Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

(здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ)

Некоторые события в Библии — такие как казни Египетские или уничтожение Содома и Гоморры — кажутся современному человеку шокирующие суровыми. Как они сочетаются с любовью Божией?

«Казни Египетские», которые Бог, согласно книге Исход, навел на Египет, причинили страдания многим людям, а, в итоге, и смерть египетским первенцам. Как это может свидетельствовать о любви Божией?

В книге Исход повествуется о том, как Египтяне превратили живших в их стране евреев в рабов, и обращались с ними с нарастающей жестокостью, желая совершенно истребить. Но Бог послал пророка Моисея, чтобы вывести народ Божий из Египта. Моисей раз за разом обращается к фараону с требованием «так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх.5:1) Фараон раз за разом отказывается, и каждый раз Египет постигают нарастающие бедствия: превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21); нашествие жаб (Исх. 8:6); нашествие мошек (Исх. 8:17); наказание песьими мухами (Исх. 8:24); мор скота (Исх. 9:6); язвы и нарывы (Исх. 9:10); гром, молнии и огненный град (Исх. 9:23-24); нашествие саранчи (Исх. 10:13–15); тьма (Исх. 10:22); смерть первенцев (Исх. 12:29), пока, наконец, фараон не соглашается отпустить народ.

О чем эта история?

Во-первых, Бог вступается за угнетенных. Египет — это сверхдержава того времени, воплощение богатства и блистательного могущества. Евреи в Египте — рабы, люди загнанные на самое социальное дно, их удел — изнурительный рабский труд, фараон даже отдает повеление убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, и никто не может ему возразить. Но, в отличие от языческих богов, которые всегда на стороне богатых и могущественных, Бог Израилев вступается за наиболее бессильных и униженных людей, которые есть в Египте. Эта важная тема проходит через всю Библию — Бог на стороне слабых, угнетенных, тех, кого притесняют, с кем обращаются несправедливо. Это совершенно революционное представление для древнего мира. Да и для современного тоже.

Во-вторых — Бог есть Судия. Людям сильным и могущественным иногда кажется, что они могут безнаказанно мучить, попирать и эксплуатировать своих ближних. Но это не так — в конце концов, Бог совершит Свой Суд. Как сказано у пророка Исайи, «Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского» (Ис. 13:11,12)

В-третьих, Бог — Владыка мироздания и податель жизни. «И над всеми богами Египетскими произведу суд» (Исх.12:12) — говорит Господь. Бог показывает (и Своему народу, и Египтянам), что языческие божества, которым египтяне приписывали власть над явлениями природы — от разлива Нила до чадородия — пустое место. Все, чем пользовались Египтяне — регулярные разливы Нила, приплод скота, богатые урожаи, сама жизнь — это дар Божий. И Бог может отозвать Свои дары, если люди упорно пользуются ими во зло.

В-четвертых, даже совершая суд над виновными, Бог проявляет долготерпение и милость. Казни египетские идут по нарастающей — так, чтобы побудить фараона и египтян к покаянию. Сначала вода превращается в кровь — напоминая о крови избитых рабов и еврейских младенцев, умерщвленных по приказу фараона, затем Бог, когда Его не слышат, постепенно увеличивает мощность сигнала — пока дело не доходит до смерти египетских первенцев.

Но при каждой новой казни у египтян есть возможность покаяться и избежать бедствия. Например, когда выпадает разрушительный град (Исх. 9:23-24), Моисей предупреждает об этом заранее, так что «Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы» (Исх.9:20) Есть возможность и избежать смерти первенцев — помазать косяки дверей жертвенной кровью в знак веры и послушания Богу.

Таким образом, книга Исход рассказывает нам именно о любви Божией — которая, приходит на помощь угнетенным, и, сталкиваясь с упорным, ожесточенным злом и противлением, совершает праведный суд, хотя и при этом открывает возможность спасения, так, что только ожесточенное упорство в неверии и нераскаянии навлекает на людей беду.

В истории Исхода Бог спасает евреев, а египтян подвергает казням — разве справедливо миловать или карать в зависимости от происхождения?

Тут возникает недоразумение, связанное с тем, что в наши дни мы используем слово «евреи» для обозначения происхождения. В древнем мире это было не так — евреи, как народ Божий, были, прежде всего, религиозной общиной, человек, в ней родившийся, мог покинуть ее, изменив истинному Богу и уйдя к язычникам, а язычник мог отвергнуть свое языческое наследие и присоединиться к народу Божию. Что, по свидетельству Писания, многие египтяне и сделали, когда евреи уходили из Египта, «и множество разноплеменных людей вышли с ними» (Исх 12:38).

В Библии рассказывается о том, как Бог испепелил города Содом и Гоморру, со всеми их жителями. Разве это проявление любви?

Суд Божий по отношению к неисцелимому злу — это проявление Его любви и заботы о творении. Для человека древнего мира (как мы уже говорили, рассматривая историю хананеев) благословения и проклятия, навлекаемые, соответственно, праведностью и грехом, носили коллективный и посюсторонний характер. Содом и Гоморра — пример городов, которые достигли точки невозврата в своей моральной деградации. Речь идет не только (и, даже, может быть, не столько) о конкретном грехе, который позднее стал называться по имени этого города, сколько о общем падении нравов — которое достигло предела в попытке напасть на посланных в город ангелов. В традиционных культурах напасть на гостя — страшное предательство, знак окончательной, безнадежной моральной гибели.

Авраам просит Бога сохранить Содом, если в нем найдутся хотя бы десять праведников — но, увы, и их не находится.

Иллюстрация: Седьмая казнь. Джон Мартин, 1823

3
0
Сохранить
Поделиться: