1-я страница обложки: На белом фоне между двумя тонкими струйками бегущей воды написана фраза: МОЛИТВА: НАСТРОЙСЯ НА ЧИСТОТУ. Внизу страницы обозначена тема: КАК «РАБОТАЕТ» МОЛИТВА И ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МЕДИТАЦИИ (см. рубрику «Вопрос номера». — С.14-18).

Пролог:

Алексей Толстой. Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...»). Стихотворение. 25 декабря 1870// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.2. — (рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: март// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.4-5. — (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

14 марта. Прощеное воскресенье. [В последнее воскресенье перед началом Великого поста православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы не нести в пост старые обиды...]. Фото Виктории Демидовой. — С.4;

8 марта. День памяти блаженной Матроны Московской. [Помощь, которую блаженная старица оказывала людям, не только не имела ничего общего с языческими заговорами и так называемым народным целительством, но, напротив, имела совершенно четкую христианскую природу]. Матрона Московская. Фото. — С.4;

21 марта. Торжество Православия. [В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей. После церковного Собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Это событие ежегодно и вспоминает Церковь в день Торжества Православия]. Ил.: Ангел трубящий. Иконография. — С. 4;

15 марта. Начало Великого поста [Патриарх Кирилл. Из слова перед чином прощения в Храме Христа Спасителя, 18 февраля 2018 года: «Стремление стать лучше заложено в природу человека, но нередко жизненные обстоятельства или ложные ценности отвлекают нас от решения главной задачи <...> Великий пост предоставляет нам удивительную возможность сделать реальный шаг на этом пути — на пути к тому, чтобы стать лучше. Во время Великого поста православные христиане чаще посещают храм, причащаются Святых Христовых Тайн, исповедуют свои грехи. Но самое важное, что должно происходить во время Великого поста, — это то, чтобы сознание наше чаще обращалось к Богу...»]. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси. — С.5.

Колонка главного редактора:

Владимир Легойда. О чем нас спросят на Страшном суде? [«У Бога нет иных рук, кроме наших» — что означает эта чеканная формула?.. Не так давно в программе «Парсуна» митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии сказал, что на Страшном суде нам будет задан только один вопрос: как мы вели себя по отношению к ближним? И значит, речь не о том, что Господь действует только через нас и иначе не может, а о том, что человек способен возвысится до состояния помощника Бога в своем отношении к другим людям...]. Фото свящ. Игоря Палкина// Фома. — № 3(215) — февраль 2021. — С.6-7. — (рубрика «Колонка главного редактора»).

Парсуна номера:

«Парсуна» — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с

человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» актера Антона Макарского.

Антон Макарский. «Я благодарен Богу за то, что нам пришлось ждать детей так долго». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: Что сегодня вы сказали бы самое главное о себе: вы кто? Макарский: Я бы очень хотел стать человеком... и быть живым). [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: Очень мало таких ролей, где я понимаю, что персонаж верующий; Если бы мне предложили сыграть святого, это был бы для меня колоссальный стимул; Первая мысль, которая пришла мне, когда я узнал, что Христос воскрес, — а зачем я этим занимаюсь?; «Верую, Господи, помоги моему неверию»; Вика, моя жена, совсем другого склада человек, я вообще удивляюсь, как Господь свел двух совершенно разных людей со стремлением к одной общей цели; Я очень люблю общаться с детьми; Не много ли я на себя беру, когда оставляю за собой право утверждать, к свету это ведет или нет?; Как-то на съемках, после очередного съемочного дня, в экспедиции, в веселой компании один человек начал рассказывать, как — физиологически — умирал Христос; Я очень много бегал по полю, где сплошные грабли; У нас долго не было детей, и сейчас я чувствую невероятную благодарность Богу за то, что они у нас не появились раньше; В любви нет потолка, она сквозь потолок проходит]. Вместо послесловия: Последний вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: Представьте, что вам предлагают сняться в фильме, который очень близок вам идейно, и режиссер прекрасный... Но вы читаете сценарий и понимаете, что это очень посредственная история... В предложении: «Согласиться нельзя отказаться» вы где поставите запятую? Макарский: Однозначно — согласиться нельзя. А зачем? Это же убийство времени. А я уже его наубивал, я убийца со стажем, рецидивист). Фото из семейного архива Макарских и фото Владимира Ештокина// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.8-13. — (рубрика «Парсуна номера»). В конце публикации (С.13) — сообщение: Полную версию «парсуны» Антона Макарского, а также откровенные рассказы других известных людей о самих себе вы найдете в книге «Парсуна: неизвестное об известных», которая выйдет в 2021 году.

Вопрос номера:

Чем молитва отличается от медитации? Письмо в редакцию / Андрей. На вопрос отвечают Ангелина Дадашева, Игорь Цуканов Фото Валерия Близнюка// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.14-18. — (рубрика «Вопрос номера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает народный художник России Иван Глазунов// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»).

Реклама: С.19.

ВЕРА (раздел). — С.20-43.

Школа «Фомы». Именины:

Вячеслав. Значение имени: образовано от славянского «вящая слава», то есть «наибольшая слава»; День памяти: 17 марта; Святой благоверный князь Вячеслав Чешский:Святой князь Вячеслав (в чешском произношении — Вацлав) был родом из тех мест, куда незадолго до его рождения прибыли из Константинополя знаменитые миссионеры, создатели славянской азбуки — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Княжить Вячеслав начал 18-летним юношей еще в 920 году. Еще с детства он был научен христианской вере. Это была заслуга его бабушки. Короткое время правления Вячеслава было эпохой расцвета Православия на Чешской земле. Князь поддерживал духовенство, заботился о христианском просвещении народа, во всех делах старался поступать по совести. Смертная казнь была заменена на более мягкие виды наказания, а дружинникам вменялось в обязанность заботиться о бедных, сиротах и вдовах. Кроме того Прага обязана Вячеславу строительством храма, который впоследствии превратился в величественный собор святого Вита. Немецкие епископы настроили против князя чешскую знать, а та, вступила в сговор с его родным братом Болеславом. Когда Вячеслав отправился в храм, заговорщики напали на него и умертвили. Впоследствии мощи святого Вячеслава захоронили в храме святого Вита. Через несколько лет он был прославлен как святой и стал почитаться покровителем Чехии, с ним связывают многие чудеса. Подготовил Игорь Цуканов; Другие святые с именем Вячеслав: Священномученик Вячеслав Луканин (1882-1918), регент и диакон, последнее место служения — Спасо-Преображенский собор при Невьянском заводе Екатеринбургской епархии, в августе 1918 года был жестоко замучен и расстрелян красноармейцами, день памяти — 16 августа. Священномученик Вячеслав Закедский (1879-1918), священник, служивший в тюремной церкви города Рыбинска Ярославской губернии, был убит большевиками при подавлении Ярославского восстания в августе 1918 года, день памяти — 23 августа. Известные люди с именем Вячеслав: Вячеслав Тихонов (1928-2009), советский и российский киноактер (фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Доживем до понедельника», «Война и мир» и др.). Вячеслав Бутусов (род. в 1961 году), музыкант, основатель и лидер групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», автор поэтического сборника «Архии» (с предисловием М. А. Журинской) и еще нескольких книг; Интересные факты: 1. Собор святого Вита — самый известный храм в Чехии... 2. В житии святого князя Вячеслава есть много моментов, сходных с житием первых прославленных русских святых — князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (убиты в 1015 г.). Подобно Вячеславу, они пали от рук злодеев, направленных братом — Святополком... 3. В лике святых прославлена бабушка святого Вячеслава — Людмила Чешская...; Ил.: Святой благоверный князь Вячеслав Чешский, икона. Убийство святого Вацлава. Адольф Зиммерманн, 1852. Собор святого Вита в Пражском Граде// Фома. — № 3(215) — март 2021 — С.20-21. — (раздел «Вера», рубрика «Школа „Фомы“. Именины»).

Игорь Цуканов. «Мы были у самых врат смерти». Как мучился и переносил изоляцию святитель Иоанн Златоуст. [Клевета и изгнание с египетской кафедры, ссылка на окраины страны, грубое обращение охранников, холод и изнурительные болезни... Всё это довелось пережить на склоне лет Иоанну Златоусту. Тем не менее он находил в себе силы благодарить Бога за всё, что пережил сам, и еще утешал в письмах свою верную помощницу — диакониссу Олимпиаду. Советы святителя Иоанна, как не отчаиваться в трудных обстоятельствах, пригодятся и нам сегодня]. Ил.: Святитель Иоанн Златоуст. Иконография; Путь в ссылку. Фото Павла Каюкова; Иоанн Златоуст был архиепископом Константинополя — столицы Восточной Римской империи. Константинополь. Фото; Императрица Евдоксия судит архиепископа Иоанна и заключает его в темницу. Миниатюра, Эфиопия, XVII в.; Одним из мест ссылки святителя Иоанна была Армения. Фото; Иоанн Златоуст отправляется в изгнание. Книжная миниатюра, Византия, 985; Храм Иоанна Златоуста в Каманах в Абхазии. Здесь святитель умер, не выдержав тяжелых условий ссылки. Фото; Перенос мощей Иоанна Златоуста. Миниатюра, Византия, XI в.// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.22-29. — (раздел «Вера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает народный художник России Иван Глазунов// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»).

Протоиерей Димитрий Харцыз. «У меня котик умер, я его отпеть хочу». Удивительная история из жизни священника. Подготовила Анастасия Спирина. Фото Бориса Корчевникова// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.30-31. — (раздел «Вера»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Преподобномученик Филарет (Пряхин). 29.08.1880-7.03.1942. Ил.: Игумен Филарет (Пряхин). Фото из следственного дела; Строители Беломорско-Балтийского канала. Фото Александра Родченко// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.32-35. — (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина. И в крещении был наречен Иоанном. В 17 лет поступил в Спасскую Пронскую пустынь. В обители, кроме обязательных для всех хозяйственных послушаний, проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года был пострижен в монашество с именем Филарет и 18 августа рукоположен в иеродиакона. 16 ноября 1914 года он был рукоположен во иеромонаха. Главной святыней пустыни был чудотворный список иконы Божией Матери «Споручница грешных», с которым братия совершала крестные ходы по селам и деревням. После закрытия пустыни в 1919 году, отец Филарет перенес этот образ в храм Казанской иконы Божией Матери в село Срезнево Спасского уезда, где он тогда стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай. 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование в честь иконы «Споручница грешных». В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и служило до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена. В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил в Москву, что 11 июня имел место массовый наплыв богомольцев в селе Срезнево, где служит священник Филарет, который, имея «чудотворную икону», проводит молебны с привлечением большого числа священнослужителей и монашествующих, с паломничеством крестьян из окружающих мест. Были приняты срочные меры... 31 мая 1931 года игумен Филарет был арестован и 12 ноября того же года приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Его отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала. По окончании в 1936 году срока заключения отец Филарет по совету архиепископа Рязанского Иувеналия (Масловского) не вернулся на прежнее место службы, где был слишком заметен для местных властей. Он отправился в Тверь, где знакомый священник помог ему найти квартиру, в которой он прожил около двух лет, а затем перебрался к дальнему родственнику Ивану Зотову, приспособившему под жилье бывшую деревенскую баню около станции Кулицкая. В Твери отец Филарет посещал храм во имя иконы «Неопалимая Купина», где служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), а после его казни и закрытия храма стал приезжать в последний незакрытый храм, на Волынском кладбище на окраине Твери. 28 августа 1939 года на праздник Успения Божией Матери они с Иваном Зотовым пришли в этот храм помолиться. Но их предупредили, что за Филаретом приехали из НКВД. Через лес выйдя из города, добрались до дома, где жили. Однако и этот адрес уже был установлен. Вечером того же дня Филарета арестовали и заключили в тюрьму. Допросы продолжались три месяца. 4 марта 1940 года отца Филарета приговорили к трем годам лагерей и отправили в Сибирь. Начавшаяся война стала временем тяжких лишений и страданий для всего народа, а для попавших в тюрьмы и лагеря заключение в этот период нередко оказывалось равносильно смертному приговору. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

[Читаем Писание:]

Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Дела субботние. Избрание апостолов. Нагорная проповедь.* Графика Елены Черкасовой: Апостолы срывают колосья на поле в субботу; Призвание апостолов; Нагорная проповедь// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.36-41. — (раздел «Вера»). На вставках к материалу: «Евангелие от Луки, глава шестая» (С.36,38,40).

*Продолжение публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154,156,158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172,173,175.177,178,179,181,182,185,186,189,192,195, 196,197,198,199, 202, 207,210) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».

Говорят, что:

Говорят, что. Фото Сергея Власова.// Фома. — № 3(215) — март 2021 — С.42-43. — (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

Почему в Церкви Христа называют «Новым Адамом»? Потому что... — С.42.

Часто спрашивают: зачем во время службы иногда гасят свет в храме? Отвечаем: — С.42.

Говорят, что выбор имени влияет на судьбу человека. На самом деле... Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». — С.43.

[Ответ священника:]

Если отдаешь вещь, но жалко — это лицемерие? / Екатерина. Отвечает иерей Андрей Ефанов. Фото// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.43. — (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

ЛЮДИ (раздел). — С.44-65.

Пять любимых фотографий священника Дионисия Ворсобина. [Священник Дионисий Ворсобин, настоятель Воскресенского собора, г. Венёв. «В 2013 году, еще будучи дьяконом, я увлекся фотографией. До сих пор я не могу назвать себя профессионалом в этой области, ибо всегда для себя открываешь что-то новое. Эксперименты со светом продолжаются и сейчас»]. Публикации фото сопровождаются пояснениями автора// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.44-49. — (раздел «Люди»). Имеется краткая биографическая справка (С.45) с фотопортретом автора. Представлены фотографии:

1. Пробуждение великана«. [«... Я хотел снять с высоты пробуждение великана, которому солнце светит в глаз. Речь о самом настоящем великане ростом 80 метров. Это колокольня храма святителя Николая — самая высокая в Тульской области. Сам храм до наших дней не сохранился, а колокольня осталась. Последние пару лет ее реставрируют»]. — С.44-45 (на развороте к материалу), подпись к фото см. на С.46;

2. «В ожидании улова». [«Иногда из кровати поднимает не только туманное утро, а любовь к рыбалке. Выбираюсь на нее, правда, не так часто, как хотелось бы. Всем известно, что на рыбалку едут не за рыбой — я вот, например, за красивыми кадрами. Для меня этот снимок дорог по-особому — это последнее фото нашего отца Павла (он справа). Буквально через десять дней он отошел в вечность, а меня назначили вместо него настоятелем Воскресенского собора]. — С.46-47;

3. „Важный помощник“. [Мои алтарники — профессиональные раздуватели кадильного угля, поедатели просфорок и ковырятели воска. Дети в алтаре — очень важные помощники. И отношение к ним должно быть соответствующее. Они чувствуют ответственность и очень пытаются быть взрослее, но получается не всегда. <...> с недавнего времени портреты заняли особое место в моем фотоархиве. И мне это нравится. Иногда в объектив попадают алтарники, прихожане, а еще бабушки, к которым приезжаю, чтобы причастить их»]. — С.47;

4. «Маэстро кисти». [«Этой зимой я побывал в гостях у нашего местного художника Михаила Александровича Брядова. Давно я хотел снять его за работой, и уже с порога мы нашли общий язык. Это была не постановочная съемка, а диалог, во время которого я и делал кадры. Он живет в нашем городе с 1978 года, и за это время написал каждый его домик и дворик. <...> Писать он начал после трагедии в семье: у него на руках от болезни умер его 11-летний сын. Врач посоветовал ему заняться творчеством. Сегодня ему уже 71 год, и творчество для него настоящее лекарство, он об этом так и говорит»]. — С.48;

5. «Театр теней». [«Этот кадр я сделал во время подготовки в воскресной школе рождественского представления театра теней. Тогда мне удалось поэкспериментировать с искусственным светом. Фотографию опубликовал в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), и после этого родилась идея целого проекта детского театра теней, где спектакли готовили уже сами ребята...»]. — С.48-49.

У вас будет ребенок:

Совместный проект журнала «Фома» и рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»).

Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами. Мы хотим поддержатьэто полезное и доброе начинание и надеемся, что наша рубрика также поможет детям и родителям найти друг друга.Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopasport.ru// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.50-51 . — (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:

Артем. (3 года. Мои достижения; Обо мне; Я люблю); Узнать больше об Артеме: На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку «Артем. Тверская область. Эфир 17.01.2021». Для будущих родителей Артема: 8 (4822) 58-93-74 — региональный оператор Тверской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Имеется фото Артема. — С.50-51;

Денис. (10 лет. Мои достижения; Обо мне; Я люблю). Узнать больше о Денисе: На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку «Денис. Псковская область. Эфир 13.12.2020». Для будущих родителей Дениса: 8 (8112) 29-99-97— региональный оператор Псковской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Имеется фото Дениса. — С.50-51;

Напрасно забытые книги

Есть много книг для детей и подростков, которые написаны давно, но не утратили своей увлекательности и пользы. В нашей новой рубрике некоторые напрасно забытые книги предлагает вспомнить Виталий Каплан, редактор отдела «Культура» журнала «Фома», писатель и педагог.

Григорий Ягдфельд, Виктор Виткович. Сказка о малярной кисти./ Представляет Виталий Каплан. Ил.: Обложка книги// Фома. — № 3(215) — март2021. — С.51. — (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Напрасно забытые книги»).

Эту старую повесть (написана в 1957 году) сейчас можно было бы назвать «Ночным дозором» для младшеклассников. В самом деле, по сюжету, в Москве конца 1950-х годов действуют две тайные организации: добрых волшебников и, соответственно, злых. У добрых есть артефакт огромной силы: магическая кисть, которой если что нарисовать, то оно материализуется. У злых тоже есть не менее мощная штука: магическая резинка, которой можно что угодно стереть — то есть совсем стереть, вычеркнуть из реальности. Пружина сюжета — злые волшебники (на самом деле даже и не люди, а летучие мыши-вампиры) охотятся за малярной кистью, потому что только она способна восстановить стертое резинкой. А стереть они собирались ни много ни мало целую московскую улицу со всеми ее жителями. Кисть временно попадает в руки двух мальчиков-первоклассников, Феди и Миши. Их выслеживает агент вампиров, злой волшебник Абракадабр. Мальчики до поры до времени не понимают, в какое масштабное противостояние втянуты. И втянуты не только они, а еще местные собаки и коты. Все это написано весело, солнечно, языком, который хочется пить как яблочный сок. Но в таком юмористическом ключе авторы говорят с юным читателем о весьма серьезных вещах: о том, что добро и зло борются не где-то там, в метафизических далях, а прямо здесь и сейчас, и, главное, внутри человека. О том, что зло прекрасно умеет притворяться. О том, что противостоять злу надо, даже если никто вокруг тебя не понимает и не хочет выслушать. Остается добавить, что в 1968 году повесть была экранизирована (художественный фильм «Чудеса на полчаса» для детей младшего школьного возраста).

Протоиерей Максим Первозванский. «Я стал играть роль старца — и начались дикие головные боли». [«Призвание» — так называется проект журнала «Фома» о тех, кто однажды услышал призыв Бога к священству, о людях, чья жизнь когда-то навсегда превратилась в служение. Протоиерей Максим Первозванский — клирик храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе у Новоспасского монастыря в Москве. У отца Максима 9 детей и 7 внуков]. Подготовила Анастасия Спирина. Фото из архива автора и Анны Кудрявцевой// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.52-57. — (раздел «Люди»).

3 дела месяца:

«Иногда малая капля сердечности, одно теплое слово, один внимательный жест могут преобразить жизнь человека», — говорил митрополит Сурожский Антоний. Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-коды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением.

1. Помогите малоимущем семьям из Тверской области не разлучаться со своими детьми!. Благотворительный фонд «Константа» поддерживает семьи из Тверской области. Это многодетные и малоимущие люди, оказавшиеся в сложной ситуации. Таким семьям требуется психологическая, финансовая и юридическая помощь. Из-за нехватки средств семьи не могут сделать ремонт в доме, починить печь или заменить окна. И если органы опеки посчитают, что детям жить в таких условиях небезопасно, они могут определить их в приют. Одно из самых трудоемких направлений работы фонда — помощь в восстановлении родительских прав. Специалисты «Константы» помогают людям не отчаяться, взять себя в руки и довести важное дело до конца. Как помочь:(QR-код для отправления смс. Или сделайте пожертвование на сайте фонда «Константа»). Фото. — С.58;

Спасибо:

У Алисы появился терапевтический тренажер — он поможет ей укрепить мышцы рук и ног. Фонд "Дети Ярославля«благодарит всех, кто помог Алисе Калешкиной. Девочке 3 года, у нее детский церебральный паралич и эпилепсия. Чтобы в будущем у девочки был шанс научиться свободно двигаться, врачи посоветовали купить специальный тренажер для занятий дома (стоимость 553 600 рублей). С вашей помощью фонду удалось приобрести этот тренажер для Алисы. И теперь девочка занимается на нем каждый день. Фото. — С.58;

2. Помогите оплатить реабилитацию для Ираиды — пусть она научится стоять без опоры! Сейчас девочке уже 7 лет, и несмотря на то, что у нее ДЦП, она умеет ходить, правда с помощью костылей, и разговаривать. Четыре раза в неделю Ираида приезжает в Детский реабилитационный центр «Вместе весело шагать». Здесь она занимается лечебной физкультурой, посещает дефектолога и нейропсихолога. Ида делает большие успехи. У нее значительно улучшилась координация, она даже научилась стоять без опоры почти пять секунд. Чтобы развиваться дальше, девочке необходимо продолжать занятия с реабилитологами. Годовой курс стоит 700 000 рублей. Фонд «Гольфстрим» открыл сбор средств для Ираиды. Как помочь:(QR-код для отправления смс. Также можно сделать пожертвование на сайте благотворительного фонда «Гольфстрим»). Фото. — С.59;

3. Помогите восстановить храм Тихвинской иконы Божией Матери в селе Колычёво! Красивая величественная каменная церковь, построенная в конце XIX века, была закрыта в 1937 году. За прошедшее время здание пришло в плачевное состояние: наполнилось сыростью и прогнило, купола рухнули, сломались двери и окна. Но об этом месте узнал Кирилл Быканин, человек с добрым сердцем, который задался целью возродить храм. На данный момент стараниями Кирилла и при поддержке всех неравнодушных людей уже завершены работы по восстановлению придела во имя святого Николая Чудотворца. Здесь 20 ноября 2020 года состоялась первая литургия! Но для того, чтобы восстановить церковь полностью, нужно гораздо больше средств и возможностей. И сейчас очень нужна и важна помощь каждого. Сбор в поддержку храма открыт на фонде «Мои друзья». Требуется 2 200 000 рублей. Также можно помочь строительными материалами. Как помочь:(QR-код для отправления смс. Оформить регулярное пожертвование можно на сайте фонда «Мои друзья»). Фото. — С. 59.

Дорога к храму:

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье. [Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь]. Инфографика. Текст: Кирилл Баглай. Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин. Рисунки: Галина Воронецкая. Содержание материала: Дорога — как добраться до Нового Иерусалима(Рижское направление Московской железной дороги); Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь [основан в 1656 году патриархом Никоном]. Вид монастыря сверху с пояснениями отдельных частей. Ил.: Вокзал станции Новоиерусалимская; Патриарх Никон; Скит Патриарха Никона; Силоамская купель; Гефсиманский сад; Воскресенский собор [копия Храма Гроба Господня]; Кувуклия (небольшая часовня) с копией камня, на который было положено тело Христа; Башни монастыря (Дамасская, Гефсиманская, Сионская...); Иордан [река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении]; Фото монастыря, разрушенного фашистами в годы Великой Отечественной войны [реставрация обители начата в 1942-ом, завершена в 2019 году, монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 г.]// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.60-63. — (раздел «Люди», рубрика «Дорога к храму»).

Мария Тряпкина. «Вдруг моя бабушка услышала голос умершей мамы». Непридуманная история о жизни, смерти и любви. Фото// Фома. № 3(215) — март 2021. — С.64-65. — (раздел «Люди»).

КУЛЬТУРА (раздел). — С.66-94.

Ася Занегина. Константин Бальмонт: как эпатажный поклонник йоги и индуизма вернулся ко Христу. [Манерный, эпатажный символист-декадент Константин Бальмонт прошел непростой духовный путь. Он интересовался индуизмом, буддизмом и даосизмом, но в конце концов принял христианское учение с его безграничной любовью к ближнему. В этом номере «Фомы» мы рассказываем о его стихотворении «Одна есть в мире красота...» (1894).]. Ил.: Константин Бальмонт. Валентин Серов. 1905; К. Бальмонт путешествует за рубежом. 1928. Фото; К. Бальмонт в гостях у Ивана Шмелева, 1920-е. Фото; Иллюстрация к «Слову о Полку Игореве». Илья Глазунов, 1962 (К. Бальмонт — автор одного из поэтических переводов «Слова...»); Бальмонт в Париже. М. А. Дурнов, 1901// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.66-70. — (раздел «Культура»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает народный художник России Иван Глазунов// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»).

Реклама: В 2021 году журналу «Фома» исполняется 25 лет... — С.71.

Так и было. 2007-й. [Проект «Так и было» — взгляд «Фомы» на путь, пройденный страной, Церковью, каждым из нас с того момента, как начал издаваться журнал. Оглянуться, чтобы отделить преходящее, которое когда-то казалось нам самым важным, от по-настоящему ценного, которое нередко мы считали второстепенным. Оглянуться назад, чтобы сориентироваться там, где мы находимся сейчас, и не ошибиться в выборе дороги, по которой последуем дальше]. Инфографика. Подготовила Марина Борисова. Фото из открытых источников. На заставке к материалу — иллюстрации и сообщения: Появляется материнский капитал. Установлено единовременное пособие на второго и каждого последующего ребенка; Поступает в продажу iPhone. Мировая гаджетомания 2000-х достигла пика. С лета в США и с осени в Евросоюзе компания Apple продает iPhone, соединяющий в себемобильник, плеер и компьютер; Прием ведет «Доктор Хаус». Американский сериал о докторе Грегори Хаусе завоевывает российскую аудиторию. Кадр из фильма// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.72-85. — (раздел «Культура»). Материал включает две части. Вот краткое содержание, представленной в них информации:

Первый раздел: «Чем запомнился 2007 год»:

Полярное мнение: Путин произносит речь в Мюнхене. 10 февраля на конференции по безопасности в Мюнхене президент Путин произносит речь-манифест, где особо сосредотачивается на проблеме формирования однополярного мира, в котором «чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам». При этом Путин напоминает, что Россия — страна с более чем тысячелетней историей — «практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику». Мюнхенская речь вызывает шквал дискуссий в политических кругах как на Западе, так и России. — С.74;

Время госкорпораций: рождаются «Росатом», «Роснано» и другие. В самый удачный для российской экономики год для развития приоритетных отраслей экономики создаются госкорпорации. По форме это некоммерческие организации, которым передаются огромные средства и активы. Их цель не прибыль, обанкротить их нельзя, конкурсы и аукционы проходят в произвольном порядке, госорганами они не контролируются, надо только сдать в правительство закрытый годовой отчет. — С.74;

Министр обороны — Сердюков. Президент назначает министром обороны сугубо гражданского экс-главу налогового ведомства Анатолия Сердюкова. Путин объяснил свое решение тем, что дорогое перевооружение армии требует «человека с опытом работыв сфере экономики и финансов». — С.74;

Made in China: китайская продукция окончательно покоряет мир. Американская журналистка Сара Бонджорни в книге «Год без Made in China» описала, как две недели не могла найти для сына некитайские кроссовки... Та же картина в Европе. Почти все телевизоры и мобильные телефоны — китайской сборки. Картриджи для принтеров, банные полотенца, шлепанцы, видео-игры, елочные украшения бывают только китайскими. Фото Антона Тушина. — С.74;

Бойня в американском университете. Американский студент Чо Сын Хи покончил с собой, перед этим застрелив 32 человека, — с тех пор подобные инциденты повторяются в США регулярно. — С.75;

Курс на полюс: возобновляется борьба за Арктику. Экспедиция, которую возглавил известный полярник, Герой Советского Союза Артур Чилингаров, доказала: подводный хребет Ломоносова продолжает Сибирскую континентальную платформу, что позволит России включить его в свой континентальный шельф. Титановый государственный флаг РФ установлен на дне океана в точке географического Северного полюса. Впервые в истории там погрузились на дно два глубоководных аппарата «Мир» с тремя членами экипажа в каждом. Около закрепленного флага оставлена капсула с посланием потомкам. — С.75;

Нерадужная перспектива: «Охта-центр» грозит центру Петербурга. Начинается четырехлетняя борьба вокруг самого скандального архитектурного проекта новой России — башни Газпрома в Санкт-Петербурге. Война разгорелась из-за предельной высоты башни (396 м + 7 м на цокольный этаж). Городской центр Петербурга — объект Всемирного наследия, и ЮНЕСКО с самого начала выступает против проекта. Архитекторы категорически возражают, однако суды всех инстанций признают строительство законным. Проблема разрастается до политической. — С.75;

Битва за респект: молодые выбирают русский рэп. За один сезон русский рэп для нового поколения слушателей заменяет всю остальную музыку. Юный Дэцл — самый коммерчески успешный проект десятилетия. Очередная «Фабрика звезд» почти целиком отдана рэпу. Муз-ТВ устраивает «Битву за респект» — конкурс рэперов, пропагандирующих «здоровый образ жизни», без наркотиков, алкоголя и сигарет. Русский рэп самодостаточен. — С. 76;

ПРО в Польше и Чехии. Элементы американской противоракетной обороны — ракетная база в Польше и радиолокационная станция в Чехии — должны стать «средством сдерживания России». — С.76;

«Запретное искусство»: выставка заканчивается судом. В московском Центре имени Сахарова собрали выставку спорных произведений. Разгорается громкий скандал, особенное возмущение вызывают распятие, где голову Христа заменяет орден Ленина, и картина, на которой изображен Иисус с головой Микки-Мауса. Дело доходит до суда, и он впервые признает факт разжигания религиозной розни... Фото Павла Смертина. — С.76;

Спасти бронзового солдата: в Эстонии разгорается скандал из-за памятника. Правительство Эстонии переносит «символ оккупации» — памятник советскому воину-освободителю от немецко-фашистских захватчиков из центра Таллина на военное кладбище, спровоцировав крупнейшие в истории республики беспорядки. Фото Тимура Низаметдинова. — С. 76;

Больше не врозь: воссоединяются РПЦЗ и Московский Патриархат. Преодолев длившийся 80 лет раскол, в год 90-летия восстановления Патриаршества Русская Православная Церковь Заграницей воссоединилась с Русской Православной Церковью. 17 мая в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении. Зарубежная церковь вошла в Московский Патриархат как самоуправляемая «в делах пастырских, административных, хозяйственных и гражданских, имущественных и гражданских». На церемонии присутствовал президент Путин. Из вступительной речи Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы (24 декабря 2007 г.): «Это торжество драгоценно для нашей Церкви, собирающей воедино своих чад, и для всего нашего народа. Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами — революцией 1917 года и Гражданской войной. Мы радуемся этому воссоединению, исцелившему рану, которая кровоточила более 80 лет. Знаменательно, что президент России Владимир Владимирович Путин отметил это событие как имеющее поистине всенародный исторический масштаб и огромное нравственное значение. Президент подчеркнул, что возрождение церковного единства — важнейшее условие для возрождения утраченного единства всего русского мира, одной из духовных основ которого всегда была Православная вера». — С.77;

Прощание по-православному: Умер Борис Ельцин. 23 апреля не стало первого президента России Бориса Ельцина. Прощание совершается в Храме Христа Спасителя: народ проходит перед гробом, а затем служится панихида. В последний путь бывший Верховный главнокомандующий отправляется на орудийном лафете с почетным караулом. Хоронят его на Новодевичьем кладбище. Фото Игоря Михалева. — С.77;

Уходят из жизни: Курт Воннегут, американский писатель; Кирилл Лавров, российский актер театра и кино; Мстислав Ростропович, выдающийся русский виолончелист, дирижер; Валентина Леонтьева, самая популярная в СССР телеведущая, лицо программ «Спокойной ночи, малыши!» и «От всей души»; Лидия Смирнова, киноактриса, одна из пяти мегазвезд советского кинематографа 1930-х годов; Ингмар Бергман, всемирно известный шведский кинорежиссер, сценарист и писатель; Микеланджело Антониони, всемирно известный итальянский кинорежиссер; Лучано Паваротти, всемирно известный оперный тенор. — С.77.

Второй раздел: «О чем писал „Фома“» (С.78-85) воспроизводит одну из публикаций 2007 года [Фома. — № 2(46) — февраль 2007. — С.36-40]:

Хоспис — это школа жизни. Из дневников Доктора Лизы. [В 2001 году в Киеве был открыт первый бесплатный украинский хоспис. Создала хоспис и многие годы руководила им Елизавета Петровна Глинка (1962-2016). О том, что видела она в месте, куда приходят умирать, каких людей встречала и о чем говорила с ними, Доктор Лиза рассказывала в своем интернет-дневнике. Выдержки из него в 2007 году опубликовал «Фома». Спустя 14 лет — публикуем их снова]. Публикацию открывает «Предисловие от редакции, 2007 год». Фото Владимира Ештокина, Юлии Маковейчук, Валерия Матыцина/ТАСС// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.78-85. — (раздел «Культура»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает народный художник России Иван Глазунов// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир».

Григорий Князев. Сигнальные огни. Подборка стихотворений («За всё Тебя благодарю...»; «Есть слова невыразимой мощи...»; «Средь цветущего пестрого луга...»; «Век спустя стали мной мои предки...». Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Светланы Разумовской. Рисунок Марии Заикиной// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.86-87. — (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Семейное чтение:

Александр Ткаченко. История колива. Как святой мученик Феодор христианам помог. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.88-93. — (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

Вопросы о церковном искусстве:

Как «читать» росписи в храме? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Апостол Иоанн. Эскиз росписи Ивана Макарова// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.94. — (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Почему святого Герасима изображают на иконах со львом? Он что, был укротителем?Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Преподобный Герасим. Фрагмент иконы XVIII века// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.94. — (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Реклама: С.95-97.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает народный художник России Иван Глазунов. Фото Владимира Ештокина// Фома. — № 3(215) — март 2021. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?В этом номере меня зацепила статья о Бальмонте (с.66). Мне нравится, что «Фома» возвращает верующих читателей к именам русских писателей и поэтов Серебряного века. В текстах многих из этих авторов передается важный опыт наблюдения за движениями души, опыт богоискания. Лег на душу и материал про Иоанна Златоуста (с.22). Я увлекаюсь историей Византии, так что мне интересен как сам святой, так и то время, в котором жил Иоанн Златоуст. "Фома расширяет границы житийной литературы; Зацепили и отрывки из дневников доктора Лизы (с.78): они написаны с такой болью, так проникновенно. Эта история человека, многое пережившего, многое знающего о людях. Но главное, это образец служения ближнему в наше время.

2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? "Чем молитва отличается от медитации?«(с.16) — это очень важный, программный материал. Чтобы понятно и убедительно рассказать о православии сегодня, надо делать вот такие сопоставления и «разжевывать» сложные моменты церковного учения.

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Я с удовольствием изучаю вопросы иконографии. О том, что сегодня происходит в осмыслении византийского наследия, было бы интересно прочитать в «Фоме». Мне также нравится читать откровенные рассуждения известных людей об их пути к Богу. В этих рассуждениях я часто нахожу что-то близкое, что-то про себя самого — и тем самым глубже себя узнаю. Такой опыт общения и при этом самоузнавания, который получаешь от чтения в журнале, не всегда возможен даже при личной встрече. И пусть «Фома» приносит людям больше такого опыта.

4-я страница обложки. Реклама журнала «ФОМА»: ПОМОГИТЕ НАМ БЕСПЛАТНО ПОДПИСАТЬ НА «ФОМУ» НЕИМУЩИХ.

0
0
Сохранить
Поделиться: