
Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?
Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.
По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.
Первый лик
Серафимы

Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;
Упоминание: Ис 6:2
Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.
Херувимы

Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;
Упоминание: Исх 25:18–20; 37:7–9 и др.; Евр 9:5
Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.
Престолы

Упоминание: Иез 1:18; Кол 1:16
Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.
Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Второй лик
Господства

Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21
Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
Силы

Упоминание: Рим 8:38; Еф 1:21
Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти

Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21
Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.
Третий лик
Начальства (Начала)

Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21
Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.
Архангелы

Упоминание: Откр 12:7 и др.
Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.
Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.
Ангелы

Упоминание: Откр 1:7 и др.
Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.
В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.
Ангел-хранитель
Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.
Число архангелов 8, а не 2+5. У вас ошибка.
Здравствуйте! Спасибо, очень интересно, хотя и очень сложно, но это не повод не изучать такие важные основополагающие вещи. Пока не постигла всей этой премудрости, скажу о простом: почему в тексте пишется "четырёхкрылые", а на картинке рядом крыльев явно шесть?
Еще вызывает вопросы текст про архангелов (уж простите, я редактор, т.е. сразу включаешься в текст как редактор). Учителя, провозвестники, передатчики - ну ничего боевого, воинственного. А дальше оказывается, что они все - архистратиги небесного воинства. С Архангелом Михаилом - понятно, он на всех иконах с мечом, в латах, т.е. соответствующие символы этой его функции. А Архангел Гавриил? Его символ - лилии, иногда другие цветы, у других Архангелов тоже символы мирные. Не воспринимайте как придирки, просто такие вопросы могут возникать и у многих других.
В общем, с одной стороны такая краткость изложения позволяет быстрее запомнить, с дугой - что-то всё-таки хочется уточнить.
В статье сказано: "Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства".
Однако там же выше говорится о том, что архангелы относятся лишь к ангелам третьего лика. Причина противоречия?
а в чем противоречие?
Если Михаил всего лишь архангел, то почему он архистратиг небесного воинства, а не какой-нибудь пламенный серафим?
Ну, тут есть две версии. Первая - к первым двум ликам не применимо понятие "воинство", поскольку каждый из чинов в этих ликах выполняет свою задачу, и она не воинственная. Вторая версия - известные нам по именам Архангелы в Писании и Предании представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии. Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, но являются Ангелами с особым родом служения. Обе эти версии канонические, можете выбрать любую для себя, либо провести своё исследование и дополнить мой ответ.
Подписаться пожалуйста на журнал
Здравствуйте, Алексий. Почитайте святых отцов православной Церкви о таких встречах с "потусторонним", почитайте что такое прелесть. Это опасные вещи, это не шутки. Бесы хотят увезти от истины, от Иисуса Христа и благосклонным отношением это нельзя назвать. Вам даже за все время могли встречаться только одни бесы, чтобы ввести вас в заблуждение, ибо сказано что "диавол это отец лжи". Бесы если захотят могут принять и облик ангела света. Диавол всегда был человекоубийцей, эти слова говорит сам Иисус Христос в Евангелии от Иоанна глава 8, стих 44. Дай Бог вам не встречаться со всей этой тьмой больше, храни вас и вашу семью Господь Иисус Христос.
Здравствуйте, Лиза. Здесь, прежде всего, опора идет на общепризнанное и устоявшееся в Православной Церкви понимание этой темы. Оно, в свою очередь, основано на Священном Писании, Священном Предании и трудах святых отцов. К примеру, исчисление ангельских ликов можно найти в "Постановлениях Апостольских" святого Игнатия Богоносца, у святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. А в книгах по догматике эта тема обычно рассматривается в части о Боге, как Творце мира. Но определенные отличия в рассмотрении данного вопроса, конечно, могут быть, так как сама тема бытия ангельского мира для нас является во многом прикровенной.
Простите если мой ответ покажется Вам глупым и не серьëзным, но мне хочется рассказать Вам о сказках Николая Агафонова.
У него среди прочих сказок, есть "Как Ангелы упали с Неба"
Поищите, если сочтëте нужным, в интернете.