Неделя о Страшном суде - Православный журнал «Фома»
Неделя о Страшном суде
Страшный суд, Джотто ди Бондоне 1306 г.

Неделя о Страшном суде

4 мин.
iframe
Код скопирован

19 февраля 2023 года — третья подготовительная неделя Великого поста, Неделя о Страшном суде.

Радость Страшного суда

В ходе церковного года мы вспоминаем события истории нашего спасения, которые уже находятся в прошлом, —такие как Благовещение, Рождество Спасителя, Его Крещение и выход на общественное служение, жертвенная смерть и Воскресение. Исторически мы не присутствовали при них и не могли, хотя они и имеют определяющее значение для нашей жизни здесь и сейчас.

Но одно событие, которое мы вспоминаем в Церкви, еще только должно произойти — и произойти со всеми нами. Мы все станем его свидетелями, и более того, будем вовлечены в него самым непосредственным образом.

Это событие, которое называется Последним судом. Мы привыкли к тому, что его называют Страшным, и часто его образы в средневековом искусстве должны были именно нагнать страху в педагогических целях, чтобы люди испугались и исправились.

Это не то чтобы неверно, но это неполно.

Страшный суд Босх
Босх "Страшный суд"

Суд одновременно является и невыразимо пугающим — и невыразимо радостным событием.

Христос приходит в этот мир во славе, чтобы исцелить, спасти и преобразить его. Долгие века греха, смерти и боли оказываются позади; все ужасы и трагедии человеческой истории приходят к концу, чтобы никогда более не вернуться. Мертвые воскресают, и наступает та «жизнь будущего века», «жизнь вечная и блаженная», которую верующие ожидали с трепетом и надеждой. Благословенные наследуют Царство, уготованное им от создания мира, все земные скорби оборачиваются вечным торжеством. Это радость настолько огромная, что мы не могли бы ее вместить сейчас — нам еще нужно расти и через многое пройти, чтобы сделаться достаточно большими для нее.

Но с другой стороны, этот суд обоснованно называют Страшным. Человек может и не войти в это Царство — у него есть свободная воля, он может и отказаться. Причем входим в это Царство — или отказываемся войти — мы уже здесь и сейчас. Чтобы стать жителями Небесного Града, мы должны глубоко измениться, вернее, позволить Богу нас глубоко изменить. Иначе мы не можем войти в Град — даже не потому, что нас не пустят, просто потому что мы не сможем и даже не захотим быть его гражданами.

Примерно так же, как законченный эгоист не может и даже не хочет быть счастливым ни в браке, ни в дружбе, ни в работе: его испорченная душа просто не может вместить этих даров. Ввести нераскаянного, не преображенного благодатью грешника в рай невозможно — он принесет свой ад с собой.

Страшный Суд Рублев
Андрей Рублев. Фреска «Страшный суд»

Но грех означает не только то, что мы отворачиваемся от Бога и противимся Его спасительной воле, он также означает, что мы скрываем (в том числе от самих себя) свой подлинный выбор. Люди отказываются видеть свои грехи: как было сказано в заголовке одной книги по психологии, «Ошибки были допущены... Но не мной».

И вот Суд — это момент, когда мы оказываемся перед лицом реальности, истины о нас и о том выборе, который мы совершили в течении жизни — и больше не можем от этой реальности спрятаться. И мы уже не можем ничего изменить — как бывает в жизни, когда мы совершаем катастрофически плохие — и невозвратные решения. Молодой человек разругался с возлюбленной — и все никак не смирится до того, чтобы попросить прощения, а потом она выходит замуж за другого. Мужчина настаивает на аборте, а потом десятилетиями думает о том, что у него мог бы быть сын — его радость, гордость и опора. Но эти земные трагедии исцелимы: Бог может принять нас, простить и утешить, если мы приходим к нему, оплакивая наши грехи.

Страшный суд Микеланджело
Микела́нджело Буонарро́ти. Фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле

Но есть и окончательная, невозвратная трагедия, когда человек осознает, что всю жизнь перед ним была открыта дверь в Царство и его настойчиво приглашали, но он не захотел, предпочел что-то другое, что-то земное и временное, что все равно выскользнуло у него из рук, — а теперь уже поздно.

И вот Церковь, напоминая о Страшном суде, говорит, что вот сейчас, сегодня, еще не поздно. Мы можем покаяться, обратиться, сдаться Богу и дать Его благодати изменить нас.

Господь говорит о том, чем благословенные отличаются от проклятых, те, кто войдут от тех, кто останется «во тьме внешней»: благословенные проявляют действенную любовь к ближним. Это не значит, что они сдали какой-то норматив по добрым делам, это значит, что они являются людьми определенного типа, теми, для кого в радость служить Богу и людям.

Мы не можем преобразить себя сами; но Бог сделал все, что нужно для нашего спасения: Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, Он создал Церковь, вознесся к Отцу, ниспослал нам Святого Духа. Мы призваны довериться Богу — и тогда Он сделает нас благословенными. Он глубоко изменит наш характер и то, что мы из себя представляем. И тогда мы услышим на Суде: «Приидите, благословенные».

На заставке: Страшный суд, Джотто ди Бондоне 1306 г.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (94 голосов, средняя: 4,91 из 5)
Загрузка...
22 февраля 2020
Поделиться:

  • Радик
    Радик2 года назадОтветить

    Имлад, доброго времени суток! А по какой причине Господь Бог оставил в живых Каина? Все просто, ведь от него произошли многие народы и великие праведники.
    И не на все воля Божья, ведь Он дает нам право выбора. И нет ничего более сильного, чем чувство материнства и отцовства! И обязательно надо родить этого ребенка и, уповая на Волю Господа, постараться воспитать его в праведности и любви, и в любви к Господу Богу!
    Ведь почему дети повзрослев часто отворачиваются от Господа? Потому что мы сами ведем себя не подобающим образом - не молимся, не ходим на службы. Поэтому всегда необходимо воспитывать не только детей, но и себя самого.
    Храни нас всех Господь Бог!

  • Имлад
    Имлад4 года назадОтветить

    Темы, касающиеся посмертной судьбы человечества, так или иначе приводят мысль к одному из проклятых вопросов христианства: "Почему Бог, знающий тех, кто не спасётся - всё-таки даёт им бытие?" Ведь нравственное чувство внутри нас утверждает: никто не должен страдать. Тем более бесконечно, без возможности избавления от мук. Это подтверждается одним вопросом, который я задавал нескольким верующим людям: "Представь, что ты ждёшь ребёнка, но у тебя есть абсолютно достоверное знание о том, что он станет великим преступником и причинит много горя людям и себе, а после смерти, естественно, будет вечным жителем ада. Разумеется, по своей собственной воле. Ты можешь не допустить рождения этого ребёнка. Что ты выберешь?" Вопрос сей вызывал большие затруднения. Может быть и ошибочно так грубо сравнивать человека и Бога, но демиург, дающий утвердительное решение, вызывает чувство глубокого отчуждения. Рассуждения некоторых православных, которые я встречал по этому поводу, в виде превращения неспасённых людей в некие бесоподобные сущности, которым В ПРИНЦИПЕ невозможно сочувствовать, вызывают чувство внутренней тошноты.
    Для людей, не имеющих личного опыта встречи с Творцом и шествующих по пути рационального постижения откровения - это пока нерешённый вопрос. Решить его могла бы только концепция конечности адских мук. Многие из церковной среды, в том числе и святые отцы, чувствовали эту проблему и пытались разрабатывать соответсвующие идеи, начиная от Оригена и заканчивая Алексеем Ильичем Осиповым, но остальной христианский мир мыслил иначе и реагировал на такую крамолу весьма агрессивно.
    Не жду ответа на вопрос, на который уже давно устал искать ответ, но может быть чуду случиться?

  • Алекс
    Алекс4 года назадОтветить

    мне понравилась ваша церковная пропоганда. главное не грешить 10ю заповедями -остальное все надуманное..

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь