Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - №10(258) – 2024.  FOMA.RU

Обложка: На голубом фоне изображен мальчик в синей майке, который строит замок из песка. Внизу обложки — надпись синего цвета: «БУДУЩЕЕ НЕ ПОСТРОИШЬ НА ПЕСКЕ». Еще ниже написано белыми буквами: «ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФАНТАСТИЧЕСКУЮ САГУ ''ДЮНА''» - тема одной из статей раздела «Культура» (С.72-83). Рисунок Вероники Чернышевой.

Пролог:

Марина Бирюкова. «Вся надежда на осень: на утренний холод...». Стихотворение. Фото wirestock / Freepik// Фома. - №10(258) – октябрь 2024. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. Чудеса и фокусы. [Приоритет духовного над материальным — одна из традиционных ценностей, попавшая в том числе в соответствующий указ главы государства. Означает ли это отрицание материального? Вовсе нет. Если мы спросим человека, читавшего Евангелие, он, наверное, вспомнит слова Спасителя: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк 10:42). <...> В большинстве толкований говорится, что Христос не осуждает Марфу, но именно устанавливает приоритет духовного над материальным. Но когда случается говорить с людьми, далекими от евангельского контекста, для иллюстрации возможного понимания этого приоритета я порой вспоминаю два примера из моего любимого советского фильма — «Место встречи изменить нельзя». Первый — когда у многодетной соседки Шарапова по коммуналке украли продуктовые карточки. <...> И Жеглов не гладит ее по голове, приговаривая: «Бог с ними, с карточками, духовное важнее материального», он говорит: «Шарапов, где наши карточки?» И они оба отдают ей свои карточки. Второй эпизод — когда один из милиционеров струсил при нападении Фокса на засаду и потом рассказывает Жеглову, что потерял сознание. Жеглов говорит ему: «Ты не сознание, ты совесть потерял. Когда он на тебя пистолет навел, ты не о долге своем думал, не о товарищах своих погибших, а о домике с коровой да с кабанчиком». У кого-то совесть навострилась делать фокусы и создавать впечатление чистенькой даже тогда, когда на ней живого места не осталось. А у кого-то фокус смещен с себя на другого. Казалось бы, и там, и там фокус — но настоящие чудеса случаются только во втором случае]. Ил.: Христос у Марфы и Марии. Поль-Александр-Альфред Леруа. 1882. Музей изящных искусств, Ницца, Франция// Фома. - №10(258) – октябрь 2024. – С.4-5. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Даты месяца:

Даты месяца: октябрь// Фома. - №10(258) – октябрь 2024. – С.6-7. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. [В 910 году к Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы в ужасе ждали, что к утру они могут проститься с жизнью. Люди собрались в храмах и молились об избавлении от врагов. И вот в четвертом часу ночи юродивому Андрею Константинопольскому (славянину, попавшему некогда в византийский плен) во Влахернском храме явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озаренную небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Согласно описанию святого Димитрия Ростовского, Богородица «...сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом». Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти]. Ил.: Покров Персвятой Богородицы. Михаил Нестеров. 1911. - С.6;

23 октября. Прп. Амвросия Оптинского. [Однажды к Амвросию Оптинскому, окруженному толпой приехавших к нему за духовным наставлением людей, обратилась женщина, которая была нанята помещицей ухаживать за индюшками, но индюшки у нее почему-то умирали, и хозяйка уже хотела ее рассчитать. «Батюшка, — обратилась она к старцу со слезами, — сил моих нет; сама над ними недоедаю, пуще глаз берегу, а — колеют. Согнать меня барыня хочет. Пожалей меня, родимый». Присутствующие стали над ней смеяться и упрекать, что такой ерундой она докучает старцу. Но преподобный Амвросий не обратил внимания на эти насмешки и долго расспрашивал ее, чем она их кормит, как содержит. Наконец дал ей подробный совет, как их содержать иначе, благословил ее и тепло попрощался. Потом повернулся к тем, кто смеялся над ней и сказал, что в этих индюшках — вся ее жизнь. А индюшки у этой женщины с той поры болеть перестали]. Фото: Преподобный Амвросий Оптинский. - С.6;

26 октября. Иверской иконы Божией Матери. [Согласно преданию, во времена иконоборчества некая вдова из города Никеи, спасая образ от уничтожения, пустила его плыть по морю. Через несколько десятилетий братия Иверского монастыря увидела столп света в море, а когда с молитвенным пением пошла на берег, то обрела святыню. Считается, что Божия Матерь сама выбрала место для иконы в обители: сначала образ находился в соборе, но неоднократно его обнаруживали над воротами. Тогда икону поместили у входа в монастырь и стали называть «Вратарница» (по-гречески — «Портаитисса»)]. Монастырь Иверон, Афон. Фото Misa.stefanovic.07/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0. - С.6-7.

30 октября. Поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.. [24 сентября 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословил на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении]. Фото. - С.7.

8 октября. День памяти прп. Сергия Радонежского. [Однажды у преподобного Сергия закончились съестные припасы. Три дня он провел совсем без еды. После чего отправился к другому монаху, у которого, как он знал, было решето заплесневелых хлебных корок. Этот монах хотел пристроить новые сени к своей келье. Преподобный пришел к нему и сказал: — Я слышал, ты хочешь построить сени. Разреши мне выполнить эту работу. — Да, хочу. Но боюсь, ты слишком много запросишь за нее. — Что за печаль? Вот мне хочется гнилого хлеба, а он у тебя есть. Я хочу в уплату получить этот хлеб. Монах согласился и вынес решето с кусками испорченного хлеба: — Вот все, что у меня есть, а более не взыщи. Но преподобный Сергий сказал, что возьмет хлеб только после того, как выполнит работу. Целый день он трудился. К закату новые сени были готовы. Лишь после этого подвижник взял заплесневелые корки и, помолясь Богу, утолил свой голод. Святой игумен строго воспрещал своим инокам выходить из обители, чтобы просить еду у мирян, уча их полагаться на волю Божию. И сам тоже неукоснительно следовал этому правилу]. Ил.: Преподобный Сергий. Александр Простев. – С.7.19 октября. День памяти апостола Фомы. [Патриарх Кирилл: «Когда Спаситель в первый день по Своем восстании из мертвых явился апостолам, они уверовали в Его Воскресение, а Фома этого не видел и не поверил. И вот через неделю Спаситель снова является ученикам и предлагает Фоме потрогать Его руки и ноги, осязать Его язвы, вложить пальцы в Его пронзенные копьем ребра (Ин 20:19–31). Это евангельское повествование об очень многом нам свидетельствует. Прежде всего, оно свидетельствует о том, что Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий, которое обладало некой исторической памятью. По единодушному мнению отцов Церкви, так же и каждый из нас воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. <...> А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного суда. <...> «Блаженны не видевшие, но уверовавшие», — сказал Господь, явившись Фоме. Это означает, что вера создает убеждение в существовании мира, который лежит вне возможности познания нашими органами чувств. Этот мир не может быть познан зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Ведь все, что мы познаем, входит в конце концов в наш мозг, в наше сознание через эти органы чувств. <...> А вот вера познает мир независимо от них. Есть еще одно чувство, которое помогает людям верить и познавать внефизический, метафизический мир, — мы называем его религиозным чувством. Его нужно развивать, чтобы выходить за пределы видимого мира и этим органом наших чувств познавать метафизический мир, прикасаться к миру невидимому. <...>   Именно на это направлена вся вероучительная деятельность Церкви: помочь человеку развить религиозное чувство. Оно врожденное, оно присутствует в природе каждого, но его нужно развивать, нельзя стоять на одном месте, и, самое главное, нужно жизнь свою строить так, чтобы это чувство не погубить, чтобы его пестовать, развивать, совершенствовать. Тогда перед человеком открываются горизонты иного мира, так что он не осязанием, не зрением, не слухом, но внутренним религиозным чувством или, как мы говорим, сердцем, чувствует Божественное присутствие. Это и есть религиозный опыт человека, и об этом Господь сказал Фоме: блаженны не видящие, но верующие. Эти слова от каждого из нас требуют большой работы над собой, чтобы ни в коем случае не погубить врожденное религиозное чувство — этот замечательный орган, который помогает нам устанавливать связь с иным миром». Из проповеди в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, 19 апреля 2015 года]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. Ил.: Уверение Фомы. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. XII в. – С.8-9.

Парсуна номера:

ПАРСУНА — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» кинодраматурга Юрия Арабова.

Юрий Арабов [1954-2023]: «Раньше я думал, что христианство не выживет». Программа вышла в августе 2020 года. 25 октября 2024 года Юрию Николаевичу исполнилось бы 70 лет.Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны»: (Легойда: Я всегда обращаюсь к гостю с просьбой ответить, может быть, на один из главных вопросов: кто вы? Как вы сегодня на него отвечаете? Арабов: ...Я представлю себя так: никто, безусловно, в глубинном смысле никто, которое старается быть кем-то, а это значит умереть не таким дураком, каким ты появился на свет). [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: Человек вообще дурак по сути; Конечно, самое трудное в этом мире — это борьба со страстями и частичная победа или хотя бы ничья; И еще: не умереть дураком — это значит избавиться от веры, что человек создан для счастья; Наша жизнь есть дерзание и подвиг отчаяния; Любовь — это дар, это как талант, как музыкальный слух; Терпение — для меня это прежде всего терпение собственной судьбы; Толстой слишком уж все сводил к простоте; Мы живем в радости. Потому что Господь велик и мир прекрасен, и человек часто тоже не только отвратителен, но и прекрасен; Раньше государство часто управляло через прямое насилие над телом; Слово не воспринимается сейчас. Над словом нужно думать, оно долго доходит. А картинка доходит сразу, со скоростью света]. Вместо послесловия: Последний вопрос ведущего «Парсуны»: (Легойда: Вот представьте, что вам предлагают написать сценарий по поводу ситуации, где действуют люди, которые еще живы. «Согласиться нельзя отказаться» — где вы поставите знак препинания? Арабов: Я вопросительный знак ставлю в конце этой фразы. И многоточие. Но по поводу тех людей, которые умерли, я с удовольствием напишу небывальщину). Фото Владимира Ештокина. Ил.: Кадр из телесериала Александра Прошкина «Доктор Живаго», экранизации романа Пастернака. Сценарист Юрий Арабов. 2006; Кадр из мультфильма «Нос, или Заговор „не таких“» Андрея Хржановского (студия «ШАР») по мотивам повести Гоголя «Нос». Сценарист Юрий Арабов. 2020; Кадр из фильма «Чудо» Александра Прошкина, основанного на предании о «Зоином стоянии». Сценарист Юрий Арабов. 2009; Кадр из фильма Александра Сокурова «Тихие страницы» по мотивам романа Достоевского «Преступление и наказание». Сценарист Юрий Арабов. 1994; Кадр из фильма Николая Досталя «Монах и бес». Сценарист Юрий Арабов. 2016// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.10-15. - (рубрика «Парсуна номера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, политтехнолог, волонтер Павел Попов// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»).

Журнал «Фома» представляет: Спокойной ночи, православные! Авторская программа протоиерея Игоря Фомина и матушки Ольги Юревич. [Время перед сном — самое подходящее для того, чтобы спокойно подумать о самом главном]. Смотрите каждый вечер по будням! Подпишитесь на канал в Телеграме  Духовный дневник с журналом «Фома», чтобы не пропустить новые выпуски, QR-код// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.16-17.

Вопрос номера:

Что делать, если мучают греховные помыслы? [«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» — как часто, повторяя эти слова Христа, сказанные Им исцеленному у Овчей купели расслабленному, мы недоумеваем: «Разве это возможно?» Даже если неимоверными усилиями мы удержимся от согрешения делом и даже словом, как не согрешить в мыслях? Помочь разобраться в этом вопросе мы попросили протоиерея Федора Бородина]. Беседовал Александр Ананьев. Ил.: 4 фото// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.18-24. - (рубрика «Вопрос номера»). Реклама: С.25.

ВЕРА (раздел). – С.26-45.

Читаем Писание:

Читаем Евангелие вместе с радио «Вера».

Ежедневно на радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru.

Что значат слова Христа о доме на камне и доме на песке? Евангелие от Матфея, главы 7 и 8 [Мф 7:24-29; 8:1-4]. Комментирует священник Дмитрий Барицкий: [Образ, который Христос приводит в сегодняшнем отрывке, был хорошо понятен его слушателям. В Палестине старались строить дома на скальном основании, которое могло быть скрыто под толщей песка. Такое строительство требовало определенных усилий и расходов. Поэтому были случаи, когда фундамент ставили прямо на песчаной почве, без предварительной разведки. Дело обстояло печально, если по своей близорукости рабочие возводили такую постройку в лощине, которая в период дождей превращалась в бурный, стремительный поток. <...> скальный фундамент был гарантом надежности и стабильности, хоть и требовал бóльших затрат. Что же хочет Христос донести до нас этой притчей? Напрямую этот образ перекликается с другим эпизодом Евангелия, в котором Господь спрашивает учеников, кем они Его считают. Петр от лица всех апостолов отвечает: «Ты Христос, Сын Божий». За это Спаситель и называет его Петром, что переводится с греческого как скала. И далее Он говорит, что этот фундамент будет положен в основу Церкви, так что ей будут не страшны никакие потрясения. Скалой Господь называет твердую веру Петра в Него как Мессию и Бога. <...> Если бы не было этого прочного фундамента, то, как любая человеческая организация, Церковь перестала бы существовать еще на заре своей истории. <...> Однако всегда, несмотря на внешние трудности и греховность тех, кто наполняет Церковь, Господь продолжает действовать через нее в этом мире.Так и жизнь каждого отдельного человека может быть возведена или на песке, или на прочном основании. В первом случае мы будем искать опору в других людях, надеяться исключительно на собственные силы, всецело уповать на связи, материальное благополучие, свои дарования и таланты, которые позволили нам добиться своего места под солнцем. Во втором случае мы будем стараться установить личные отношения с Богом и руководствоваться Его евангельскими заповедями...]. Фото Alexander EpIo/unsplash// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.26-27. - (раздел «Вера», рубрика «Читаем Писание»).

Дорога к храму:

Радонеж: здесь рос преподобный Сергий. [В эти леса, на эти красивейшие холмистые земли на севере Подмосковья пришел с родителями и братьями отрок Варфоломей. А когда родителей не стало, ушел за пятнадцать километров в пустынь. Построил там келью, вокруг которой постепенно сложилась… Троице-Сергиева обитель! Когда-то Радонеж был городом. Сейчас — небольшое село. Но это место было и остаётся колыбелью русской святости. (Фото Владимира Ештокина)]. Текст: Наталья Харпалёва. Содержание: Дорога: Радонеж — северное Подмосковье. Тот, кто едет в Троице-Сергиеву лавру из Москвы по железной дороге, может выйти на четыре остановки раньше, на станции Радонеж, и прогуляться к святыне, тесно связанной с преподобным Сергием. Между прочим, это место — подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. От Ярославского вокзала в Москве до станции Радонеж (Фото Владимира Ештокина) ходят пригородные поезда, следующие до Сергиева Посада и до станции Александров-1. Время в пути — один час. (Реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-код); Преображенский храм в Радонеже:Все помнят картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Среди росписей Преображенского храма есть фреска, выполненная по мотивам этой картины. А возле храма — памятник: старец и мальчик. Легендарное событие — встреча будущего преподобного с загадочным монахом — произошло именно здесь, в окрестностях Радонежа;  Преподобный Сергий Радонежский: Село Радонеж на левом берегу речки Пажи — место очень древнее. Славяне пришли сюда на смену финноуграм еще в XI веке. Само название Радонеж происходит от имени Радонег — человеку с этим именем, видимо, принадлежали земли. В середине XIV века почти все русские земли подверглись татарским набегам и многие запустели. Жители беднели и уходили с насиженных мест в поисках лучшей доли. Так случилось и с родителями преподобного Сергия, ростовскими боярами Кириллом и Марией (Ил.: святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Фрагмент иконы). В 1328 году (по другим сведениям, в 1340-м) они переехали под Радонеж, когда будущему преподобному Сергию, тогда еще — Варфоломею, — было 12 (либо 19) лет. Еще при жизни родителей сокровенным желанием Варфоломея было принятие монашества. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти. Братья Варфоломея — Стефан и Петр — к тому времени успели жениться, и опорой родителям оставался только он. Варфоломей ухаживал за родителями, пока они не постриглись в монахи в соседнем Хотьковом монастыре. После смерти Кирилла и Марии Варфломей передал свою долю наследства брату Петру и ушел в Хотьков монастырь. В этом монастыре были похоронены его родители, там же жил старший брат, овдовевший к тому времени и постригшийся в монахи Стефан. Варфоломей уговорил Стефана уйти в пустынножительство. Они выбрали место в чаще леса, соорудили келью и церковь, которую освятили во имя Святой Троицы. Позже Стефан ушел в Москву, стал там игуменом Богоявленского монастыря. А Варфоломей принял постриг с именем Сергий. Вокруг места его поселения постепенно образовалась обитель — будущая Троице-Сергиева лавра; Что еще посмотреть в Радонеже: Часовня святой Матроны Московской. Крест на куполе когда-то стоял на могиле блаженной. Источник преподобного Сергия Здесь можно набрать воды, устроены закрытые купели для погружения, мельница на реке Пажа и Святое озеро (Фото Владимира Ештокина). Общий вид Преображенского храма в Радонеже с пояснениями (Фото Владимира Ештокина): Преображенский храм в Радонеже возвели в 1836–1842 годах. Это один из лучших образцов архитектуры стиля ампир. По преданию, храм стоит на том самом месте, где находился дом родителей Сергия Радонежского. Памятник Сергию Радонежскому. Трехъярусная со шпилем колокольня. Изначально она стояла отдельно, но потом ее соединили с храмом трапезной. Ротонда купола; Заступник учеников и студентов: Грамота Варфоломею не давалась, в отличие от его братьев, которые преуспевали в учебе. Его бранили родители, наказывали учителя, он и сам старался изо всех сил и, как говорит житие, «со слезами молился Богу». Однажды, это было еще, когда семья жила под Ростовом, отец послал Варфоломея за лошадьми. По дороге он встретил необычного монаха, который молился под дубом среди поля. Варфоломей рассказал ему о своем горе и просил помолиться за него. Старец помолился и дал ему часть просфоры. Он пообещал, что теперь Варфоломей не только освоит грамоту, но превзойдет знаниями всех своих сверстников. Так и случилось. Еще в Ростове он изучил все Священное писание и святоотеческую литературу, освоив не только славянскую, но и греческую грамоту; «Видение отроку Варфоломею»: Михаил Нестеров писал свое знаменитое полотно неподалеку от Радонежа (1889—1890). Художник долго не мог найти мальчика для образа отрока. Однажды он встретил деревенскую девочку — бледную, с остриженными после болезни волосами. Она и послужила моделью для отрока Варфоломея. А ровно век спустя, в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси, в Радонеже рядом с Преображенским храмом был установлен трехметровый памятник по проекту В. Клыкова (Фото Владимира Ештокина). Инок и на его фоне — отрок Варфоломей держит в руках икону Святой Троицы. На постаменте надпись: «Сергию Радонежскому — благодарная Россия» (Ил.: картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»)// Фома. - №10(258) – октябрь 2024. – С.28-31. – (Раздел «Вера», рубрика «Дорога к храму»).

Новомучкники:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Борис (Боголепов). 18.07.1889-1.10.1937. На фото: Священник Борис Боголепов с семьей; Первый и второй ответы Зубцовского райисполкома на обращение общины Троицкой церкви с просьбой провести крестный ход на Пасху 1937 года; Священник Борис Боголепов с супругой Екатериной и сыном; Постановление «тройки» о расстреле священномученика Бориса// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. – С.32-35. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Борис родился 18 июля 1889 года в городе Москве в семье псаломщика храма святителя Николая в Хамовниках Ивана Алексеевича Боголепова и его супруги Марии Ивановны. В 1905 году Борис окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1911 году — Московскую духовную семинарию и был назначен учителем Власковской церковноприходской школы, находившейся в Петровской волости Клинского уезда Московской губернии. Вскоре Борис обвенчался с девицей Екатериной. По рукоположении в сан священника он 21 августа 1912 года был назначен в Троицкий храм в селе Воловниково того же уезда, где прослужил до начала 1920-х годов. С июля 1936 года он стал служить в Троицком храме села Коробино Зубцовского района Калининской области. В январе 1937 года сельсовет потребовал от отца Бориса уплаты налогов за предыдущий год. Священник отказался платить налоги и объясняться по этому поводу, и дело было передано в суд. Отца Бориса обвинили в том, что, не сдав «ни одного килограмма мяса, он тем самым поставил под угрозу срыва сбор средств и мясопоставок». Суд приговорил священника к полутора годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Справедливо посчитав приговор неправомерным, отец Борис подал кассационную жалобу, на которую не получил ответа. И приговор не вступил в силу. 22 апреля 1937 года состоялось новое судебное разбирательство. На этот раз суд Зубцовского района обвинил священника в том, что он крестил новорожденных и совершал отпевания без справок загса. Суд приговорил священника к шести месяцам исправительно-трудовых работ в колонии на общих основаниях, но отец Борис не согласился с приговором и снова подал кассационную жалобу. 19 апреля община Троицкой церкви подала прошение в Зубцовский райисполком с просьбой разъяснить, разрешаются ли советскими законами крестные ходы на Пасху, а также крестные ходы с иконами по деревням и молебны в домах верующих. Председатель райисполкома хождение по домам запретил «ввиду наличия эпидемии скарлатины». Священник счел для себя невозможным подчиниться запрету, тем более что знал, что причина запрета надуманна, и стал по просьбе прихожан служить в их домах молебны. 5 августа 1937 года началась операция по проведению массовых арестов на всей территории Советского Союза. Сразу после ее начала отец Борис был арестован. Председатель сельсовета пожаловался в НКВД, что священник служит не только в большие религиозные праздники, но значительно чаще, и устраивает крестные ходы с хоругвями вокруг храма. В тот же день отец Борис был допрошен.— Следствие располагает материалом о вашей агитационной контрреволюционной работе среди верующих прихожан, расскажите конкретней об этом. — Никакой контрреволюционной агитацией я не занимался и не занимаюсь. 27 сентября тройка УНКВД по Калининской области приговорила священника Бориса Боголепова к расстрелу, он был расстрелян через несколько дней, 1 октября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле.

Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №10(258) – октябрь 2024. - С.36-37. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

Почему в Церкви хлеб, приготовленный для таинства, называется агнцем? Потому, что. Фото пресс-службы Татарстанской митрополии. - С.36.

Говорят, что зло необходимо, ведь без него добро не могло бы проявиться. На самом деле. Фото. - С.36.

Часто спрашивают: почему Понтий Пилат умывал руки после разговора с Христом? Отвечаем. Ил.:Пилат умывает руки. Дуччо ди Буонинсенья. 1308–1311. - С.37.

[Ответ священника:]

Как вести себя с папой, который верит в переселение душ? / Спрашивает Анастасия. Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото Johnny Cohen / Unsplash // Фома. - №10(258) – октябрь 2024. – С.37. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

ЛЮДИ (раздел). – С.38-71.

«Это любовь!» - так называется специальный проект «Фомы», в котором священнослужители и их жены вспоминают о моменте, перевернувшем их жизнь навсегда. Читайте больше историй любви на сайте foma.ru.

Как святитель Николай оказался связан с историей нашей любви. Рассказ священника и его супруги. [Сначала своими воспоминаниями делится Олеся Шапорева, супруга иерея Николая; затем рассказывает иерей Николай Шапорев, настоятель Александро-Невского храма города Видное]. Подготовила Анастасия Саблина. Фото Владимира Ештокина и из семейного архива// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.38-42. - (раздел «Люди»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, политтехнолог, волонтер Павел Попов// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»).

Реклама: С.43.

У вас будет ребенок:

Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами. Мы хотим поддержать это полезное и доброе начинание и надеемся, что наша рубрика также поможет детям и родителям найти друг друга. Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopasport.ru// Фома. - №10(258) – октябрь 2024. – С.44-45. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:       

Борис. [Боре 12 лет, он серьезный мальчик. На вопрос, какие суперспособности он хотел бы приобрести, если б вдруг появилась такая возможность, немногословный Борис пожимает плечами: «Никакие. А зачем?» Для него важнее просто быть человеком, стараться быть добрым и отзывчивым. О нем...]. Узнать больше о Борисе: На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку: «Борис. Волгоградская область. Эфир 30.06.2024». Для будущих родителей Бориса: 8 (8442) 30-82-02 — региональный оператор Волгоградской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Фото. - С.44-45.

Илья. [Илье 13 лет. В будущем он хочет стать пожарным, он общался с теми, кто выбрал эту профессию, и говорит, что они мужественные и сильные люди, которые бросаются в огонь, чтобы спасти людей. О нем... ]. Узнать больше об Илье: На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку: «Илья. Волгоградская область. Эфир 21.04.2024». Для будущих родителей Ильи: 8 (8442) 30-82-02 — региональный оператор Волгоградской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Фото. - С.44-45.

Полезные рассказы (Для детей от 6-8 лет):

Чтобы дети полюбили чтение, с ними надо читать. Но что именно? Какие книги увлекут ребенка? Какие книги он не сочтет нудными? Мы предлагаем произведения, рекомендованные книжными экспертами «Фомы» - литературоведами, писателями, учеными. И конечно, опытными родителями.

Станислав Востоков. Игрушка. Из сборника «Рябиновое солнце». Представляет Наталья Богатырёва. Ил.: Обложка сборника «Рябиновое солнце»// Фома. - №10(258) - октябрь 2024. – С.45. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Полезные рассказы»).

Рассказ прямо «ковалиный», как сказали бы поклонники творчества писателя Юрия Коваля. Есть в нем и лиризм, и теплая улыбка, и задумчивость, и легкая грусть, понятная взрослым читателям, но услышанная и чуткой детской душой. Рассказчик колет дрова и замечает в небе ворону, которая выделывает умопомрачительные воздушные фигуры, играя с осенним листочком. Хозяйственная соседка Анна Петровна, вежливо поддержав беседу («Ишь! Прямо как моя Мурка!»), тем не менее наставительно произносит: «А ты бы все-таки дрова доколол». Так сталкиваются два мировоззрения: романтическое, созерцательное у рассказчика, который с интересом наблюдает за вороной, и приземленно-практическое у Анны Петровны. Она рассуждает, конечно, благоразумно, но лишает себя радости общения с живой природой. А рассказчику дана эта тихая радость и умение видеть поэзию в самых простых вещах. Хотя бы в сухом листочке, который истрепала, играя, ворона. «Увязал я дрова, сложил в сарай, а потом снова поднял дырявый лист. Посмотрел я на него и решил, что такому листу самое место в книге. И написал про него рассказ. Вот этот самый»...

Инна Волошина. Архимандрит Софроний Сахаров. История человека, который искал Божественный свет. [Архимандрит Софроний Сахаров (1896–1993) пережил все драматические поворотные события своего времени: от революции в России до Второй мировой войны. Он прошел путь от одаренного русского художника, участника престижных Парижских художественных салонов, до афонского монаха. От последователя восточных духовных учений до православного аскета, отшельника и христианского богослова. Человек современной эпохи, отец Софроний собственной жизнью засвидетельствовал, что тысячелетняя традиция подвижников Святой Горы Афон не есть высокий удел лишь древних святых. Он в наши дни жил на высоте этой традиции, и его личный опыт богообщения дает его наследию редчайшую духовную силу не отвлеченного философско-интеллектуального построения, а личного свидетельства. Труды архимандрита Софрония переведены на двадцать языков, а его книга «Старец Силуан» стала очень популярной в православной среде]. Ил.: Автопортрет в юности, 1918; Христос Вседержитель («Спас в силах»). Икона архимандрита Софрония. Эссекс, 1974; Преподобный Силуан Афонский на иконе архимандрита Софрония; Пророк Иоанн Креститель. Карандашный набросок архимандрита Софрония. Монастырь Иоанна Предтечи, Эссекс, 1960-е; Обложка и страница машинописного экземпляра книги «Старец Силуан», напечатанного о. Софронием. 1948; Святая Троица. Роспись архимандрита Софрония в трапезной монастыря Иоанна Крестителя в Эссексе. Конец 1970-х. Фото: Мастерские живописного факультета Вхутемаса. В начале 1920-х здесь учился Сергей Сахаров; Милютинский переулок в Москве — первая поворотная точка в жизни молодого художника. На фото: баррикада у телефонной станции, 1917; Сергей Сахаров, Берлин, 1922; Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Сергей Сахаров поступил сюда в 1925 году; Архимандрит Софроний пишет образ преподобного Силуана Афонского. Эссекс; Монастырь святого Пантелеимона. Афон, 1880; Преподобный Силуан Афонский; Одна из 12 келий скита Карулия. Афон (afon-ellada.ru); Отец Софроний во время отшельничества в Карулии. Афон, 1941; Тайная вечеря, Троица и Преображение Господне. Роспись в трапезной монастыря Иоанна Крестителя в Эссексе архимандрита Софрония и его учеников, членов монастырской общины. Конец 1970-х — начало 1980-х; Домик, где последние годы жил архимандрит Софроний. Монастырь Иоанна Крестителя в Эссексе. При подготовке статьи использованы следующие издания: Архимандрит Софроний (Сахаров). «Видеть Бога как он есть»; «О молитве»; «Письма в Россию»; «Таинство христианской жизни». Митрополит Навпакатский Иерофей (Влахос). «Знаю человека во Христе»// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.46-59. - (раздел «Люди»).

Реклама РЖД: С.60-61.

5 любимых фото фотографа и звонаря Михаила Иванова. [Из вошедшей в публикацию биографической справки «Михаил Иванов» (С.64): Мне 25 лет, я сын священника. Служу алтарником и звонарем в Свято-Троицком храме с. Алнаши Удмуртской республики и учусь в Казанской духовной семинарии. Служить в храме я начал, еще когда мне было лет 7 или 8. На колокольне сначала либо помогал, либо наблюдал, как звонят другие алтарники. Со временем начал звонить уже один — с импровизацией. В 2014 году открыл для себя фото- и видеосъемку. Начал вести социальные страницы нашего прихода. А в 2020 году завел личную страницу в TikTok на христианскую тематику — и она собрала аудиторию в несколько сотен тысяч человек!..]// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.62-69. - (раздел «Люди»).

1. 29 августа 2023 года. «Праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа». «Момент перед омовением рук священников. За подготовку теплой воды к омовению у нас отвечают алтарники. Омовение рук — это символ чистоты души и совести, с которой приступают священники к священнодействию. Дым ладана, солнечный свет и алтарники: Максим (слева) и Климент (справа)». [Два алтарника, освещенные солнцем, готовятся к празднику]. - С.62-63;64;

2. 15 февраля 2024 года. «Сретение Господне». «Был солнечный день, и во время евхаристического канона удалось поймать улыбку отца». [В алтаре, в окно которого бьют солнечные лучи, улыбающийся священник читает канон]. - С.64-65;

3. 4 июня 2023 года. «День Святой Троицы». «Престольный праздник Свято-Троицкого храма села Алнаши Сарапульской и Можгинской епархии Удмуртской Республики. На фотографии запечатлен момент крестного хода. Капли воды на объективе в солнечных лучах — получился такой интересный кадр». [Кадило с дымом в солнечных лучах]. - С.66;

4. 7 января 2024 года. «Рождество Христово». «Ночное богослужение. Все должно быть особенно торжественно и красиво — алтарники Климент и Владислав очень сосредоточены». [Алтарники на фоне иконы Святой Троицы держат большие красные свечи]. - С.66-67.

5. 18 января 2021 года. «Крещение Господне». «Великое освящение воды. Мне удалось поймать отражение солнца в воде. Это напоминает иконографию Крещения Господня: в верхней части иконы — луч, изливающийся из небесной сферы, проникающий в малую сферу, внутри которой голубь — символ Святого Духа». [В темном храме из окна солнечный луч отражается в воде, подготовленной для освящения]. - С.68-69.

Три дела месяца:

3 дела месяца. [Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-коды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.70-71. - (раздел «Люди», рубрика «Три дела месяца»). - Содержание рубрики:

1. Реабилитация — единственная надежда на самостоятельное будущее для Миши.  Бывает, что беда настигает как ураган, а бывает, что она словно суровый, изменчивый климат, в котором живешь все время. И никуда от него не скроешься, не уедешь. Девятилетний Миша Киселёв оказался именно в такой ситуации. С самого рождения у него начались проблемы со здоровьем, и к двум годам мальчику оформили инвалидность. Диагноз Миши — детский церебральный паралич. Эта болезнь не дает ему свободно двигаться и говорить. Много лет он упорно тренируется дома и ездит на занятия со специалистами. И всё ради того, чтобы сгладить последствия недуга. Больше всего развиваться мальчику помогают курсы реабилитации в медицинских центрах. Благодаря им сегодня он двигается без опоры, произносит отдельные слова и пытается рисовать. Лечение важно продолжать на регулярной основе. Но Киселёвы не могут его оплачивать, потому что для них это дорого. Папа работает продавцом в магазине запчастей, а мама занимается детьми — особенным Мишей и его младшей сестренкой Златой. Своего жилья у семьи нет, поэтому часть бюджета, помимо лекарств, еды и вещей, уходит еще и на оплату аренды квартиры. Чтобы помочь сыну, родители обратились за помощью в благотворительный фонд «Мои друзья». Реабилитация — это единственная надежда Миши на самостоятельное будущее. Сбор для мальчика открыт на сайте фонда, и вы можете его поддержать. Как помочь: Сделать перевод на сайте фонда «Мои друзья»: my-friends.ru/campaig/misha-kiseljov/; Либо отправить СМС (номер и текст). Фото. - С.70.

Спасибо: Владислав Смоляков из Челябинской области прошел лечение. У Влада болезнь, которая сильно сковывает его тело. Парень не может ходить, свободно двигать руками и говорить, но при этом умудряется работать в «Фотошопе» и создавать видео. Всё это он делает при помощи специального устройства — айтрекера. Несмотря на всю тяжесть состояния, Влад стремится хоть немного улучшить свое положение — научиться управлять руками и четко произносить слова. Подобраться к таким достижениям ему помогают регулярные занятия со специалистами. Недавно при поддержке фонда «Мои друзья» и добрых людей, в том числе читателей журнала «Фома», парень прошел новый курс лечения. Он подтянул словарный запас, укрепил спину и руки: теперь Владислав может удерживать в руках предметы — и это огромный прогресс! Дальше будет еще лучше. Спасибо, что дарите особенным детям возможность развиваться. Фото. - С.70. 

2. Поможем оплатить развивающие занятия для девочек с синдромом Дауна. Анюта настолько любит воду, что буквально замирает от восторга при виде фонтана! А заметив бассейн или речку, она сразу же готова идти купаться…» — с улыбкой рассказывают воспитатели Елизаветинского детского дома. Находится он на территории Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Здесь живут только девочки, большинство из них с синдромом Дауна. Подобных детей называют солнечными, и Анюта именно такая. Она невероятно жизнерадостная. Правда, рассказать о своих впечатлениях словами не может: из-за особенностей развития девочка не говорит. Но здесь ее научили общению жестами, что дает Анюте возможность быть услышанной и выражать эмоции. В Елизаветинском детском доме с девочками работают педагоги и другие специалисты. Они занимаются их обучением и развитием — приучают ухаживать за собой, показывают, как готовить и убираться. Дети ходят в школу, посещают театры и музеи, осваивают музыкальные инструменты и рукоделие, занимаются спортом и отдыхают на природе. Словом, живут активно.У каждой воспитанницы детского дома есть свои маленькие победы и достижения. И всё благодаря вниманию, заботе, терпению и профессионализму воспитателей. В своей работе они раз за разом доказывают, что особенный ребенок может многому научиться, главное — найти к нему подход и поверить в него. Елизаветинский детский дом — проект благотворительный, и ему важна поддержка, прежде всего финансовая. Пожертвования, сделанные в пользу детского дома, пойдут на оплату развивающих занятий для девочек с синдромом Дауна. Как помочь: Сделать перевод, перейдя по ссылке: mmom.ru/elizdeti/, QR-код.  Либо отправьте СМС (номер и текст). Фото. - С.71.

3. Поможем Семёну получить спасительное лекарство. Семилетний Семён Слаутин из Воронежа растёт в многодетной дружной семье. У него четверо братьев — самых верных друзей. Еще недавно он гонял с ними на велосипедах и активно исследовал мир. А сегодня он заперт в стенах больницы, где нет ни подвижных игр, ни веселой компании. Год назад Семён пребывал в приятном предвкушении новых приключений — собирался в школу. Но предстоящее радостное событие омрачили плохие новости. На теле у Семёна стали возникать гематомы. Сначала родители подумали, что он где-то ударился или с кем-то подрался. Но когда выяснилось, что это не так, они отвели его к врачу. Мальчику сделали срочный анализ крови и затем госпитализировали. Диагноз, который поставили Семёну врачи, называется тромбоцитопения. Это патологическое состояние, при котором в крови очень низкое количество тромбоцитов, кровяных телец, участвующих в процессе свёртывания. С тех пор Семён живёт между больницей и домом. За весь год самое долгое его пребывание дома вместе с родными было всего 2 недели. И самое обидное, что в больнице чаще всего Семёну нельзя выходить из стерильного бокса из-за плохих анализов крови. Любая ссадина или инфекция могут обернуться для него тяжелыми осложнениями. Врачи долго не могли подобрать для мальчика нужное лекарство. И в мае назначили препарат «Револейд», который дал положительный отклик. Курс лечения этим препаратом важно продолжать, но он дорогой, и семья Слаутиных в одиночку не может приобрести несколько упаковок. Им очень нужна помощь. Как помочь: Сделать перевод на сайте фонда «ДоброСвет»: dobro-svet.ru/ komu-pomoch/slautin-semen/, QR-код. Так же можно отправить СМС (номер и текст). Фото. - С.71.

КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-97.

Виталий Каплан. «Дюна». Что там с религией? Разбираем легендарную фантастическую сагу.[Цикл романов американского фантаста Фрэнка Герберта «Хроники Дюны» очень популярен у любителей фантастики. А в последние годы, в связи с экранизацией первого из этих романов (фильмы «Дюна» и «Дюна 2», режиссер Дени Вильнёв), «Хрониками Дюны» заинтересовались и те, кто раньше о них не знал. Что же представляют собой эти книги? Есть ли в них, помимо острого сюжета и ярких декораций, глубокая мысль? Да, есть. Но всё куда сложнее, чем может показаться]. В оформлении использованы кадры из фильма «Дюна» (часть 1 и 2, реж. Дени Вильнев). Кинокомпания Legendary Pictures, дистрибьютор Warner Bros. Pictures// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.72-83. - (раздел «Культура»).

Академия журнала «Фома»: НОВЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ «ФОМЫ»// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.84-85. Представлены курсы:

Как понять свою тревогу? Зоя Ускова - практикующий психолог, экзистенциальный психотерапевт, член ассоциации православных психологов и психотерапевтов. Подробности, запись, оплата, QR-код - С.84.

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»... или нет? Монах и психолог читают и комментируют «Маленького принца». Смотрите наш видеоподкаст «Худсовет»! QR-код. - С.85.

Нет времени читать? Тогда смотрите! «Камо грядеши»: самая романтическая история о первых христианах. Слушайте и смотрите лучшие статьи «Фомы» когда и где вам удобно, QR-код. - С.85.

Семейное чтение:

Наталья Харпалёва. Маккавеи: история святых мучеников. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.86-95. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома»,  «Новый мир».

Георгий Кубатьян (1946-2021). Долгая жизнь. Подборка стихотворений («Быть гражданином маленькой страны...»; Из стихотворения «Ишхан» /«...Он вымирает. Там и сям...»/; Из цикла «Переводчик» /«Перевожу. То рассказы, то повесть, то пьеса...»/; Долгая жизнь /«Сколько смертей ты за долгую жизнь перенёс...»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Анны Тененбаум. Фото// Фома. - №10(258) – октябрь 2024. – С.96-97. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, политтехнолог, волонтер Павел Попов.Фото// Фома. - №10(258) — октябрь 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Безусловно, таким материалом стал рассказ из цикла «Это любовь» про иерея Николая Шапорева и его супругу Олесю (с. 38).

2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Я бы порекомендовал Парсуну Юрия Арабова (с. 10).

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Прежде всего, это истории про людей, которые сегодня находятся в зоне проведения Специальной военной операции На 4-й стр. обложки — обращение к читателям:  Поддержите журнал «Фома». Ежемесячно 10 миллионов человек узнают о Христе и Евангелии благодаря бесплатным проектам журнала «Фома»: текстам и видео на сайте и в соцсетях,  газете, благотворительной подписке на журнал. Всё это возможно только благодаря пожертвованиям читателей и спонсоров.  Количество наших проектов постоянно растет, и сегодня нам очень нужна помощь. Пожалуйста, поддержите журнал «Фома» любым посильным пожертвованием. Благодаря вашей помощи мы сможем продолжать наше дело! Сделать пожертвование на работу «Фомы»: foma.ru/help, QR-код.

0
0
Сохранить
Поделиться: