Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне – по Евангелию, которое читается в этот день. Этот отрывок из Священного Писания может обрадовать любого, кто найдет в себе силы честно посмотреть на себя и свою жизнь. Хотя без понимания, личного опыта жажды трудно понять слова Спасителя о воде живой и весь смысл диалога у древнего колодца.

Многим ли из нас пришлось пострадать от отсутствия питьевой воды, и тем более ходить за ней далеко и регулярно? Речь не о качестве воды, а о ее доступности; не о походных условиях, а о ежедневных бытовых. Неожиданно наступило время, когда чувство жажды обострилось. Привычное и необходимое стало труднодоступным не только для заболевших или их родных. Но пришло ли за ним ощущение духовной жажды? Можем ли мы последовать примеру удивительной самаритянки – грешницы, ставшей великой святой после встречи со Спасителем и личного покаяния? Способны ли мы оставить водонос свой – неотложные житейские дела – ради Слова Христа?

Ждать благоприятных условий для молитвы в храме не приходится. Никто не может гарантированно назначить дату восстановления привычной формы церковной жизни. Поэтому мы продолжаем готовиться к воскресенью, оставаясь дома и слушая трансляцию богослужения. И по возможности, поминаем в молитвах врачей, медсестер, волонтеров и всех, кто сражается с коронавирусом.


Воскресенье, 17 мая 2020 года, о самаряныне

Предание Церкви свидетельствует о том, что самаритянка крестилась Фотиной, в западных языках – Клэр, по-русски – Светлана. Не случайно во всех ее именах звучит, даже сияет свет. Вместе с младшим сыном Иосией Фотина рассказывала о Христе не только в родной Самарии, но в Африке и Италии. Старший сын Виктор был воеводой в войске Нерона, но не уничтожал христиан, а стал их покровителем и проповедником. Семья Фотины отказалась отречься от Господа или тайно исповедовать свою веру. Тогда ее с сыновьями и сестрами пытали, посадили в тюрьму. Но и в темнице она продолжала проповедь. Чудеса перед смертью святых многих привели к вере. С Фотины содрали кожу, бросили в колодец, затем вытащили и снова заключили в темницу. Через 20 дней Нерон снова призвал ее и требовал принести жертвы идолам. Святая плюнула императору в лицо: «Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!» Нерон снова бросил ее в колодец, где мученица предала дух свой Господу.

Жизнь евангельской самаритянки – пример исцеляющей благодати, возрождающей грешную душу, к решительной перемене во всем. Женщину презирали, игнорировали, а Господь выслушал и пожалел. Именно об этом напоминает нам Спаситель, готовый принять всякого, обращающегося к Нему искренно и с покаянием. Не хвалил ее Спаситель за греховную жизнь, когда сказал: «Как хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа – поистине ты правду сказала!..» Он выделил главное – способность посмотреть на свою жизнь честно.

Церковь напоминает нам о пробуждении самаряныни, необходимом всем христианам не раз в жизни, а постоянно, ежедневно. Если каждый день делать шаг навстречу Богу, жаждать открытий в духовном мире, то промысел Божий откроет источник воды, текущей в жизнь вечную. Самарянка чувствовала свою греховность, именно поэтому встреча с Господом оказалась возможной. Жаждать Духа Божия – этой живой воды нам помогает пример самарянки. У нее не было ответов, но были вопросы и желание Истины. Евангелие утоляет духовную жажду. Так приходит спасение.

Подробнее о значении евангельских событий с самаритянкой читайте в наших материалах:

История встречи Христа и самарянки: как зло может быть обращено в добром – Сергей Худиев

Фотина из супермаркета, или Как говорить о Боге девушке с пирсингом?Отец Иоанн Мозес, Харрисонберг, штат Вирджиния, США (Русская Православная Церковь Заграницей)

Неделя о самарянке. Простодушная

Тропарь Недели о самаряныне

Све́тлую воскpесе́ния пpо́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пpа́деднее осужде́ние отве́pгша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испpове́pжеся смеpть,/ воскpе́се Хpисто́с Бог,// да́pуяй ми́pови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о самаряныне

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня,/ ви́дя Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́шася оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.


День памяти святых

Мученица Пелагия, дева Тарсийская (ок. 290)

О подвиге красивой и знатной девушки, предательстве ее матерью и самоубийстве жениха читайте в нашем материале.

Священномученик Еразм Формийский (303) 

Краткое житие итальянского епископа, крестившего тысячи людей и претерпевшего мучения от трех императоров, слушайте на радио «Вера»

Священномученик Альвиан Анейский и ученики его (304) 

Святой был епископом города Анеи (Асийская область). Ему приказали принести жертву идолам под страхом смерти, но епископ не отрекся от Христа. Его пытали раскаленным железом, били, вместе с ним мучили и его учеников. Священномученика вместе с учениками бросили в раскаленную печь.

Священномученик Сильван, епископ Газский (311)

Святой родился близ города Газы. Был воином, принял священство, рукоположен во епископа Газского, многих язычников обратил к вере. При императоре Диоклетиане его судили, пытали, сослали на медные рудники палестинского города Фена. Несмотря на усталость от работы, продолжал проповедовать и там, за что был обезглавлен вместе с сорока воинами, которых обратил в христианство.

Преподобные Никита (Ниифонт), Кирилл, Никиифор, Клиимент и Исаакий, братья Алфановы (Сокольницкие) (XIV–XV)

Родные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы жили в XIV веке в Новгороде. Были знатны и богаты, но благочестивы: приняли монашество в Новгороде, где построили храм в честь святителя Николая и в 1389 году основали Сокольницкий монастырь. Их родственник Яков Анфал (Алфан) убежал от преследований за связь с Москвой. Праведные родственники невинно пострадали за него. Около 1606 года зафиксировали чудеса, происходившие от мощей святых братьев. После пожара, в котором сгорела Сокольницкая обитель, мощи преподобных перенесли 4/17 мая 1775 года в Антониев монастырь (закрыт советской властью, в настоящее время – музей).

Воскресенье, 17 мая 2020 года: что будет в храме?
Наиболее ранний сохранившийся образ – надгробный 1701 года из храма святителя Николая Сокольницкого монастыря.

Тропарь преподобным Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым, Новгородским 

Послу́шаша Госпо́дня гла́са,/ до́брии рачи́тели бы́вше,/ благи́й Его́ яре́м на ся взе́мше,/ усе́рдно понесо́сте/ и по́стничества путь дости́гше,/ преподо́бнии отцы́, святи́и чудотво́рцы,/ во́ини Небе́снаго Царя́ Христа́,/ Ники́то, Кири́лле, Ники́форе, Кли́менте и Исаа́кие,/ сего́ ра́ди от Вседержи́тельныя десни́цы/ венцы́ неувяда́емыми увязо́стеся, и Небе́сною сла́вою оде́ястеся,/ и чудотворе́нии обогати́стеся,/ те́мже и о нас моли́ти не преста́йте,/ да полу́чим ве́чных благ,/ мы же си́це взыва́ем:/ сла́ва Да́вшему вам к по́двигу кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему вас,// сла́ва Даю́щему ва́ми всем исцеле́ния.

Перевод: Послушав глас Господа, настоящими поклонниками будучи, благое Его иго подняли (Мф.11:30), усердно понесли и путем постничества достигли, преподобные отцы, святые чудотворцы, воины Небесного Царя Христа, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий, потому от Вседержительной десницы украсились неувядаемыми венцами, и Небесной славой облеклись, и даром чудотворений обогатились, поэтому и о нас не переставайте молить, чтобы мы получили вечные блага, мы же так взываем: «Слава Давшему вам силу для подвига, слава Венчавшему вас, слава Дающему через вас всем исцеления».

Новомученики и исповедники российские

Краткое житие священномученика Иоанна Васильева, принявшего решение стать священником в 1929 году и репрессированного в 1937, слушайте на радио «Вера».

Молодого дьякона Николая Тахтуева с прекрасным голосом (приглашали в Большой театр, но он отказался ради служения в храме), подписавшего согласие на сотрудничество с властями в Страстную пятницу 1940 года. Он хотел встретить Пасху в храме последний раз и проститься с семьей (оставалось 8 детей), а в Светлый понедельник вернулся в отделение с вещами. Из заявления на имя начальника районного отделения НКВД: “...если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши – вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы того понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись... Разве так Христос заповедовал нам жить? – да нет, и сто раз нет, и поэтому нужно стегать нас, и пуще стегать, чтобы мы опомнились. Если мы сами не можем... то Бог так устроил, что вы насильно нас тащите в Царство славы, и поэтому нужно вас только благодарить.”

Краткое житие священномученика слушайте на радио «Вера».

Икона Божией Матери Старорусская (1570)

В Старую Руссу икону принесли греки из Ольвиополя еще в конце X века. Во время мора 1570 года жителю города Тихвина было откровение, что болезнь прекратится, когда привезут чудотворную Старорусскую икону. Мор отступил, но чудотворную икону тихвинцы вернули только через 300 лет. Одно из преданий гласит, что от небрежного хранения и копоти икона Богоматери потемнела. Тогда написали с нее копию и почитаемых икон стало две. 

В годы советской власти с икон сняли серебро, а сами образы передали в Старорусский краеведческий музей. Первая икона пропала в августе 1941 года. Вторая икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была возвращена в Георгиевскую церковь, где хранилась с XIX века, – приходской храм семьи Достоевских и любимую церковь Федора Михайловича, когда он жил в этом городе. В 1943 году при эвакуации икону вывезли в г. Дно. После освобождения, в 1946 году, вернули в Старую Руссу в единственный действующий тогда храм – Георгиевской. В 2020 году храму исполнилось 610 лет.


Особенности богослужения

Еще при своей земной жизни Сам Иисус Христос дал нам молитву «Отче наш». Из Евангелия от Матфея (глава 6) мы знаем, что «Отче наш» – единственная молитва, которой Спаситель научил своих учеников. Именно ее поют всем храмом в конце Литургии перед Причастием. Почему существует традиция петь «Отче наш» всеми прихожанами, а не только хором? Потому что таким образом в Церкви выражается вера в Бога как нашего любящего Отца.

Узнать больше о важнейшей молитве христиан поможет статья Александра Ткаченко «Отче наш: 10 вопросов о главной христианской молитве».

Отличить лжемолитву от настоящей помогут 12 правил священника Павла Великанова в материале «Как правильно и как неправильно молиться?»


Традиции праздника:

Святая мученица Фотина почитается в том числе и за способность врачевать лихорадку. Церковное Предание сохранило в молитве ко святой свидетельство об этом ее умении. В современном понимании лихорадка – воспалительный процесс в организме, сопровождающийся высокой температурой. Из жития мы знаем, что святая исцелила воеводу Севастиана от «лютой болезни». Возможно, существует не только ассоциация с колодцем как местом встречи со Спасителем и местом ее казни, но и духовная связь с тем Источником воды живой, способным погасить огонь лихорадки – исцелить от страшного недуга.

Сегодня не так просто собраться на молебен святой Фотине, хотя как никогда актуально обращение к ней в молитве.

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5 – 42

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: "чего Ты требуешь?" или: "о чем говоришь с нею?" 28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30 Они вышли из города и пошли к Нему. 31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: "один сеет, а другой жнет". 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Свернуть

Комментарий священника Стефана (Домусчи)

Комментарий священника Дмитрия (Барицкого)

Апостольское чтение: 

Деяния святых апостолов, глава 11, стихи 19 – 26, 29 – 30

19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
...
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Свернуть

Комментарий священника Дмитрия (Барицкого)


Почему так опасно для верующего человека перестать испытывать духовную жажду? По слова митрополита Сурожского Антония, «Бог может спасти каждого из нас, но Он ничего не может сделать, если мы лжем перед собой и лжем перед Ним. Он может спасти того грешника, которым мы являемся, Он не может спасти того иллюзорного праведника, которого мы стараемся представить собой и которым мы не являемся. Если мы хотим поклониться Богу, то мы должны поклониться Ему в истине, в правде, в честности и в доброй совести, – тогда Бог делается нам доступен».

Как оказывается важно не успокаиваться своим «удовлетворительным уровнем» христианства. Любое испытание, серьезная трудность, требующая свидетельства нашей веры, может оказаться непреодолимой для того, кто надеется на свои силы. Без Источника живой воды невозможно совершать по-настоящему добрые дела: не хватит ни сил, ни энергии любви, наступит выгорание или разочарование. Именно этому мы можем поучиться у самарянки – светить не своим светом, а являть Его свет в нашем мире. Помнить о Боге и обращаться к Нему не только приходя в храм, но и дома, во всякий миг своей жизни – даже за бытовыми занятиями. Оставаться открытыми к Его Божественному слову, отказываясь от грехов, просвещаться Его светом и менять свою жизнь.  

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня!

0
0
Сохранить
Поделиться: