Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - №11(259) – 2024. FOMA.RU
Обложка: В городе на большом ворохе кленовых листьев сидят два мальчика и девочка в берете, которая ловит руками падающие сверху осенние листочки. Внизу обложки белыми буквами написано: «НАМ ДО НЕБА ОСТАЛАСЬ САМАЯ МИЛОСТЬ». Рисунок Вероники Чернышевой.
Пролог:
Валентина Патронова. Насущный /«Хлеб наш простой, насущный подай нам здесь...»/. Стихотворение. Фото// Фома. - №11(259) – ноябрь 2024. – С.2. – (рубрика «Пролог»).
Содержание: С.3.
Колонка главного редактора:
Владимир Легойда. Ничего зазорного. [Можем ли мы говорить о Боге за стенами храма так, чтобы люди нас слушали не из любопытства, а чтобы, может быть, что-то изменить в своей жизни? Этот вопрос, мне кажется, нужно себе задавать постоянно. Особенно если имеешь отношение к проповеди в широком смысле слова, к свидетельству о Христе в публичном пространстве. Да и вообще, я думаю, любой христианин должен себе его задавать. Потому что, по большому счету, главной нашей проповедью является сама наша жизнь. <...> Студентам в семинариях говорят: вы станете священниками, будете выходить на амвон и произносить проповеди... Но вы должны понимать, что никогда не будете жить в точности так, как будете учить, никогда! <...> Ваша задача — стремиться, чтобы разница между тем, к чему вы призываете, и тем, как вы живете, была минимальной. А если видно, что разница огромна, то при всей красоте и логической убедительности вашей проповеди она в конечном итоге будет обличать лишь вас самих. И это, мне кажется, тот минимум миниморум, который каждый христианин обязан с себя спрашивать. Потому что, коль скоро ты дерзаешь говорить о Христе и называть себя христианином, ты должен осознать, что существует вот этот зазор. В городе, где я вырос, был один замечательный священник. Он очень сильно пил, а потом каялся — прямо перед всем народом выходил на амвон и каялся, стоя на коленях, просил молитв. <...> Я бы дерзнул сказать, что это была максимально сильная проповедь. Потому что в тот момент между его проповедью и его жизнью вообще не было никакого зазора]. Фото Peter Burdon/unsplash// Фома. - №11(259) – ноябрь 2024. – С.4-5. – (рубрика «Колонка главного редактора»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает доктор филологический наук Иван Есаулов// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»).
Даты:
20 ноября. 78 лет Патриарху Кириллу. [Патриарх Кирилл: «Слово «любовь» употребляется в обиходе так часто и в столь разных контекстах, что современный человек уже неспособен ясно понимать его значение. Как и многие святыни, силой диавольской это слово нередко оскверняется и обесценивается в человеческой жизни. Но от этого само понятие любви не становится менее значимым. Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог пребывает в нем (см. 1 Ин 4:16) — и это исчерпывающее определение любви. <...> Господь же изволил открыть нам нечто большее о Своей жизни — именно это откровение Бога о Самом Себе дает нам полноту понимания того, что есть любовь. Господь посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он принес Себя в жертву за грехи людей (см. Ин 3:16; 1 Ин 4:9). <...> Именно через Господа Иисуса Христа мы узнаем о том, что любовь есть жертва. Но мы узнаем и еще нечто очень важное. Бог открывает нам Себя как Единого по существу, но Троичного в Лицах. Мы верим в Святую Троицу, внутренним законом жизни Которой является любовь, соединяющая три Лица единой природой. Это абсолютное, ничем не помрачаемое и неразделяемое единство, и потому мы можем говорить о том, что любовь — это единство. <...> Там, где действует Святой Дух и где разрозненные люди, различные и по своему положению, и по национальности, и по возрасту, и по культуре, и по языку, становятся едины по образу Святой Троицы, там одновременно действует и грех. С одной стороны, Церковь, пребывая на земле, воплощает и выражает это единство по образу Святой Троицы; с другой — у людей крещеных и являющихся членами Церкви очень часто не хватает сил осуществлять и являть миру это единство вне таинства Церкви, вне Святой Евхаристии, за пределами храма, там, где начинается исполненная треволнений и конфликтов жизнь. <...> Если мы окажемся способными отдавать частицу самих себя, жертвовать своим временем, своим вниманием, своей любовью, своими средствами — жертвовать тем, кто в этом нуждается, то мы будем жить и за пределами храма по закону любви...». Из слова после литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста, 1 марта 2011 года]. Редакция журнала «Фома» от всей души поздравляет Его Святейшество с днем рождения и желает ему душевных и телесных сил, а также помощи Божией в его служении на благо Церкви! Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. – С.6-7.
Даты месяца:
Даты месяца: ноябрь// Фома. - №11(259) – ноябрь 2024. – С.8-9. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:
28 ноября. Начало Рождественского поста. [Рождественский пост — это сорокадневный период подготовки к одному из главных христианских праздников, и дата его начала неизменна из года в год. В Русской Православной Церкви это 28 ноября. Рождественский (или Филиппов) пост считается нестрогим. Во многие дни даже по монастырскому уставу разрешена рыба. А главный его смысл не в гастрономическом воздержании, а в том, чтобы через молитву и покаяние подготовить свою душу ко дню, когда вся Церковь будет вспоминаться великое чудо, произошедшее две тысячи лет назад и изменившее жизнь всего человечества, — Рождество Христово]. - С.8;
2 ноября. Димитриевская родительская суббота. [Это суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября. Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботе уже как о дне поминовения всех умерших]. Ил.: Утро на Куликовом поле. А.П. Бубнов, 1947. - С.8;
6 ноября. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». [Название иконы происходит от первых слов стихиры (богослужебного песнопения), посвященной Богородице: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим». Икона стала иллюстрацией к этим словам. Богоматерь через ангелов посылает помощь всем, кто скорбит и кто обижен, кто нуждается в утешении и исцелении, Она защищает немощных и поддерживает слабых. Горести, беды, просьбы людей иконописец может изобразить в соответствии со своими представлениями. Но неизменным всегда остается одно: в центре композиции — Пресвятая Богородица, всем скорбящим приносящая радость]. Ил.: Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». - С.9.
4 ноября. Казанская икона Божией Матери. [Именно в день почитания Казанской иконы Божией Матери Россия празднует День народного единства. На исходе Смутного времени все силы нашего народа соединились, чтобы спасти нашу страну от гибели. Шла гражданская война. Польско-литовские войска, воспользовавшись ею, заняли Москву. Русский народ отовсюду стекался в земское ополчение, чтобы освободить столицу. У ополченцев был список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Через него Богородица помогала православному воинству. Ополченцы взяли неприятеля в осаду в Москве. 22 октября 1612 года (4 ноября по новому стилю) земцы пошли на штурм. Москва была освобождена. При первых царях из рода Романовых — Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче — празднование дня Казанской иконы Божией Матери было установлено по всей России]. Фото Ольги Бакуменко. - С.9.
18 ноября. День памяти святителя Тихона. [18 (5) ноября 1917 года митрополит Тихон (Беллавин) был избран Патриархом Русской Православной Церкви — первым ее Предстоятелем после двухсотлетнего перерыва. Это избрание практически совпало по времени с приходом к власти большевиков, поставивших своей целью искоренить веру в Бога по всей стране. Его смерть не была насильственной, однако уже при жизни его считали мучеником. Многократные допросы, аресты, известия о казни сподвижников не могли не сказаться на здоровье святителя. Его сердце в полной мере пропустило через себя те страдания, которые выпали на долю Церкви в этот критический для нее период. Постоянные преследования, допросы и аресты подорвали здоровье пастыря. В апреле 1925 года он преставился ко Господу, а в 1989 году Патриарх Тихон был канонизирован в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Мощи святителя покоятся в Донском монастыре в Москве]. Святитель Тихон. Фото. – С.9.
Даты:
14 октября. 80 лет МГИМО. [14 октября 1944 года открыл свои двери один из самых известных вузов России. В истории журнала «Фома» очень многое связано с Московским государственным институтом международных отношений: имена его преподавателей и выпускников можно найти не только среди авторов, лекторов, гостей, но и основателей нашего издания]. Ведущий подкастов «Фомы» Константин Мацан, кандидат философских наук, выпускник факультета международной журналистики МГИМО, рассказывает, что дала ему учеба в этом вузе. [Патриарх Кирилл поздравил учащих и учащихся МГИМО с 80-летием со дня основания учебного заведения: «Сохраняя верность лучшим традициям отечественного образования, все эти годы МГИМО остается ведущим вузом, готовящим профессиональные дипломатические кадры, ответственных специалистов в различных областях государственной политики и общественной жизни, обладающих твердыми нравственными принципами, искренне любящих Россию и готовых самоотверженно служить родной стране. Отдельно хотелось бы сказать о храме в честь святого благоверного князя Александра Невского, строительство и освящение которого стало важной вехой в истории института и примером плодотворного соработничества между Русской Православной Церковью и научно-образовательным сообществом. Отрадно отметить, что немало выпускников МГИМО, в том числе и в священном сане, трудятся сегодня в синодальных и зарубежных учреждениях Московского Патриархата, с неизменной благодарностью вспоминая alma mater и внося вклад в развитие взаимодействия Церкви, государства и общества. Желаю всем вам крепкого здравия, щедрой помощи Божией и успехов в добрых делах»]. Фото: A.Savin/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0; mgimo.ru;Andrey/Wikimedia Commons/CC BY 2.0; Владимира Ештокина. – С.10-11.
Парсуна номера:
ПАРСУНА — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» члена-корреспондента РАН, декана медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессора кафедры биотехнологии биологического факультета МГУ, заведующего лабораторией геномики и эпигеномики позвоночных ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии», руководителя лаборатории Научно-технологического университета «Сириус» доктора биологических наук Егора Прохорчука.
Егор Прохорчук. «За подсвеченной наукой частью мира существует мрак, который нам не понятен». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны»: (Легойда: У нас традиция — самопредставление гостя. Я вам задаю экзистенциальный вопрос: кто вы? Прохорчук: В первую очередь — ученый. Я человек русский, выросший в СССР, закончивший Московский физико-технический институт, и это очень важно для меня. <...> А помимо этого я отец, я друг. Ну, и отчасти реставратор — в таком широком, философском смысле взаимодействия традиций и прогресса. Все эти вопросы мне очень важны). [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: Любая наука работает с проекциями; Как сегодня — с материальной точки зрения, основанной на изучении вещественного мира, — видится происхождение человека?; Я полностью согласен с тезисом, что человеком движут его размышления о своей конечности; Вера многое поменяла в моей жизни; Как двумерному человеку, живущему на плоскости, рассказывать про трехмерное пространство? Наверное, как в Евангелии; У ученых никогда ничего до конца не доказано и никогда ничего до конца не ясно; Ценность труда полностью утеряна. На поверхности одна легкость; В массмедиа, в соцсетях нас все время убеждают: жизнь так прекрасна, все замечательно. А она не прекрасна; По моему глубокому убеждению, яйцеклетка, оплодотворенная сперматозоидом, это не просто «генетическая информация», это уже сформированный человек; Мы пока еще не потеряли свое «я»; Когда я жил в Эдинбурге, ко мне в квартиру как-то постучались, не зная о том, что я не гражданин и никогда не был гражданином Великобритании; Любовь — это то, что размягчает сердце]. Вместо послесловия: Последний вопрос ведущего «Парсуны»🙁Легойда: Есть всем известные слова классика о том, что умом Россию не понять. «Понять нельзя верить» — где вы поставите знак препинания? Прохорчук: Понять нельзя, верить). Фото Владимира Ештокина. Иллюстрации Марии Сосниной// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.12-17. - (рубрика «Парсуна номера»).
Журнал «Фома» представляет: Спокойной ночи, православные! Авторская программа протоиерея Игоря Фомина и матушки Ольги Юревич. [Время перед сном — самое подходящее для того, чтобы спокойно подумать о самом главном]. Смотрите каждый вечер по будням! Подпишитесь на канал в Телеграме Духовный дневник с журналом «Фома», чтобы не пропустить новые выпуски, QR-код// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.18-19.
Вопрос номера:
Что происходит с человеком около мощей святого? [Христиане верят в вечную жизнь, в воскресение мертвых, в то, что смертью все не заканчивается. Но зачем тогда откапывать мертвого, пусть и святого, человека, доставать его останки и молиться около них? Нам бесконечно дороги и святитель Николай, и целитель Пантелеимон, и апостолы, и преподобный Сергий Радонежский. Разве что-то меняется, когда мы оказываемся возле их мощей, а не просто стоим перед их иконой?]. Отвечает протоиерей Андрей Юревич. Беседовал Александр Ананьев. Во вставках к материалу: Что такое мощи? (С.23); Где хранят мощи? (С.25). Фото: пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; Александра Сенцова/Фотохроника ТАСС; Юлии Маковейчук; Владимира Ештокина; tatmitropolia.ru; eparhia.net// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.20-25. - (рубрика «Вопрос номера»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает доктор филологический наук Иван Есаулов// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»).
ВЕРА (раздел). – С.26-37.
Читаем Писание:
Читаем Евангелие вместе с радио «Вера».
Ежедневно на радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru.
Почему язычник обратился за помощью ко Христу, а не к своим? Евангелие от Матфея, глава 8 [Мф 8:5-13]. Комментирует священник Антоний Борисов: [Древние римляне славились своей рациональностью. Они стремились из всего извлечь пользу. Даже из религии, которую воспринимали как инструмент управления обществом. Данное обстоятельство стоит учитывать при обдумывании содержания этого отрывка из восьмой главы Евангелия от Матфея. <...> Для светского исследователя поступок римского сотника (центуриона) представлял собой не столько искреннее проявление веры в Сына Божьего, сколько следовал в русле довольно специфической общественно-государственной логики. Данную логику можно представить себе примерно так. Сотник (не последний человек в военной и общественной иерархии Римской империи) услышал о великом проповеднике-чудотворце и решил воспользоваться его услугами. Чтобы и слугу вылечить, и новому религиозному движению добавить авторитетности. В том числе и для того, чтобы еще больше расщепить изнутри и так уже совсем не монолитную структуру иудаизма. <...> Но всё же поступок сотника (даже при огромном желании) нельзя свести в меркантильную плоскость. <...> Евангелие ничего не говорит нам о том, был ли центурион так называемым прозелитом — язычником, принявшим ветхозаветную религию. Но этот человек явным образом чувствовал, где находится истинный Бог. <...> Что именно подтолкнуло сотника обратиться с просьбой к Спасителю? Как кажется, главную роль сыграло искреннее, нелицемерное милосердие. Слуга, за которого просил центурион, был рабом. В понимании людей того времени — фактически вещью. Больного, неспособного полноценно трудиться раба можно было спокойно выгнать, выкинуть как какой-нибудь ненужный в хозяйстве предмет. Но центурион проявил себя совершенно иначе. Он, как кажется, исчерпав возможности обычной медицины, не утратил окончательно надежды. И возложил эту надежду на Бога, силу Которого он видел в словах и поступках Иисуса из Назарета. Сотник при этом отказался использовать свой служебный статус — он не приказывал, а просил у Христа о помощи с настоящим смирением. В результате центурион был услышан и вознаграждён. Его пример имеет огромное значение для каждого из нас. Ведь поступок сотника демонстрирует: связующим звеном между нами и Богом может быть только любовь, которая просит о милости и не навязывает своего...]. Ил.: Христос и сотник. Паоло Веронезе. Вторая треть XVI века// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.26-27. - (раздел «Вера», рубрика «Читаем Писание»).
Новомучкники:
Архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Георгий Извеков. 24.02.1875-27.11.1937. На фото: Протоиерей Георгий Извеков. Москва, тюрьма ОГПУ. 1931; Священник Георгий Извеков, из протокола допроса НКВД, 1937// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. – С.28-31. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).
Священномученик Георгий родился 24 февраля 1875 года в городе Калуге в семье священника Иакова Извекова и его супруги Фаины. В 1884 году Георгий поступил в Калужское духовное училище. В 1888 году Георгий окончил Калужское духовное училище в числе первых по учебным успехам и поступил в Калужскую духовную семинарию, по окончании которой он в 1894 году был направлен для продолжения образования на казенный счет в Киевскую духовную академию и окончил ее со степенью кандидата богословия в 1898 году. В 1899 году он был направлен служить псаломщиком в храм святителя Николая Чудотворца в городе Праге. 30 марта 1905 года Георгий Яковлевич был направлен служить псаломщиком при посольской церкви в Гааге. В 1906 году он был хиротонисан во иерея и 21 февраля того же года назначен законоучителем и настоятелем храма Санкт-Петербургского Смольного Александровского женского института по ходатайству Совета института. 25 сентября 1907 года отец Георгий был назначен законоучителем и в женскую гимназию принцессы Ольденбургской, а с 1910 года — и регентом в Регентское училище, основанное дирижером и музыковедом С. В. Смоленским. После начала Первой мировой войны и до 1917 года отец Георгий служил священником в санитарном поезде. В 1917 году, когда начал свою работу Поместный Собор Российской Православной Церкви, он был назначен делопроизводителем I отдела Собора. В 1921 году отец Георгий стал служить в храме Донской иконы Божией Матери при станции Перловка в Московском уезде. При возникновении в 1922 году обновленческого раскола и попыток принудить отца Георгия перейти к обновленцам он решительно от этого отказался. И обновленческий Московский епархиальный совет написал: «за ярко выраженное и упорное неподчинение Церковной власти отрешен от занимаемого места, с запрещением священнослужения». Но отец Георгий никак не отреагировал на грозный запрет обновленцев и продолжал служить в том же храме; он прослужил в нем до середины 1926 года и был возведен в сан протоиерея. В начале 1931 года начались массовые репрессии против духовенства, когда в один день арестовывались десятки священнослужителей, монашествующих и мирян. Протоиерей Георгий был арестован 14 апреля 1931 года. 23 апреля уполномоченный 6-го отделения секретно-политического отдела ОГПУ на допросе предъявил священнику нелепые обвинения. Отвечая на них, отец Георгий сказал: «По существу предъявленного мне обвинения в агитации против советской власти (ожидание переворота, желание уничтожить евреев и т. д.) показания давать отказываюсь». 30 апреля 1931 года Особое Совещание приговорило протоиерея Георгия к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен этапом сначала в город Котлас, затем в Великий Устюг, а затем в Усть-Сысольск. Весной 1937 года начались аресты среди сотрудников Московской Патриархии, и один из них лжесвидетельствовал о протоиерее Георгии Извекове. Поздней ночью 2 ноября к отцу Георгию в квартиру явились сотрудники НКВД с обыском. После обыска отцу Георгию было заявлено, что он арестован. В тот же день он был заключен в Таганскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности. Но священник виновным себя не признал. 23 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Георгия Извекова к расстрелу. Он был расстрелян через несколько дней, 27 ноября, и погребен в общей безвестной могиле на Бутовском полигоне под Москвой.
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает доктор филологический наук Иван Есаулов// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»).
Говорят, что:
Говорят, что// Фома. - №11(259) – ноябрь 2024. - С.32-33. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:
Почему в Церкви на службах используют благовония? Потому, что. Фото священника Дионисия Ворсобина. - С.32.
Часто спрашивают: что значит фраза «продать за чечевичную похлебку»? Отвечаем. Фото.- С.33.
Говорят, что верующий обязан бояться Бога. На самом деле. - С.33.
[Ответ священника:]
Просила работу — получила, но она сложная. Выпросила крест не по силам? / Спрашивает Евгения. Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото// Фома. - №11(259) – ноябрь 2024. – С.33. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).
Дорога к храму:
«Пряничный» собор в «городе монастырей». [На холмах вдоль берегов Цны и ее притоков возвышаются один за другим храмы и монастыри. Колокольни и храмы с реки напоминают маяки. Тамбов ни разу не захватывал неприятель. По легенде, враги отступали от городских стен с криками: «Там — Бог!» Кто-то считает, что от этих слов и возникло название города. (Фото Андрея Щербакова)]. Текст: Наталья Харпалёва. Содержание: Дорога: До Тамбова удобно добраться на поезде из многих городов. От Москвы поезд идет около восьми часов.Здание Тамбовского вокзала — объект культурного наследия регионального значения (Фото). Оно было построено в 1870 году. В основу проекта архитектор заложил образ крепости как отсыл к героическому прошлому Тамбова: городу часто приходилось обороняться от врагов. Памятная табличка на здании вокзала напоминает, что на Тамбовский вокзал прибывал император Николай II в 1904 и 1914 гг. во время посещения Тамбова. (Реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-код); Собор Вознесения Господня в Вознесенском Тамбовском монастыре:За узорными оградами Вознесенского монастыря после многолетней разрухи снова кипит жизнь, цветут цветы, а восстановленный из небытия разноцветный «пряничный» монастырский собор — главное украшение обители и символ ее возрождения; История обители: Вознесенский женский монастырь появился на окраине Тамбова в 1690 году по благословению святителя Питирима Тамбовского, известного православного просветителя края. Первая каменная монастырская церковь во имя Вознесения Господня была построена в конце XVIII века. Конец XIX века для монастыря стал временем расцвета. В 1868 году при монастыре открылся приют для девочек-сирот — Ольгинская школа. При обители работали различные мастерские. А на Вознесение у стен монастыря пять дней проходила большая Вознесенская ярмарка. В 1926-м монастырь закрыли, ценности расхитили. Вознесенский собор был полностью утрачен. В 1988 году обитель вернули Церкви. В 2007-м Вознесенский собор был заново заложен на историческом месте, а в 2014 году его освятил Патриарх Кирилл (Фото: вид монастыря в начале XX века; пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси); Собор Вознесения Господня (Фото alexxx1979/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 с пояснениями): Пять цветных главок собора выполнены в стиле собора Василия Блаженного в Москве и храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (Фото Tsy1980/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0; Фото Je-str/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0), Высота пятиярусной колокольни — 70 м. Архитектурное решение — отсылка к колокольне Ивана Великого в Московском Кремле (Фото Gérard Janot/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0), Рисованный геометрический орнамент издали напоминает изразцы; Чудесная история с иконой Богородицы: С именем одной из монахинь Вознесенского монастыря связана чудесная история обретения и прославления чудотворной Вышенской иконы Божией Матери — святыней Вышенской и Тамбовской земли. Этой иконой с крестом-мощевиком — точной копией Казанской иконы Богородицы — родители благословили юную Марию на брак. После смерти мужа Мария стала послушницей Зачатьевского монастыря в Москве. В 1812 году, когда Наполеон подходил к Москве, Мария с иконой уехала в Тамбов. По пути ямщик, который ее вёз, решил ее ограбить: забрать драгоценную икону, а Марию убить. Мария попросила защиты у Самой Богородицы и услышала голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». Ямщик вдруг лишился зрения. Испугавшись, он стал просить Марию помолиться о его исцелении. И после совместной молитвы перед иконой ямщик прозрел. Позже он постригся в монахи. А Мария привезла чудотворный образ в Вознесенский монастырь, где и приняла монашеский постриг с именем Миропия. А икону по велению Самой Богородицы передала Шацкой Вышенской пустыни. Сегодня чудотворная Вышенская икона Божией Матери пребывает в Вышенском монастыре, а древний список с нее ежегодно приносят в пределы Тамбовской епархии (Фото eparhia-tmb.ru)// Фома. - №11(259) - ноябрь 2024. - С.36-37. - (раздел «Вера», рубрика «Дорога к храму»).
ЛЮДИ (раздел). – С.38-71.
Наталья Харпалёва. Предательство и прощение. История братьев святой Матроны Московской. [В 1911 году в списках сельскохозяйственной переписи Тульской губернии появилась запись о детях Димитрия Ивановича и Натальи Никитичны Никоновых, проживающих в селе Себино Епифанского уезда. Среди прочих была в ней строчка: «Дочь 28 лет, девица безграмотная». Переписчик поставил рядом букву «к», что означало «калека». Эта строчка относилась к будущей святой — блаженной Матроне Московской]. Рисунки Олега Пахомова// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.38-42. - (раздел «Люди»).
Реклама: С.43.
У вас будет ребенок:
Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами. Мы хотим поддержать это полезное и доброе начинание и надеемся, что наша рубрика также поможет детям и родителям найти друг друга. Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopasport.ru// Фома. - №11(259) – ноябрь 2024. – С.44-45. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:
Саша, Алиса и Захар. Братьев и сестру можно забирать в семью только вместе! [Саша — старший брат, ему десять лет, Алиса — средняя сестра, ей восемь лет, и их младший шестилетний брат Захар. И все улыбчивые, светлые, радостные... О них...]. Узнать больше о Саше, Алисе и Захаре: На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку: «Саша, Алиса, Захар. Кемеровская область. Эфир 01.09.2024». Для будущих родителей Саши, Алисы и Захара: 8 (3842) 36-09-59 — региональный оператор Кемеровской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Фото. - С.44-45.
Полезные рассказы (Для детей от 8-10 лет)
Чтобы дети полюбили чтение, с ними надо читать. Но что именно? Какие книги увлекут ребенка? Какие книги он не сочтет нудными? Мы предлагаем произведения, рекомендованные книжными экспертами «Фомы» - литературоведами, писателями, учеными. И конечно, опытными родителями.
Виталий Коржиков. Рукав. Из сборника «Морской сундучок». Представляет Наталья Богатырёва. Ил.: Обложка сборника «Морской сундучок»// Фома. - №11(259) - ноябрь 2024. – С.45. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Полезные рассказы»).
Как всегда, в своих рассказах моряк и писатель Виталий Коржиков рассказывает о том, что случалось с ним в кругосветных плаваниях. Этот рассказ начинается обыденно: ну, продырявил матрос во время погрузки леса рукав стёганки — матросской теплой куртки. Зашивать было некогда — работы много. А пришел корабль в Японию — там тепло, и оставил матрос свою стёганку на палубе просушиться. И забыл про нее. Только вся команда удивляется: в какой порт ни придет судно — над палубой птицы вьются, белый пух откуда-то в клювах носят, гнезда утепляют для птенцов. Оказывается, птицам приглянулся рваный рукав: «Это же они мою стёганку на гнезда потрошат! Вату из половины рукава выдрали». И вот идет судно назад, домой, через те же порты. «Подошли к Индонезии — в гнездах уже птенцы кричат. Доплыли до Кореи — там уже не кричат, петь учатся. А вышли к сопкам Японии — стоит ор, шумят воробьи». И вот уже скоро родной берег, уже первый снежок появился. Надел рассказчик куртку — зябко в зашитом рукаве! Но на шутки друзей про холодный рукав он уверенно отвечает: «Ничего подобного! Теплый рукав. Вон скольких певцов обогрел и вырастил. В Корее поют, в Индонезии поют, в Японии поют! Все песни из моего рукава!» Рассказ о щедрости души человека, согревшего своей добротой полмира...
Как научить своих детей быть братьями и сестрами. По-настоящему и на всю жизнь. [Отношения между братьями и сестрами — это особый вид отношений. В этих отношениях многое зависит от родителей. Многое — но не всё. Какие трудности тут встают? Каких ошибок избегать? И на что опираться?]. Рассказывает детский психолог Илья Суслов, отец шестерых детей. Подготовил Виталий Каплан. Фото: Vitolda Klein/unsplash; Ирины Омельченко; Марии Гребеневой; Надежды Рудневой; Анны Кризины// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.46-54. - (раздел «Люди»).
Реклама: С.55.
Три дела месяца:
3 дела месяца. [Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-коды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.56-57. - (раздел «Люди», рубрика «Три дела месяца»). - Содержание рубрики:
1. Поможем детям, которые лишились родителей. В 2017 году восьмилетний Ваня оказался в Центре помощи детям, его изъяли из проблемной семьи. Когда ребенка привезли в детский центр, он был очень худым, неухоженным, плохо говорил и боялся резких звуков. Благодаря тому, что местные педагоги уделяли Ване много внимания, мальчик стал активно развиваться и понемногу открываться миру и людям. Спустя некоторое время его приняла новая семья. Отношения с опекунами у Вани не заладились. Однажды взрослые применили к ребенку силу, после чего он снова вернулся в приют. С тех пор мальчик вовсе перестал доверять людям, не хотел ни с кем знакомиться и уж тем более переезжать в новую семью. Но к счастью, у его истории случилось счастливое продолжение. В октябре 2020 года Иван стал участником программы «Добрые перемены». Это один из проектов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. В рамках этой программы фонд поддерживает ребят из детских домов и приютов в разных регионах России — оказывает им необходимую психологическую помощь. Специалисты проекта целый год занимались с Ваней. Постепенно он снова поверил в людей. И в возможность добрых отношений, а еще — в себя и свои силы. Мальчик настолько воспрял духом, что захотел обрести семью. Сегодня у Вани есть любящие родители. Ему уже 15 лет, подросток хочет стать поваром и пробует изобретать новые рецепты. Благодаря проекту «Добрые перемены» жизнь Ивана, как и многих ребят из детских домов, изменилась к лучшему. Вы можете поддержать работу проекта и тем самым подарить детям возможность обрести любящую семью. Как помочь: Сделать перевод на сайте Национального фонда защиты детей от жестокого обращения: peremeny.sirotstvo.ru; Либо отправить СМС (номер и текст). Фото. - С.56.
Спасибо: У Маши есть ходунки и кресло для купания. Четырехлетняя Маша Клюева — одна из тех, кому помогает фонд «Мои друзья» в рамках программы «Не в центре внимания». У девочки редкая болезнь, поражающая центральную нервную систему. Маша не говорит, не держится на ногах и не может есть твердую пищу. Ребенок ежедневно нуждается в лечебном питании, подгузниках и других средствах ухода. На это всё у семьи каждый месяц уходит 135 000 рублей. С вашей поддержкой фонд «Мои друзья» помог Клюевым приобрести для Маши важные дорогостоящие приспособления — ходунки и кресло для купания, созданные специально для детей с инвалидностью. Теперь девочка может передвигаться по квартире, а еще чувствовать себя комфортно во время мытья. Недавно родители прислали сотрудникам фонда видео, где счастливая Маша стоит в ходунках. Спасибо за помощь!. Фото. - С.56.
2. Матвея нельзя вылечить, но ему можно помочь. Благотворительный фонд «Мои друзья» запустил проект «Не в центре внимания». Его главная задача — поддержать детей с неизлечимыми заболеваниями и их родных, а также показать окружающим, насколько это важно. Реабилитация, лечебное питание, медицинские приспособления, средства для ухода — всё это делает жизнь особенного ребенка и всей семьи лучше. У подопечного появляются новые возможности, например спать без боли, стоять, улучшается самочувствие. Тяжелобольной ребенок и его близкие обретают силы жить дальше и справляться с трудностями. Сейчас фонд «Мои друзья» в рамках проекта «Не в центре внимания» собирает средства на реабилитацию для Матвея Блинова из Краснодарского края. У мальчика коварная болезнь, повлиявшая на его центральную нервную систему. Из-за нее к трем годам Матвей растерял все навыки, которые только недавно успел приобрести: малыш перестал ходить и говорить, сидеть, стоять. А в начале 2024 года попал в реанимацию с воспалением легких, которое усугубило его состояние. Сегодня Матвей нуждается в восстановительном лечении. Важно научить мальчика хотя бы самым простым вещам — самостоятельно жевать еду и глотать, удерживать голову и произносить слова. С этим могут помочь только в центререабилитации. Стоимость курса такого лечения 375 600 рублей. Родители оплатить его не в силах. Весь доход семьи — это скромная зарплата отца и пособия по инвалидности. Мама всё время проводит вместе с Матвеем, а еще заботится о дочери Еве. Мы с вами можем помочь маленькому Матвею и подарить ему возможность совершать простые, но такие важные для него действия. Как помочь: Сделать перевод на сайте фонда «Мои друзья»: my-friends.ru/campaign/matvej-blinov, QR-код. Либо отправить СМС (номер и текст). Фото. - С.57.
3. Поможем тем, кто пострадал от боевых действий. «В 77 лет молодость вспомнил!» — говорит житель Новосибирска Олег Яковлевич. Он стал добровольцем Русской Православной Церкви и отправился восстанавливать дома мирных жителей в Мариуполе. Когда мужчина вышел на пенсию, не захотел просто сидеть дома. Он начал чаще бывать на свежем воздухе и путешествовать. Обошел вокруг озера Байкал и даже написал о своих приключениях книгу. Как-то раз в православном храме Новосибирска Олег Яковлевич увидел объявление о наборе волонтеров-строителей для помощи людям в Мариуполе и не смог пройти мимо. Пенсионер побывал там уже два раза и собирается вернуться еще. Помощь другим его вдохновляет и придает сил. На подмогу жителям Мариуполя приходят добровольцы со всей России, это люди самых разных профессий и возрастов. Вместе они ремонтируют частные дома одиноких бабушек и дедушек, людей с инвалидностью: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Сейчас своей очереди ждут 150 домов. Для того чтобы стать частью большой истории добра, нужно немного: желание помогать другим и 10 дней свободного времени. Расходы на проезд, проживание и еду берет на себя Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Как помочь: Сделать перевод на сайте помочьвбеде.рф, QR-код. Так же можно записаться в волонтеры по номеру церковной горячей линии «Милосердие»: 8 800-70-70-222. Фото. - С.57.
Наталья Харпалёва. Стены истосковались по молитве. [Если ничего не знать об этой церкви, можно проехать мимо и не обратить на нее никакого внимания. Собственно, у нас так и получилось: таксист, который вез нас с фотографом из Можайска, уже включил поворотник, чтобы свернуть в село Юрлово, и очень удивился, когда мы попросили его затормозить у храма. Хотя церковь стоит у дороги, на холме, на самом виду]. Фото Владимира Ештокина. Во вставке к материалу (С.63): Как помочь в восстановлении храма: Сделать перевод на карту Сбера 4817760349427116 с обязательной пометкой «Целевое пожертвование для храма в д. Юрлово». Либо сделать перевод на счет храма по реквизитам на сайте voslov.ru// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.58-63. - (раздел «Люди»).
Ирина Ентальцева. Три истории из жизни церковной кошки. Фото. Рисунки Ксении Вязовой// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.64-65. - (раздел «Люди»).
5 любимых фото хирурга и фотографа Артура Хатагова. [Из вошедшей в публикацию биографической справки «Артур Хатагов» (С.68): Фотограф из Владикавказа. Работает стоматологом-хирургом. Артур часто снимает в Аланском женском Богоявленском монастыре и называет себя фотолетописцем обители. А еще его хобби — съемки спектаклей и закулисья Осетинского драматического театра]// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.66-73. - (раздел «Люди»).
1. Алагирское ущелье, селение Цамад. «Снимок сделан в сердце Осетии, где встречаются величественные горы, старинные склепы и благородные лошади. Когда я смотрю на наши горы, я вижу не только изумительную природу, но и отражение души народа, наполненной любовью и верностью своей истории. В этом месте каждый камень, каждое дерево воспевают свою песню прекрасного». [Старинный склеп и коричневая лошадь на фоне гор]. - С.66-67; 68;
2. Беслан. Школа №1. «3 сентября 2024. Литургия в здании школы в Беслане. Двадцать лет со дня трагедии 1 сентября 2004 года — 3 сентября была завершена операция по освобождению заложников. 334 человека погибли… Это иерей Лазарь Бестаев. В его груди бьется не простое сердце, а сердце, пронизанное любовью к ближнему и жаждой духовного преображения…». [Иерей Лазарь Бестаев служит литургию в школе Беслана]. - С.68-69;
3. Мать Георгия. «Благочинная женского монастыря мать Георгия на фоне костюма Архангела за кулисами рождественского спектакля». [Мать Георгия с улыбкой смотрит на костюм Архангела]. - С.70;
4. Алагирское ущелье, Северная Осетия. «Про что для меня это фото? Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс 120:1). Всегда следует стремиться к вершинам, даже если путь к ним усеян облаками». [Освещенные солнцем вершины гор в обрамлении облаков]. - С.70-71.
5. Аланский женский монастырь. «И ещё говорю: радуйтесь! (Флп 4:4). Идти вперед с улыбкой на лице, даже если вокруг дождь и тучи, — это то, чего ждет от нас Господь. Это то, что делают монахи...». [Монахиня в темном одеянии идет под дождем с улыбкой на лице]. - С.72-73.
Реклама РЖД: С.74-75.
КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-97.
Мария Тряпкина. Недетская философия «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. [30-е годы XIX века. В литературоведении это время в творчестве Пушкина называется зрелым. Именно в этот период он приходит к форме художественного цикла. Всего у него получилось три больших цикла. Мы хорошо знаем их еще со школы. Это «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и сказки. Тонкий и внимательный пушкинист Валентин Непомнящий замечает, что эти циклы взаимосвязаны. Они говорят практически об одном — но на разных художественных языках. «Повести Белкина» — эпос. «Маленькие трагедии» — драматургия. Сказки — лирика. И возможно, чуть ли не самый сложный, глубокий здесь, как ни удивительно, именно цикл сказок]. Иллюстрации Руслана Трофименко. При подготовке статьи использованы следующие работы: В.С. Непомнящий. Несколько новых русских сказок. Глава из книги «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы». М.Н. Эпштейн. Медный всадник и золотая рыбка: поэма-сказка Пушкина. Ирония идеала. Парадоксы русской литературы. Благодарим за консультацию и за историю из личного опыта доктора филологических наук Георгия Викторовича Векшина// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.76-81. - (раздел «Культура»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает доктор филологический наук Иван Есаулов// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»).
Академия журнала «Фома»: НОВЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ «ФОМЫ»// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.82-83. Представлены курсы:
Женщины в русской литературе. В чем их сила, в чем их слабость. Автор курса: Алла Митрофанова - преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. Запишитесь и оплатите курс, QR-код - С.82.
Нет времени читать? Тогда смотрите! - Это Мордор, Сэм? - Нет, это. Правда ли, что «Властелин колец» — политическая карта мира XX века в красивой обертке? Изучаем, выясняем, объясняем вместе с журналистом «Фомы». При поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Лучшие материалы «Фомы» в формате видео смотрите и слушайте когда и где вам удобно, QR-код. - С.83.
Семейное чтение:
Наталья Харпалёва. Пётр – Апостол, чьё имя значит «камень». (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой. Во вставках к материалу: Вериги апостола Петра (С.93); Санкт-Петербург (С.94)// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.84-95. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).
Строфы:
Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир».
Ксения Август. Среди живого сада. Подборка стихотворений («Я свете тихий на руки возьму...»; «Держи меня, солёная вода...»; «Утро в платьице исподнем...»; «Полоумный мальчик лижет мусорку...»; «Ребёнок нежный, чистый как слеза...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Анны Тененбаум// Фома. - №11(259) – ноябрь 2024. – С.96-97. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).
Эпилог:
3 вопроса о «Фоме». Отвечает доктор филологических наук Иван Есаулов. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №11(259) — ноябрь 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).
1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Заставили меня призадуматься не один, а сразу несколько материалов номера, начиная с редакторской колонки (с. 4).
2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Может быть, беседу с отцом Андреем (с. 20) о том, что происходит с человеком около мощей святого. Также было бы полезно прочесть о священномученике Георгии Извекове (с. 28).
3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Все-таки я неисправимый филолог, тут уже ничего не поделаешь. Поэтому мне бы хотелось больше материалов на эту тему. Скажем, в данном номере это «Недетская философия “Сказки о рыбаке и рыбке”» (с. 76).
На 4-й стр. обложки — обращение к читателям: Поддержите журнал «Фома». Ежемесячно 10 миллионов человек узнают о Христе и Евангелии благодаря бесплатным проектам журнала «Фома»: текстам и видео на сайте и в соцсетях, газете, благотворительной подписке на журнал. Всё это возможно только благодаря пожертвованиям читателей и спонсоров. Количество наших проектов постоянно растет, и сегодня нам очень нужна помощь. Пожалуйста, поддержите журнал «Фома» любым посильным пожертвованием. Благодаря вашей помощи мы сможем продолжать наше дело! Сделать пожертвование на работу «Фомы»: foma.ru/help, QR-код.