Ежегодно в течение многих веков 19 сентября совершается память преподобного Архипа Херотопского и Давида Ермопольского. В ХХI веке в неделю тринадцатую по Пятидесятнице мы обращаемся в молитве к новомученикам — священникам Димитрию Спасскому, Иоанну Павловскому и Всеволоду Потемкинскому, и также к древним святым: мученикам Евдоксию, Зенону и Макарию; Ромиллу Римскому, Кириллу Гортинскому, Фавсту и с ним и пострадавших в первые века христианства.
С 1992 года мы празднуем всей Церковью перенесение мощей благоверных князей Петра и Февронии — покровителей семьи и супружества — в 2021 году этот праздник совершается в воскресенье 19 сентября.
Но особенно 19 сентября выделяется воспоминанием чуда архангела Михаила в Хонех. Архистратигом его называют, потому что он возглавил небесное воинство против отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу.
Предание Церкви говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтянам во время исхода из Египта — днем в виде облачного столпа днем, а ночью — огненного столпа. Он открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума в Вавилон, чтобы дать пищу пророку Даниилу.
Архангелу Михаилу молятся о помощи в избавлении от скорби, о покровительстве дома и спасении государства.
Подробнее об архангеле Михаиле читайте в наших материалах:
• Что мы знаем о «небесных силах»?
• Чудо архангела Михаила в Хонех
• Михаил: значение имени, известные святые и знаменитые люди, интересные факты
Тропарь Архистратигу Михаилу
Небесных воинств Архистратиже, молим ты присно мы, недостойнии, да твоими молитвами огради нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних сил.
Перевод: Небесных воинств Архистратиг, непрестанно молим тебя мы, недостойные, чтобы ты оградил нас твоими молитвами под кровом крыл невещественной твоей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавь нас, как начальник Вышних Сил!»
Кондак Архистратигу Михаилу
Архистратижи Божии, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко Безплотных Архистратиг.
Перевод: Архистратиг Божий, служитель Божественной славы Ангелов начальник и людей наставник, полезное нам испроси и великую милость, как бесплотных Архистратиг.
Молитва Архистратигу Божиему Михаилу
О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Воскресенье, 19 сентября 2021 года
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 19 сентября.
День памяти святых
Мученик Ромил Римский и с ним многих других (107–115)
Краткое житие святого, обличившего императора, слушайте на радио «Вера».
Священномученики Фавст, Авив и с ними 11 мучеников Кириака и иных (около 250)
Во время гонений на христиан все они твердо исповедали свою веру в Спасителя и были усечены мечом. Тела их были погребены христианами в Александрии.
Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий (311–312)
Больше тысячи человек признали себя христианами вслед за своим полководцем Евдоксием. Краткое житие знатного сановника, его друга Зинона и домоправителя Макария слушайте на радио «Вера».
Священномученик Кирилл Гортинский (III–IV)
Святой Кирилл многих язычников привел ко Христу, но в свои 80 лет скорбел, что не сподобился пострадать за Спасителя. Когда правителю донесли, что святой Кирилл продолжает успешно обращать народ, он приказ умертвить старца. Узнав о приговоре, святой возрадовался мученической смерти за Истину, и сам преклонил голову под меч.
С юных лет Кирилл отличался добродетелью. Как христианин он однажды предстал перед судом и после допроса был брошен в темницу. Освобожденный чудесным образом по повелению свыше он прибыл в Рим, где оказал большую помощь Церкви своей проповедью. Когда же началось гонение, пятидесятилетний подвижник отправился в Иерусалим для поддержания духа находившихся там христиан (согласно другим данным, было ему 60 лет). По дороге он получил повеление в видении не миновать Крит. На острове его избрали епископом города Гортины и за долгие годы он многих обратил от тьмы язычества.
В глубокой старости святой Кирилл был взят на суд за свою проповедь среди язычников. Приведенный на суд к правителю, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец твердо исповедал свою веру во Христа и отказался подчиниться. Правитель приговорил епископа к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а правитель, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил епископа на свободу.
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (IV)
Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».
Краткий рассказ о знаменитом чуде слушайте на радио «Вера».
Преподобный Архипп Херотопский (IV)
Архиппу было 10 лет, когда он пришел на поклонение в храм Святого Архистратига Михаила и остался при храме навсегда.
Он постоянно пребывая в посте и молитвах. Многих язычников, приходивших ко святому источнику, убедил принять Святое Крещение. Упорные язычники во главе с идольскими жрецами неоднократно покушались убить святого Архиппа, но Господь каждый раз спасал его из их рук.
Наконец, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить и Архиппа, затопив местность, где стоял храм и где истекал целебный источник. Видя приготовления к этому злодеянию, преподобный твердо решил не покидать святое место и усердно молился Богу и Архистратигу Михаилу о сохранении храма и источника. Господь услышал его молитву, и святой сделался свидетелем великого чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Чудесно избавленный от смерти, святой Архипп прожил неотлучно при храме до старости и мирно скончался 70-ти лет.
Похоронили святого в Хонех, на месте его подвигов.
Преподобный Давид Ермопольский (VI)
Преподобный Давид до поступления в монастырь был предводителем шайки разбойников Ермопольской пустыне Египта, совершил много убийств и других злодеяний. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам.
Оставив шайку разбойников, он ушел в монастырь и попросил игумена принять его в число братии для покаяния. Игумен отказывался, объясняя Давиду, что жизнь монашеская очень сурова и ему будет не по силам. Давид настаивал и, наконец, открыл игумену, что он известный разбойник. Пригрозил, что если ему не будут открыты двери монастыря для покаяния, он разорит монастырь и перебьет иноков. Тогда игумен допустил его в монастырь, и, ко всеобщему удивлению, Давид стал примерным монахом.
Своими подвигами Давид превзошел всю братию. Через некоторое время к Давиду был послан Господом Архангел Гавриил с извещением, что Господь его простил. Однако преподобный Давид по своему смирению не мог поверить, что такому великому грешнику, как он, Господь так скоро даровал прощение. Тогда Архангел сказал ему, что за свое маловерие Давид останется немым. Давид взмолился, чтобы способность говорить была ему оставлена для молитвы, чтения правил и участия в церковных службах. Это было ему даровано, а в остальное время он оставался немым.
В конце жизни преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений: он исцелил многих больных и изгонял из бесноватых злых духов.
Прожив таким образом много лет, он преставился ко Господу.
Перенесение мощей благоверных князей Петра (в иночестве Давида) и Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1992)
День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году — в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины. Читайте житие и акафист святым в нашем материале.
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских
Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) был одним из самых страшных подразделений ГУЛАГа, а АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины) в Акмолинской области — крупнейшим женским концлагерем на территории Казахстана, где содержались жены, матери, дочери и сестры людей, осужденных как «враги народа» и «изменники Родины».
В 30-х — 50-х годах прошлого века среди заключенных в Казахстане были десятки архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа.
В феврале 2008 года патриарх Алексий II благословил установить отдельный день празднования Собора новомучеников и исповедников, пострадавших на земле Казахстана. Его решили проводить в первое воскресенье после 16 сентября — дня памяти первомученика Казахстанской земли — епископа Верненского Пимена.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Димитрий Спасский (1877 — 1918)
На могиле отца Димитрия, расстрелянного карательным отрядом красных после 4х дней пыток, односельчане установили крест, но из-за боязни не написали его имя. Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».
Священномученик Иоанн Павловский (28 января 1876 — 19 декабря 1937)
30 июня 1937 года священник был арестован, содержался в Ижемской тюрьме (Коми). Он обвинялся в том, что «проводит контрреволюционную агитацию среди колхозников, высказывая о скорой перемене существующего строя и падения советской власти, восхваляет Гитлера». Отец Иоанн Павловский был осужден и приговорен к высшей мере наказания.
Священномученик Иоанн Петрович Павловский родился в селе Поповонаволоцком Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье священника.
В 1892 году он окончил Шенкурское Духовное училище, а в 1893 году был уволен из I класса Архангельской Духовной семинарии.
14 августа 1893 года Иван Петрович был определен псаломщиком к Усть-Кожвинской Петропавловской церкви, а 13 сентября 1894 года переведен в Бакуринскую Спасскую церковь.
В 1900 году будущий священномученик в испытательной комиссии при Архангельской Духовной семинарии сдал экзамен на диакона и 19 марта 1900 года был рукоположен во диакона, за прилежание был оставлен на должности псаломщика Бакуринской Спасской церкви.
В июле 1901 году отец Иоанн был отрешен от места, но зимой — 19 декабря 1901 года был назначен псаломщиком Замеженской Зосимо-Савватиевской церкви.
9 августа 1908 года отец Иоанн был допущен и до диакона, а 15 февраля 1910 года утвержден в должности диакона Усть-Цилемского Никольского собора.
23 июля 1912 года в испытательной комиссии при Архангельской Духовной семинарии диакон Иоанн сдал экзамен для принятия сана священника. Выдержав серьезный экзамен, 25 августа 1912 года он был рукоположен во священника к Мошьюгской церкви во имя Собора Пресвятой Богородицы.
В 1894-1901 годах он состоял законоучителем Бакуринской Церковно-приходской школы, а 1912-1918 годах работал законоучителем Мошьюгского одноклассного сельского училища. После 1918 году предположительно служил священником Мошьюгской Богородицкой церкви.
В 1933 году отец Иоанн Павловский находился под следствием органов НКВД по подозрению в укрывательстве ценностей, но к суду не привлекался.
С 1935 года проживал в деревне Большое Галово Ижемского района Коми АО, служил священником, но недолго.
Мученическую кончину через расстрел принял в селе Ижме 19 декабря 1937 года.
Священный Синод Определением от 6 октября 2001 года причислил иерея Иоанна Павловского к лику святых и в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Священномученик Всеволод Потеминский (30 марта 1870 — 1937)
Отец Всеволод был судим в 1928, 1934, 1936 годы, лишен избирательных прав и выселен с семьей из дома. Зимой 1937 года церковь в Семукове закрыли, в здании хотели открыть клуб и неоднократно пытались уничтожить кресты, вырезанные на стенах храма, но кресты чудесным образом появлялись вновь.
Всеволод Иоаннович Потёминский родился в городе Никольске Вологодской губернии в семье пономаря ляменской Благовещенской церкви, окончил 3 класса Вологодской Духовной семинарии. С 1890 года Всеволод Иоаннович — диакон Симоноволомской церкви в Устюжском уезде, а с 1900 года — Введенской церкви в Никольском уезде.
В 1891–1900 годы отец Всеволод работал учителем в школе в селе Симоноволомская Пустыня Устюжского уезда. В 1903 году епископом Вологодским и Тотемским Алексием (Соболевым) он был рукоположен во иерея к Никольской церкви села Семукова, одновременно был законоучителем в местной народной школе. С 1910 года иерей Всеволод преподавал в начальной школе села Кырс.
Известно, что он имел большую библиотеку, в том числе много книг по агрономии, открыл в своем селе школу, где преподавал по собственным учебникам и пользовался авторитетом у прихожан, которые несколько раз защищали его от ареста.
Арестовать отца Всеволода удалось лишь обманом, вызвав его якобы на крестины. 7 августа 1937 года он был заключен в сыктывкарскую тюрьму. Священник обвинялся в том, что «систематически проводил контрреволюционную деятельность, направленную против мероприятий сов. власти. В июне месяце 1937 г. распространял провокационные слухи о войне и падении сов. власти. Проводил подготовку к выборам в советы, выставлял кандидатуры из числа контрреволюционных элементов и агитировал среди населения за поддержку этих кандидатур».
Дело иерея Всеволода Потёминского было проведено с грубейшими нарушениями: право на защиту не обеспечено, обвинительное заключение не мотивировано и прокурором не утверждено. Отец Всеволод виновным себя не признал. Священномученик был расстрелян 19 сентября 1937 года по приговору тройки НКВД Коми АССР от 16 сентября в районе В. Чова.
Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года.
Иконы Божией Матери:
Арапетская («О Всепетая Мати», Арапская, Аравийская) (I или начало IV века)
Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени — I веку, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.
Наименование иконы «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковнославянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых...». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII века.
Иконографический тип Одигитрия (Богомладенец Христос на левой руке Богоматери), облачен в красные одежды, верхняя часть туловища обнажена, обе ножки не прикрыты. Отличительными особенностями иконографии являются изображенные на мафории в местах звезд головки ангелов в медальонах, украшенная изображениями облаков ткань мафория. Три межальона на плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц — символов девства — иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы.
На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.
Киево-Братская (1654)
Во время войны с Польшей (1659–1667) городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Но чудотворная икона Божией Матери была сохранена — ее вынесли из храма и пустили по Днепру. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени.
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным. Отсутствие до 90-х годов XX века информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели образа. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 году на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 году эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000-х годов, когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании НХМУ. Повторное обретение иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа.
Особенности богослужения
Если прийти к началу литургии, то Царские врата в центре иконостаса будут закрыты. Людей (и особенно детей) еще мало. После прославляющего возгласа священника чтец негромко читает Часы (третий и шестой, состоящие из псалмов и молитв). Схождение Святого Духа на апостолов и распятие Спасителя — таковы темы этой части богослужения.
Что происходит в это время внутри алтаря? Священник на жертвеннике (столике в северной части алтаря) вырезает из большой просфоры особым ножом (копием) куб, называемый Агнцем, символизирующим и пасхального ягненка Ветхого Завета, и Христа, и кладет его на дискос (металлическое блюдце на ножке). Совершается это не молча, а при чтении особых молитв. Затем вливается в чашу вино с небольшим количеством воды, на дискос добавляются частицы просфор в память всех святых, а также живых и умерших христиан. Эти священнодействия символизируют единство нашей Церкви. Затем на сосуды кладутся расшитые крестами и узорами покровы. И только тогда открывается завеса у Царских врат, а алтарь и весь храм наполняется благоуханием ладана.
Священник в алтаре продолжает вынимать маленькие частицы из просфор в память живых и умерших. По окончании чтения часов священник начинает вторую часть литургии — Литургию оглашенных.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33 — 42
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании:"камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;это от Господа, и есть дивно в очах наших"?
Комментирует священник Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 16 — 21
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. 17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Первое Послание апостола Павла к коринфянам, глава 16, стихи 13 — 24
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. 3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. 4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. 5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. 6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. 7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. 8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. 10 Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. 11 Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. 12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно. 13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. 15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. 19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. 21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. 22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марáн-афá. 23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Послание апостола Павла к евреям, глава 2, стихи 2 — 10
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? 5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: "что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8 все покорил под ноги его". Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. 10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)
Словно для нас записаны слова епископа Виссариона (Нечаева) изданных в 1900 году «Костромских поучениях». В проповеди на сегодняшнее чтение из апостола Павла он пояснил:
«Не одни дела благочестия и добродетели, но все дела вообще должны быть совершаемы с любовию к ближнему, не исключая дел мирских и житейских.
...Хлебосольство, которым так славится русский народ, есть обычай достойный уважения потому, что в основании его лежит христианская любовь. Вообще всякое дело должно быть соединяемо с любовию к ближнему. Земледельцы, торговцы, промышленники должны заботиться об умножении своих стяжаний не для самих себя только, но вместе для блага ближних. Лица высокопоставленные, облеченные тою или другою властию, должны дорожить своим высоким положением не потому, что оно соединено с почетом и материальными выгодами, но потому, что дает им возможность проявлять христианскую любовь к ближним служением духовным и телесным нуждам их. Люди, живущие трудами рук своих, не должны завидовать тем, в услужении которым находятся, а любить их, как своих благодетелей, как своих братьев о Христе Иисусе.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!