Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:

Есть канон для иконы, есть канон и для росписи. Он возник еще в Византии. Сюжеты выстраивают в строгой иерархии. «Читать» росписи можно, начиная с притвора, — тогда они ведут нас от земных событий к горнему Иерусалиму. По направлению к алтарю сюжеты располагают согласно библейской истории, а по направлению к главному куполу — по степени откровения о Божественном Промысле, соединении земли и Неба.

Чем выше, тем сакральнее пространство. Свод под куполом — символ Неба. Здесь чаще всего пишут образ Спасителя. Ниже изображают ангелов, затем пророков. Под ними — четырех евангелистов. Верхняя часть храма обычно отведена под новозаветные сюжеты. Ближе к молящимся располагают образы святых, житийные сцены. На своде алтаря помещают образ Богоматери или Христа, под ними — «Тайную Вечерю» или «Причащение апостолов».

Как «читать» росписи в храме?
Апостол Иоанн. Эскиз росписи Ивана Макарова

Этот путь — от земного к небесному — мы видим неизменным в русских храмах разных эпох. Хотя стиль и предпочтения в сюжетах менялись. Приведу пример Спасского кафедрального собора в Пензе, взорванного в XX веке. Сейчас его восстанавливают. Собор в 1851 году расписали отец и сын, Кузьма и Иван Макаровы. Последний был блестящим портретистом, но много трудился и для Церкви. Сохранились описания, фотографии убранства и, что особенно ценно, эскизы. На них мы видим полные сосредоточенности фигуры евангелистов.

Первую половину храма занимали сцены из Ветхого Завета, а вторую — новозаветные. Сюжеты сопоставлялись, выявляя символические связи. Например, над «Моисеем при неопалимой купине» была изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем. Напротив «Плача Иеремии о разрушении Иерусалима» находилась Казанская икона, перед которой люди, подобно ветхозаветному пророку, плакали о грехах.

«Везде взор христианина встречает поучительные события и примеры святых, необходимые на пути к нашему спасению», — писали в местной прессе. В ту эпоху прихожанам хотелось видеть живописную Священную историю, изображенную достоверно, живо, может быть, чересчур эмоционально. Но от простого наставления образная система всегда ведет к тайне нашего спасения, ко Христу.

Читайте также:

Для чего нужны подписи на фресках и иконах?

Как узнать святого на иконе, если надпись утрачена?

Зачем храмы украшают изображениями винограда?

0
0
Сохранить
Поделиться: