Что мы знаем о Страшном суде - Православный журнал «Фома»

Что мы знаем о Страшном суде

01

Правда ли, что Страшный суд — выдумка средневековых богословов?

Нет, Церковь с первых веков своего существования верила в то, что наступит кончина времен, что каждый человек даст ответ за свои мысли, слова и поступки. Это отражено и в Ветхом Завете, и в Новом, где Бог именуется в том числе Судьей. Сам Иисус Христос в притчах и проповедях неоднократно говорит о неотвратимости и всеобщности Страшного Суда. В 381 году III Вселенский собор закрепил учение о воздаянии, о воскресении мертвых и о вечной жизни в Символе веры — задолго до наступления эпохи Средневековья.

02

После смерти праведники попадают в Рай, а грешники — в ад?

Это довольно распространенная формулировка, но с богословской точки зрения не совсем точная. Конечно, то, куда попадают души после расставания с телом, вполне можно назвать адом и раем. Однако в полном смысле адом и Раем они станут только после Страшного суда. Дело в том, что Рай — как место, где человек находился в абсолютной гармонии с Богом — был разрушен грехопадением Адама и Евы, и в рамках нынешнего мира, зараженного злом, его существование невозможно. Ад же, наоборот, был разрушен Христом, когда Спаситель перед собственным Воскресением вывел оттуда всех ожидавших Его. Поэтому Рай в полном смысле настанет только после окончательного обновления вселенной, а ад станет неотвратимой реальностью после Страшного суда, когда участь грешников решится окончательно.

03

Страшный Суд — событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?

После того, как в теле прекращаются все биологические процессы, духовная составляющая человеческой природы — бессмертная душа — отделяется от него и покидает земной мир. Над ней совершается частный суд — она предстает перед Богом и держит перед Ним ответ. В результате души переходят в состояние «ожидания» — либо вечного блаженства, либо вечных мук.

04

Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?

В православном понимании суд Божий — это констатация того, в каком состоянии предстала душа перед Создателем. Бог действительно любит в полной мере всех и каждого. Но человек, полюбивший беззаконие, сам отходит от Бога и отталкивает от себя Его благодать, то есть отвергает себя от рая. Проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой.

05

Может ли душа не хотеть попасть в рай?

Да. Главная радость Рая — и до, и после Страшного суда — это Сам Бог. Если человек всю жизнь, пусть даже через лабиринты греха и страсти, шел к Нему, Его жаждал, то его душа будет в раю ликовать — оттого, что наконец обрела Того, Кого искала. Если же при жизни земной личность была равнодушна к Творцу, или вовсе относилась к Нему враждебно, то даже одно Его имя будет раздражать, причинять боль. Такая душа в Рай не захочет, хотя и может иметь много «формальных заслуг».

06

Почему последний суд называют Страшным?

Во-первых, дела и мысли каждого человека будут явлены другим, а у любого человека есть то, в чем страшно признаться даже самому себе. Во-вторых, после нашей кончины время, как мы его ощущаем сейчас, перестанет существовать, наступит вечность. А у нее есть одна особенность — тот, кто попадает в нее, должен окончательно определиться! Он может лишь совершенствоваться, но радикальных перемен с ним уже не происходит. И если человек окончательно утвердится во зле, то после наступления вечности он обречен на страдания, которым не будет конца — его собственные страсти вечно будут палить его, истончая душу, но не уничтожая ее полностью. Ну а в-третьих, и это самое важное, Страшный суд страшен тем, что на нем человек сам зачитает себе приговор, а Господь лишь утвердит его. Последний суд — это последний шанс посмотреть на Бога преданными любящими глазами. И многие этот шанс так и не используют.

07

Когда будет конец света и Страшный суд?

Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.

08

Что будет с телом после суда?

Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком — как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.

09

Правда ли, что будет два Страшных суда — для христиан, и для всех остальных?

Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.

10

Что Священное Писание говорит о Страшном суде?

Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... ...Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... ...И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46).

|Читайте также:
Евангелие о Страшном суде

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (171 голосов, средняя: 4,82 из 5)
Загрузка...
22 февраля 2020
Поделиться:

  • Ilia
    Ilia2 года назадОтветить

    Добрый день. Я не знаю, что такое хилиазм, однако, неужели прямо не написано? что:
    Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
    17 ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:17-18).
    И если причитать Откровение Иоанна Богослова всю 20 главу, неужели прямо не написано? что:
    4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6)
    Вот например, здесь написано:
    52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:52-53)
    Но это не могло быть первым воскресением, потому что, так или иначе, прямо написано
    4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)
    То есть, здесь прямо написано, что в первом воскресении попали святые, которые претерпели гонения за Иисуса Христа, а во время распятия Иисуса Христа гонимых за Него не могло быть, вдобавок, Иисус еще не был воскрешен из мертвых.
    Вот еще:
    Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фесс.4:15-17)
    И еще:
    1Кор.15:21-23 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
    То есть, можно сказать, что Христос уже воскрес, а Христовы воскреснут по Его пришествии.
    И потом:
    12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. (Откровение 20:12-13)
    Вот хорошо было бы, если священник даст комментарии к этим отрывку из священного писания.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 года назадОтветить

      А почему "но"? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.

  • Виктория
    Виктория2 года назадОтветить

    Мне не понятно. Если Христос уничтожил ад, то где будут вечные муки для грешников и кто их будет мучить? Причём написано, что они вместе с падшими ангелами будут вместе мучиться. Очень странно и непонятно. И за что вечно? Не перебор жестокости наказывать вечно? Вечные пытки только жестокие маньяки могут заслужить, а не простые грешники. И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?

    • Василий (aka Minimorum)
      Василий (aka Minimorum)1 год назадОтветить

      Виктория, последний из заданных Вами вопросов: "И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?" — особенно важен, и при этом он совершенно естественен для каждого нормального человека: и, как видите, здесь этот важнейший и совершенно естественный и очевидный вопрос до сих пор остаётся без ответа — и это, пожалуй, не удивительно, потому что в Церкви этот вопрос стараются, насколько возможно, замалчивать и обходить стороной... Так что я полагаю, что здесь Вам на этот вопрос вряд ли ответят сколько-нибудь внятно и вразумительно.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 года назадОтветить

      Удивительно, что Вас не интересует, где будут после смерти праведные люди, если Адам разрушил Рай. Что касается вечных мук, то обращаю Ваше внимание на то, что "вечность" и "бесконечное время" - не синонимы.

  • Моисей
    Моисей4 года назадОтветить

    страшные...страшные сказки для детей....и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим!...

    • Инна
      Инна3 года назадОтветить

      Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?

    • Инна
      Инна3 года назадОтветить

      Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?17

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь