прикосновением двояким образом просветившее! / И наши очи душевные озарив, сынами дня нас яви, чтобы нам с верою взывать к Тебе: «Велико и неизреченно милосердие Твое к нам; Человеколюбец, слава Тебе!»

Слепый родивыйся, в своем помысле глаголаше: / еда аз грех ради родительных родихся без очию? / Еда аз за неверие языков родихся во обличение? / Не домышляюся вопрошати, / когда нощь, когда день? / Не терпита ми нозе каменнаго претыкания, / не видех бо солнца сияюща, / ниже во образе мене Создавшаго. / Но молю Ти ся, Христе Боже, / призри на мя и помилуй мя.

Перевод:

Слепым родившийся в своем уме так рассуждал: «Неужели я за грехи родителей родился без очей? Не из-за неверия ли народов я родился им во обличение? Не могу уже я спрашивать: когда ночь, когда день? Не в силах уже мои ноги о камни претыкаться: ведь не видел я ни солнца сияющего, ни Создателя моего во образе человеческом. Но молю Тебя, Христе Боже, призри на меня и помилуй меня!»

Мимоходя Иисус от святилища, / обрете человека, слепа от рождения, / и, умилосердився, положи брение на очию его и рече к нему: / иди умыйся в Силоаме, / и умывся прозре, славу возсылая Богу. / Соседи же его глаголаху ему: / кто твои зеницы отверзе, / ихже никтоже от зрящих исцелити возможе? / Он же возопив, рече: / Человек Иисус глаголемый, / Он ми рече: умыйся в Силоаме, и прозрех. / Той есть воистину, / Егоже рече Моисей в законе Христа Мессию: / Той есть Спас душ наших.

Перевод:

Иисус, проходя от святилища, обрел человека, слепого от рождения, и, сжалившись, положил смесь из глины на очи его и сказал ему: «Иди, умойся в Силоаме». И, умывшись, он прозрел, славу воссылая Богу. Ближние же его говорили ему: «Кто отверз глаза твои, которых никто из видящих не смог бы исцелить?» Он же возгласил, говоря: «Человек, называемый Иисус, Он мне сказал: «Умойся в Силоаме» — и я прозрел. / Он — воистину Тот, / о Ком говорил Моисей в законе как о Христе-Мессии; / Он — Спаситель душ наших!»

Все житие слепый нощь помышляя, / возопи к Тебе: / Господи, отверзи ми зеницы, / Сыне Давидов, Спасе наш, / да со всеми и аз воспою Твою силу.

Перевод:

Всю жизнь свою считая ночью, слепой воззвал к Тебе, Господи: «Отверзи мне очи, Сын Давидов, Спаситель наш, чтобы и я со всеми воспел Твою силу!»

Всех Владыка и Творец, преходя, обрете на пути слепа седяща, плачуща и глаголюща: не видех в житии солнца сияюща, ниже луны света озаряющаго. / Темже вопию Ти: / Рождейся от Девы, просвещей всяческая, / просвети мя, яко Благоутробен, / да зову припадая Тебе, Владыко Христе Боже: / прегрешений оставление даруй, / за множество милости нам, Человеколюбче.

Перевод: Всех Владыка и Творец, проходя, обрел на пути сидевшего слепого, плакавшего и говорившего: «Не видел я в своей жизни ни солнца сияющего, ни луны, все светом озаряющей. Потому взываю к Тебе: Родившийся от Девы, чтобы все просветить! Просвети меня, как милосердный, дабы я восклицал, припадая к Тебе, Владыка Христе Боже: Согрешений прощение мне даруй, по множеству милости Твоей, Единый Человеколюбец!»

За милосердие милости воплотивыйся, Христе Боже, / света лишеннаго от утробы / милосердием неизреченных щедрот / сияния Божественнаго сподобил еси, / сего зеницам перстию создательными персты Твоими прикоснувыйся: / Сам и ныне, Светодателю, / и наша озари душевная чувства, / яко Един Независтнодатель.

Перевод: По милости сердечной воплотившийся, Христе Боже, лишенного света от чрева матери милосердием несказанного Твоего сострадания Ты сияния Божественного удостоил, глаз его коснувшись созидающими из праха перстами Твоими; Сам и ныне, света Податель, / и наши душевные чувства озари, как Единый, щедро Дарующий.

Неделя о слепом — последнее воскресенье пасхального периода. В среду, 28 мая, совершается Отдание праздника Пасхи, то есть завершение празднования. Пасхальный период продолжался 40 дней и завершается Вознесением Господним. В этом году этот двунадесятый праздник приходится на 29 мая, четверг.

Чтение Евангелия

Евангелие от Иоанна, глава 9, стихи 1–38

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру.

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Если совершается служба священномученика Ермогена, то в храмах читаются следующие отрывки из Священного Писания:

Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9–16

Комментирует священник Антоний Борисов

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Апостольское чтение

Деяния святых апостолов, глава 16, стихи 16–34

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Если совершается служба священномученика Ермогена, то в храмах читаются следующие отрывки из Священного Писания:

Послание апостола Павла к Евреям, глава 13, стихи 17–21

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков!

Аминь.

День памяти святых

Святитель Епифаний, епископ Кипрский (403)

Неделя о слепом, воскресенье, 25 мая 2025 года: что будет в храме?
Святитель Епифаний / радио «Вера»

Краткое житие подвижника, богослова и чудотворца святителя Епифания слушайте на радио «Вера».

Святитель Герман, патриарх Константинопольский (740)

Неделя о слепом, воскресенье, 25 мая 2025 года: что будет в храме?
Святитель Герман /
радио «Вера»

Рассказ о бесстрашном защитнике почитания святых икон слушайте на радио «Вера».

Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит (1633)

Неделя о слепом, воскресенье, 25 мая 2025 года: что будет в храме?
Преподобный Дионисий Радонежский/радио «Вера»

В Смутное время он помогал беженцам в стенах Лавры. За исправление неточностей в богослужебных книгах преподобного Дионисия обвинили в ереси и заключили в тюрьму. Слушайте рассказ о подвижнике на радио «Вера».

Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1989)

Неделя о слепом, воскресенье, 25 мая 2025 года: что будет в храме?

К его мощам до революции приходили десятки тысяч человек. Подробнее о чудесах святого Симеона читайте в нашем материале.

Мученик Иоанн Валах (Влах) Румынский (1662)

Неделя о слепом, воскресенье, 25 мая 2025 года: что будет в храме?
Мученик Иоанн Валах /azbyka.ru

Ему было 15 лет, когда турки разорили Румынию и увели его среди тысяч румын в плен. Юноша был очень красивым, умным и верующим. С терпением он переносил многомесячные трудности плена — голод, болезни, побои. Его склоняли к содомскому греху, суля свободу и почести, но он твердо отказывался. За верность Христу и Его заповедям его долго пытали и, не добившись ничего, казнили.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Петр Попов (1895–1937)

Неделя о слепом, воскресенье, 25 мая 2025 года: что будет в храме?
Священномученик Петр Попов / fond.ru

Житие бескомпромиссного священномученика слушайте на радио «Вера».


Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
11
Сохранить
Поделиться: