Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?

Воскресенье 23 февраля продолжает подготовку к Великому посту и называется Неделей о Страшном суде. В этот день Церковь вспоминает священномученика Харалампия Магнезийского и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц, благоверную княгиню Анну Новгородскую, преподобных Прохора Печерского и Лонгина Коряжемского, праведную Галину и мучениц Еннафу, Валентину и Павлу. Священномученики Константин Верецкий, Петр Грудинский и Валериан Новицкий пострадали за веру 23 февраля. Икону Божией Матери «Огневидная» чтит Церковь в этот воскресный день.

Воскресенье, 23 февраля 2025 года, Неделя мясопустная, о Страшном суде

Воскресенье 23 февраля Церковь посвящает событию, которое человечеству еще только предстоит, — Страшному суду. Почему последняя подготовительная Неделя посвящена именно концу света? Стоит ли его бояться и как к нему можно подготовиться?

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 2

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: /Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Перевод: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

В воскресенье 23 февраля на литургии прозвучит отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о пришествии Сына Человеческого во славе Своей. Поэтому воскресенье называется Неделей о Страшном суде, и в богослужебных текстах как воскресного дня, так и всей последующей седмицы основной темой будут события конца света и Второго Пришествия.

Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1

Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго,и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший.

Перевод: Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою, весь мир затрепещет; река огненная течет пред Престолом Суда, книги открываются и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и удостой меня стать справа от Тебя, Судия праведнейший.

К особенностям третьей подготовительной к Великому посту Недели можно отнести пронзительные песнопения, повествующие о Страшном суде. Например, стихиры на «Господи воззвах».

Стихиры на «Господи воззвах»

Егда хощеши приити, суд праведный сотворити, Судие праведнейший, на престоле славы Твоея седяй, река огненная пред Твое судилище ужасающая влечет всех, предстоящим Тебе небесным силам, человеком же судимым страхом, якоже кождо содела: тогда нас пощади и части, Христе, сподоби спасаемых, яко благоутробен, верою молим Тя.

Перевод: Когда Ты вознамеришься придти суд праведный сотворить, Судия праведнейший, восседая на престоле славы Твоей, река огненная ужасающая пред Твоим судейским местом увлекает всех, и предстоят Тебе небесные Силы, и люди со страхом судятся в том, что каждый соделал; тогда пощади нас, Христе, и удостой участи спасаемых, как милосердный, с верою молим Тебя.

Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков пред нестерпимым судилищем: возшумит же юдоль вся страшным скрежетанием плача, вся видящи согрешившия, вечнующим мукам судом праведным Твоим отпущаемыя и бездельно плачущия, Щедре. Темже Тя молим, Блаже: пощади нас поющих Тя, едине Многомилостиве.

Перевод: Книги раскроются, явлены будут деяния людей перед нестерпимым судилищем, и огласится вся долина плача страшным скрежетом при виде всех согрешивших, в муки вечные судом Твоим праведным отсылаемых и напрасно плачущих жалостно. Потому Тебя молим, Благой: «Пощади нас, воспевающих Тебя, единый Многомилостивый!»

Возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее, добрая содеявшии в радости радуются, чающе мзду восприяти: согрешившии же трепещут, люте рыдающе, в муку посылаеми и от избранных разлучаеми. Господи славы, ущедри нас, яко Благий, и части сподоби возлюбивших Тя.

Перевод: Возгласят трубы, и опустеют гробницы, и воскреснет все естество человеческое трепещущее: доброе соделавшие в восторге радуются, ожидая получения награды; согрешившие же трепещут, страшно рыдая, в муку посылаемые и от избранных отделяемые. Господи славы, пожалей нас, как Благой, и удостой участи возлюбивших Тебя.

Плачу и рыдаю, егда в чувство прииму огнь вечный, тьму кромешную, и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быти без меры согрешившим, и Тебе, преблагаго нравом, лукавым прогневавшим, от нихже един и первый есмь аз окаянный, но, Судие, милостию Твоею спаси мя, яко благоутробен.

Перевод: Плачу и рыдаю, когда чувством представлю огонь вечный, тьму внешнюю, и тартар, и ужасного червя, а также и зубов скрежет непрестанный, муку, предстоящую безмерно согрешившим и Тебя, преблагого, нравом злым прогневавшим, из них один, и притом первый, — я, несчастный! Но милостию Твоею, Судия, спаси меня, как милосердный.

А во время пения стихир на стиховне прозвучит следующая стихира

Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Что не трепещиши вся страшнаго судища Спасова? Убо что отвещаеши? Или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти, но веем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния великия ради милости Твоея.

Перевод: Увы мне, омраченная душа, доколе от злых дел не отстаешь? Доколе беспечности предаешься? Что не помышляешь о страшном часе смерти? Почему не трепещешь вся пред страшным судилищем Спасителя? Что же скажешь ты во оправдание свое? Или какой дашь ответ? Дела твои предстоят для обличения тебя, деяния изобличают и обвиняют. Отныне, о душа, настало время: беги, поспеши, с верою воззови: «Согрешил я, Господи, согрешил перед Тобою; но знаю, Человеколюбец, милосердие Твое, Пастырь добрый, не отлучи меня от предстоящих справа от Тебя по великой Твоей милости!»

На утрене (вечером в субботу) после чтения Евангелия и песнопения «Воскресение Христово видевше» мы вновь услышим 136-й псалом «На реках Вавилонских...» и тропари  «Покаяния отверзи ми двери».

На каноне утрени в Неделю о Страшном Суде в качестве катавасии (песнопение, исполняемое в конце каждой песни канона на утрене в праздничные и особые дни) поются ирмосы Великого покаянного канона Андрея Критского. Как и обычные ирмосы канона, они связаны с библейскими событиями: исходом израильтян из Египта, прохождением через Чермное (Красное) море, а также пророчествами о грядущем избавлении и Спасителе.

Катавасию открывает следующий ирмос:

Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

Перевод: Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.

Этот же покаянный текст мы услышим в первую седмицу Великого поста, когда придем в храм на чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

В среду и пятницу, 26 и 28 февраля, — Божественная литургия не служится, на богослужениях в эти дни начинаются поклоны с молитвой Ефрема Сирина.

Чтение Евангелия

Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31–46

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Апостольское чтение

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 8, стих 8 — глава 9, стих 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

Традиции праздника

Неделя о Страшном суде называется мясопустной. По традиции, в Неделю о Страшном суде заговляются, то есть 23 февраля  — последний день перед началом Великого поста, когда едят мясо.  С 24 февраля и до праздника Пасхи 20 апреля православные христиане не едят мясной пищи.

Подробнее о традициях последней перед Великим постом Недели, читайте в нашем материале.

День памяти святых

Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, и с ним мученики Порфирий, Ваптос и три мученицы (202)

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?
Харалампий Магнезийский. 18 в. Иконописец: Леон Лечодис
icons.pstgu.ru

Рассказ о подвиге 100-летнего священномученика Харалампия слушайте на радио «Вера».

Праведная Галина (III)

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?
Праведная Галина
obitel-minsk.ru

Святая была дочерью царя-язычника, который пытками склонял священномученика Харалампия поклониться богам. Она разрушала их идолы в капище, бесстрашно исповедала свою веру, с почестями похоронила святого после казни. Отец не посмел наказать ее, и она прожила свой век в христианском благочестии. 

Благоверная княгиня Анна Новгородская (XI)

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?

Краткое житие Ингигерды, дочери шведского короля святого Олафа и супруги Ярослава Мудрого, слушайте на радио «Вера».

Преподобный Прохор, в Ближних пещерах (1107)

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?
Прохор. azbyka.ru

Его звали «лебедником», потому что он питался этим сорняком вместо хлеба. Но когда настал страшный голод, смог накормить им нуждающихся, и «хлеб» из лебеды оказался вкусным. Слушайте рассказ о почитании преподобного Прохора князем Святополком на радио «Вера».

Преподобный Лонгин Коряжемский (1540)

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?
Лонгин. Сольвычегодск. 1658 г. patriarchia.ru

Преподобный Лонгин отправился на поиски отшельнической жизни уже глубоким старцем. В глухом лесу, на месте слияния рек Вычегды и Коряжемки, основал Николаевскую Коряжемскую обитель. Для своих учеников он стал примером несения монашеского подвига. Умирая, заповедал похоронить его при входе в храм, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его могилу. Братия не смели ослушаться завещания и погребли своего игумена там, где он приказал. Вскоре святой начал являться страждущим, а от его могилы стали происходить чудеса.

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?
Фото Ксении Рудь. Группа в ВК Храм преподобного Лонгина Коряжемского

В сентябре 1918 года в Николаевском монастыре были расстреляны находившийся здесь архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосий (Соболев), архимандрит Николаевского Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков). В 2005 году их прославили в лике новомучеников.

В настоящее время монастырь не действует. В храме Лонгина Коряжемского хранятся православные реликвии: вериги и власяница основателя обители.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Константин Верецкий, Ростовский (3 июня 1874 — 23 февраля 1918)

Краткий рассказ о священномученике Константине «Вот, пришли мои убийцы, помолимся» читайте на нашем сайте.

Священномученик Петр Грудинский (1877–1930)

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?
Фото с супругой. fond.ru

Историю о том, как не отречься от веры и от жены, читайте в нашем материале.

Священномученик Валериан Новицкий (1897–1930)

фото (с супругой) - https://fond.ru/home/person_page/photo/216/0/

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?
Фото с супругой. fond.ru

«Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и священного сана. Я отказался. Как ты справишься с детишками?» — писал молодой священник из тюрьмы. Слушайте рассказ о священномученике Валериане на радио «Вера».

Иконы Богородицы

Икона Пресвятой Богородицы «Огневидная»

Неделя о Страшном суде, воскресенье, 23 февраля 2025 года: что будет в храме?
Огневидная. azbyka.ru

В молитвах и песнопениях Пресвятая Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Престолом Херувимского огня». В молебном каноне Пресвятой Богородице Она уподобляется «Огневидной Колеснице Слова». Название образа связано с огненно-красными оттенками, в которых выполнены лик и одежды Божией Матери.  Алый цвет символизирует кровь искупительной жертвы Агнца Божия — Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человечества. Поэтому к этой иконе обращаются с просьбой об исцелении от любых заболеваний. А также с молитвой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих.

Чудотворный образ Богородицы «Кафрептис», списки которого называют «Огневидная», пребывает в афонском монастыре Симонопетра. По преданию, он был обретен на Святой Горе 23 февраля 845 года.

Первая упоминаемая в исторических документах икона Божией Матери «Огневидная» была написана в 1812 году, в святцы ее внесли в 1815-м. Этим объясняется, что в православном молитвослове нет молитвы, составленной специально для этого образа. Поэтому пред этой иконой возносятся обычные Богородичные молитвы.


Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
14
Сохранить
Поделиться: