1-я страница обложки. На узком берегу накрытого свинцовыми тучами океана лежит запечатанная стеклянная бутылка, внутри которой помещена модель рвущегося вперед парусного судна. Сверху надпись: НЕТ ИСТИНЫ В ВИНЕ. Внизу страницы: КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ЧУВСТВО ВИНЫ ЗАГНАЛО ТЕБЯ В ТУПИК. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Как справиться с чувством вины?» (С.18-25).
Пролог:
(на заставке фото Svetlana Gritsenko)
Анатолий Жигулин. «Белый-белый торжественный снег...».Стихотворение. 1991// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог»).
Содержание: С.3.
Даты месяца:
Даты месяца: ноябрь// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:
4 ноября. День народного единства. [Патриарх Кирилл, из послания ко Дню народного единства, 2014: «В этот день мы вспоминаем не столько победу над внешними врагами, не столько изгнание из пределов нашего Отечества интервентов, сколько преодоление Смуты, кровавой междоусобицы и братоубийства...»]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. - С.4;
5 ноября. 75 лет назад родился митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. [«Для человека, который привык жить по воле Божьей, закону Божьему, Церковь — это свобода. Я себя не чувствую ограниченным чем-то, живя в Церкви. <...> Это очень интересная жизнь. Жизнь, которая связана с внутренним миром человека...». Из интервью телеканалу «Интер»]. Фото news.churh.ua. - C.5;
24 ноября.65 лет назад родился Эмир Кустурица. [«Большинство сегодняшних фильмов никак не касаются смысла человеческого существования. А значит, они заведомо не могут быть христианскими. Более того, можно откровенно назвать их языческими. Сегодняшнее кино делится не на христианское и нехристианское, а скорее на коммерческое и некоммерческое. Современная цивилизация - то есть рынок - нуждается лишь в тех картинах, которые пойдут на ура у публики. При этом считается, что публика любит кино развлекательное...». Из интервью журналу «Фома»]. Э. Кустурица. Фото. - С.5;
2 ноября. Димитриевская родительская суббота [Суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября. Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом. Потом, с течением веков, традиция менялась. В Новгородской летописи XV века Димитриевская родительская суббота упоминается как день поминовения всех умерших]. Ил.: Поле Куликово. Картина Павла Рыженко. - С.5.
Колонка главного редактора:
Владимир Легойда. Бей врагов, спасай христианство?[«Кто сегодня главный конкурент христиан? - спросили меня недавно в одной беседе. Мол, посмотрите, было агрессивное язычество, был агрессивный атеизм — христианство в противостоянии с ними победило. А сейчас, скажите, за кого ему надо браться? <...> Но христианство не про ценности одних людей, которые «круче» ценностей других. Христианство — про Христа. А Христос уже победил. И победил не оппонентов — Он победил смерть. И дело христиан, как и две тысячи лет назад, так и сегодня — во-первых, стать соучастниками этой победы; во-вторых, донести весть о ней другим. Христианство — не про конкуренцию. Христианство — про свидетельство. <...> А для христианского свидетельства нет непреодолимых преград. Кроме, думается, тех, которые мы строим сами, когда вместо Христа ставим на первое место некие ценности, жажду победы над идеологическими врагами, собственное «я». Вот только достаточно ли в нас сегодня веры, чтобы одолеть столь сильного и упрямого конкурента - самого себя?»]. Фото свящ. Игоря Палкина и фото Татьяны Матаевой// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).
Интервью номера:
Европейские приходы вернулись в Русскую Церковь: как и почему это произошло? [14 сентября 2019 года Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето) и все желающие последовать за ним приходы вместе с клириками. Спустя две недели на собрании духовенства в Париже абсолютное большинство клириков Архиепископии решили присоединиться к Московскому Патриархату, и 7 октября Священный Синод постановил принять Архиепископию в состав РПЦ. Архиепископия возникла на базе приходов, образованных русскими, бежавшими в Европу после революции 1917 года. Сперва все они подчинялись Русской Церкви, но в 1931 году влились в состав Константинопольского Патриархата. Нынешнее возвращение в Московский Патриархат спровоцировал сам Константинополь, который в прошлом году отменил «особый статус», гарантировавший сохранение богослужебных и административных особенностей Архиепископии]. Об историческом событии, свидетелями которого мы стали недавно, «Фома» беседует с епископом Зеленоградским Саввой (Тутуновым), заместителем управляющего делами Московской Патриархии. [Cегодня владыка живет в России, служит в РПЦ. Но в детстве он и его семья были прихожанами одного из храмов Архиепископии во Франции. Он своими глазами видел, как жили в Европе русские приходы, разделенные с Русской Церковью, и очень хорошо понимает, почему возвращение их домой вызвало столь сильное переживание священства и мирян]. Беседовал Игорь Цуканов. Ил.: На развороте к статье — Собор святого Александра Невского в Париже — кафедральный собор Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Фото Владимира Ештокина; Митрополит Евлогий — первый Управляющий русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе с паствой — русскими эмигрантами у собора св. Александра Невского. Париж. 1920-е гг.; Из письма митрополита Евлогия Святейшему Патриарху Московскому Алексию I с благодарностью за возвращение в лоно Русской Православной Церкви, 1945 г.; Молебен в начале строительства часовни Серафима Саровского в Монжероне, Франция. 1930-е гг.; 15 сентября 2019 г. в Александро-Невском соборе в Париже впервые после присоединения Архиепископии экзархата православных русских церквей в Западной Европе к Русской Православной Церкви поют многолетие Патриарху Кириллу; Прапрадедушка епископа Саввы — священник Николай с матушкой. Фото tutunov.org; Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн (Реннето) во время визита Патриарха Кирилла во Францию. Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, 2016. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.8-17. - (рубрика «Интервью номера»). Имеется биографическая справка «Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов)» (С.12).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист Елена Яковлева// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
Вопрос номера. Как справиться с чувством вины?
Чувство вины сводит с ума. Что делать? Письмо в редакцию / Екатерина, Хабаровск; На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Иллюстрации Марии Сосниной// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.18-25. - (рубрика «Вопрос номера. Как справиться с чувством вины?»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист Елена Яковлева// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
ВЕРА(раздел). – С.26-39.
[Читаем Писание:]
Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Великие дни.Ил.: Христос в Гефсиманском саду. Николай Ге, 1869-1880; Взятие Христа стражею. Илья Репин, 1886; Совесть. Иуда. Николай Ге, 1891// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.26-31. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: «Евангелие от Марка, глава 14» (С.26,28,30).
*Продолжение публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154, 156,158,161,163,164,165,166, 167,168,169, 170,172,173,175,177,178,179,181,182, 185,186,189,192,195, 196,197,198) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист Елена Яковлева// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
Школа «Фомы». Именины:
Виктор. [Инфографика]. Значение имени: Происходит от латинского Victor — победитель; День памяти: 11 ноября; Святой мученик Виктор: Житие. Был древнеримским воином во времена правления императора Марка Аврелия (161-180); Другие святые и известные люди с именем Виктор: Мученик Виктор Коринфский (III век). Жил во времена гонений императора Декия (249-251). Был одним из учеников Кондрата, известного в Коринфе своим врачебным искусством и проповедями о Христе. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Шадринский (1875-1934). Вскоре после революции 1917 года назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде. Активно боролся с обновленчеством. С 1928 года — в северных лагерях, где и скончался. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля (картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.). Виктор Иванович Тростников (1928-2017). Математик, философ и богослов (в 1980 г. в Париже вышла одна из его первых книг о православной философии «Мысли перед рассветом». Другие богословские труды: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории»...; Интересные факты: Подготовил Игорь Цуканов; Ил.: Святой мученик Виктор. Икона; Император Марк Аврелий. Скульптурный портрет; Мученическая смерть Лонгина Сотника. Миниатюра. Константинополь, 985// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.32-33. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).
Новомученики:
Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Димитрий (Беневоленский). 1883-27.11.1937. На фото: Священник Димитрий с женой Анной Ивановной и сыновьями Сергеем, Михаилом и Иваном, июль 1929; Священник Димитрий Беневоленский. Освящение дома. 1910-е годы// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.34-37. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).
Священномученик Димитрий родился в 1883 году в городе Вышнем Волочке Тверской губернии в семье священника Михаила Беневоленского. В 1909 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и поступил учителем в школу при Николо-Столпенском монастыре Тверской епархии. В 1911 году обвенчался с дочерью инженера-путейца Ивана Алексеевича Тихомандрицкого Анной и был рукоположен во священника ко храму Великомученика Димитрия Солунского в селе Островно Вышневолоцкого уезда. В 1919 году отец Димитрий был переведен в Троицкий храм в селе Паношино Удомельского уезда. Издавна здесь сложилась традиция — в конце октября ходить по приходу с иконой Николая Чудотворца, которую в это время с крестным ходом приносили монахи из Николо-Теребенского монастыря. Это было великое торжество и праздник для всех жителей села. Однако в середине октября 1928 года распространился слух, что Николо-Теребенский монастырь будет закрыт и монахи с иконой больше не придут. Прискорбно это было для верующих. В Троицком храме была в то время чтимая икона Николая Чудотворца, которую принесли сюда в 1925 году из закрытого в Вышнем Волочке Казанского монастыря. В октябре 1928 года состоялось заседание приходского совета, на котором староста храма предложил по возможности сохранить традицию крестного хода и молебна перед иконой святителя Николая. Отец Димитрий с этим согласился и со своей стороны пожертвовал для иконы киот. Для большего удобства хождения с иконой были сооружены носилки. 28 октября состоялся крестный ход с иконой Николая Чудотворца, причем все было совершенно торжественно и благоговейно. Для властей это событие не осталось незамеченным. В середине января в местной газете появилась статья, где говорилось, что священник в селе Поношино устроил крестный ход, подменив икону из Николо-Теребенского монастыря храмовой. 16 января 1929 года священник Димитрий Беневоленский и староста храма Александр Щеголев были арестованы и заключены в тверскую тюрьму. Их обвинили в том, что они провели богослужение «с целью возбуждения суеверия в массах населения для извлечения таким путем материальных выгод». Прихожане не согласились с обвинением. Сельский сход обратился к властям с ходатайством об освобождении арестованных. Суд, однако, счел обвинение доказанным и приговорил священника к штрафу в сто рублей, а старосту к 6 месяцам заключения. 4 января 1930 года руководство колхоза в селе Паношино попыталось закрыть церковь, но священник и прихожане не дали им этого сделать. 25 апреля тройка ОГПУ приговорила отца Димитрия к трем годам ссылки в Северный край. По окончании срока в мае 1933 года он вернулся домой. Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) назначил его служить в храм в село Синево-Дуброво Сонковского района. 12 ноября 1937 года священник вновь был арестован, 20 ноября его доставили к следователю. Следствие длилось один день. Было составлено обвинительное заключение в антисоветской агитации. 25 ноября тройка при УНКВД по Калининской области приговорила протоиерея Димитрия Беневоленского к расстрелу. Приговор привели в исполнение 27 ноября 1937 года, тело погребено в общей безвестной могиле.
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист Елена Яковлева// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).
Говорят, что:
Говорят, что// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. - С.38-39. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:
Говорят, что христиане считают злом все, что доставляет человеку радость — секс, алкоголь, вкусная еда. На самом деле. - С.38.
Часто спрашивают: разве хорошо, что люди творят добро из эгоистических побуждений — ради своего спасения? Отвечаем: Фото miloserdie.ru. - С.38.
Почему в Церкви приносят на службу всякую еду и кладут на столик? Потому что. - С.39.
[Ответ священника:]
Если продолжает мучить совесть, значит, исповедь «не зачтена»? / Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Фото Владимира Ештокина//Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.39. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).
ЛЮДИ (раздел). – С.40-65.
«Раньше я не разрешала называть себя мамой». История женщины, для которой нет чужих детей. [Героиня очерка, Мария Львова-Белова — энергичная молодая женщина, мама девятерых детей, четверо из которых — приемные. У нее в Пензе несколько проектов помощи молодым людям с инвалидностью, самый известный - «Квартал Луи», названный в честь Луи Армстронга, известного джазмена. Ассоциация с музыкой не случайна — по образованию Мария дирижер биг-бенда]. Подготовил Кирилл Баглай. Фото Юлии Маковейчук// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.40-47. - (раздел «Люди»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист Елена Яковлева// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
Викентий Копытков. Кто плачет по мертвым собакам. История, рассказанная 13-летним мальчиком. Фото Алексея Мякишева// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.48-49. - (раздел «Люди»).
У вас будет ребенок:
Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы рубрики - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.50-51. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:
Алина, видеопаспорт № ywv, родилась в ноябре 2006 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50-51.
Полина, видеопаспорт № 1oI9n, родилась в марте 2006 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50-51.
Куда обращаться будущим попечителям Алины и Полины. – С.51.
Настольные игры для детей
В специальном проекте «Фомы» - пять настольных развивающих игр-самоделок для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть в «Лото».
«Лото». Об игре рассказывает Татьяна Иостман, педагог, руководитель скаутского отряда «Сполох»// Фома. - №11(199) - ноябрь 2019. – С.51. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Настольные игры для детей»).
Пять любимых фотографий священника Игоря Палкина [Священник Игорь Палкин — клирик храма святой мученицы Татьяны при МГУ. Профессиональный фотограф. Руководитель фотослужбы Патриарха Московского и всея Руси. Фото Александра Гаврилова]. Публикации фотографий сопровождаются интересными пояснениями автора// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.52-57. - (раздел «Люди»). Представлены фотоработы:
1. На развороте к материалу: «Наши прихожане Григорий и Татьяна Любимовы <...> сам снимок интересен еще техническим эксперементом. <...> Конечное изображение состоит здесь из семи фотографий. На двух фотографиях разная настройка резкости (по фигурам героев и их отражению в часах), а еще пять «прорабатывают» пейзаж за окном. - С.52-53, пояснение — С.54;
2. «Убежден, что удачный портрет на девять десятых — заслуга героя снимка. Особенно остро эта простая истина почувствовалась после вот этого общения с Рембрандтом. - С. 54;
3. «Этот портрет был снят в первый день моей работы в качестве сотрудника Пресс-службы Патриарха. <…> За кадром остался забавный случай. В тот самый миг, когда надо было нажимать на кнопку, кто-то посоветовал Патриарху перейти на другое место - получше. И он послушно ушел из кадра. Какое же было разочарование! К тому же новое место оказалось совсем неудачным. Набравшись храбрости… , предложил всем вернуться назад. Так что сняли мы этот портрет уже со второго раза. Между прочим, Патриарх, несмотря на строгий вид, в этой ситуации оказался смиреннее нас. - С.55;
4. «Этот портрет Патриарха Кирилла сделан на острове Ватерлоо в Антарктике. Действительно, есть в этих холодных краях что-то от рая. Люди не воюют друг с другом и звери не боятся людей. Поэтому там очень светло и радостно. Легкий муар на заднем плане фотографии усиливает эффект сказочности, но это не специальный прием...». - С.56;
5. «Есть фотографии, которые дороги как память и свидетельство. На этом снимке — наша прихожанка Марина со своей матерью Валентиной. Впервые я приехал к Вале, когда ей было уже 90 лет. Она не исповедовалась и не причащалась до нашей встречи, поэтому на душе у нее было совсем нелегко <...> В конце жизни, в 97 лет, она стала смиреннейшим человеком, за все благодарила Бога, любила и молилась за всех, кто был рядом, и почила в мире со всеми близкими и дальними. Для меня эта встреча стала свидетельством Божественной силы таинств Церкви, а фотография — лишним поводом поминать Валентину». - С.56-57.
Школа «Фомы». Суть вещей:
Казанская икона Божией Матери. [Инфографика]. Даты празднования: 21 июля (обретение) и 4 ноября (в честь избавления Москвы от поляков в 1612 году); История: Обретение иконы произошло в 1579 году после пожара, уничтожившего половину Казани. Богородица во сне явилась десятилетней девочке и указала место на пепелище, где была икона. До наших дней «явленная» не сохранилась; Списки: Существует более двадцати почитаемых списков Казанской иконы Божией Матери (некоторые не сохранились). Самый известный — московский. Его в 1611 году передали в занятую поляками Москву. Перед этим образом молилось ополчение Минина и Пожарского; Ватиканский список: Икона относится к XVIII веку и украшена драгоценным окладом. Названа по последнему месту нахождения — покои Папы Римского Иоанна Павла II. В 2004 году икону торжественно передали Святейшему Патриарху Алексию II, а тот, в свою очередь, передал ее в Казань, в храм, где до 1904 года находилась «явленная» икона Казанской Божией Матери. Подготовил Кирилл Баглай; Казанская икона Божией Матери. Россия, XVIII в. (изображение иконы со многими пояснениями); Ил.: Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год. Филипп Москвитин, 2009; Дореволюционная фотография киота и оклада «явленной» чудотворной Казанской иконы; Патриарх Алексий II c иконой, переданной ему Папой Римским. 2004 г. Фото tatmitropolia.ru; Крестовоздвиженский храм Богородицкого монастыря — место, где до 1904 года находилась древняя «явленная» икона Казанской Божией Матери. Фото tatmitropolia.ru// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.58-59. - (раздел «Люди», рубрика «Школа “Фомы”. Суть вещей»).
«Все крутили пальцем у виска, когда услышали мой план знакомства с Машей». Священник и его супруга о том, как они встретились влюбились.* [Сначала своими воспоминаниями делится иерей Александр Данилов, заведующий информационным отделом Казанской православной духовной семинарии, старший преподаватель богословия и философии, настоятель храма святого Николая в поселке Константиновка, г. Казань; затем рассказывает Мария Данилова — супруга священника Александра Данилова]. Подготовила Анастасия Спирина. Фото из архива семьи Даниловых// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.60-65. - (раздел «Люди»).
* «Это любовь!» - так называется специальный проект «Фомы», в котором священнослужители и их жены вспоминают о моменте, перевернувшем их жизнь навсегда. Читайте больше историй любви на сайте foma.ru.
КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.
Татьяна Касаткина, доктор филологических наук. Тайна «Братьев Карамазовых»: Алеша должен был стать революционером и убить царя? [«Братья Карамазовы», по замыслу Достоевского, лишь первая часть дилогии «История великого грешника». Федор Михайлович умер спустя два месяца после издания романа, и как дальше сложились бы судьбы героев, остается лишь гадать. Среди версий есть шокирующая — что, повзрослев, Алеша станет революционером и будет казнен за попытку цареубийства. Насколько обосновано такое мнение? Рассказывает Татьяна Касаткина]. Ил.: «Алеша Карамазов». Илья Глазунов, иллюстрация к роману «Братья Карамазовы»; Алеша Карамазов. Рисунок из записных книжек Ф. М. Достоевского; Лист из рукописи «Братьев Карамазовых»; Одна из последних прижизненных фотографий Достоевского с дарственной надписью жене; Убийство императора Александра II. 1 марта 1881 года... Рис. А. Бальдингер; Евангелие, принадлежащее Ф. М. Достоевскому. Надпись и подчеркивание строк карандашом рукою жены писателя: «Открыты мною и прочтены по просьбе Феодора Михайловича в день его смерти, в 3 часа». Фото Марии Колосовой, представлено Научно-исследовательским отделом рукописей Российской государственной библиотеки// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.66-71. - (раздел «Культура»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист Елена Яковлева// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
Семейное чтение:
Александр Ткаченко. Иоанн Креститель: как родился великий пророк* (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.72-77. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).
*Более подробно узнать о рождении и жизни величайшего из пророков можно в книжке «Житие святого Иоанна Крестителя в пересказе для детей» (издательство «Никея», 2016).
75 лет МГИМО: есть что вспомнить. [В этом году отмечает 75-летие один из самых известных вузов России. В истории «Фомы» очень многое связано с МГИМО: имена его преподавателей и выпускников можно найти как среди авторов, так и среди героев журнала. «Какое у Вас самое дорогое воспоминание об университете?» - такой вопрос мы задали тем людям из МГИМО, которые входят в редакционный совет «Фомы»]. Подготовили Анастасия Бавинова и Игорь Цуканов. Ил.: Комплекс зданий МГИМО. Общий вид; Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Фото hramnevskogo.ru// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С. 78-80. - (раздел «Культура»). Публикация включает материалы:
Ярослав Скворцов, декан факультета Международной журналистики МГИМО. «Мы были свидетелями настоящего чуда» [Самое яркое воспоминание связано со днем, когда Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО]. - С.78;
Алексей Шестопал, профессор кафедры философии МГИМО. «Любовь к МГИМО и любовь к Церкви соединились». [Среди самых дорогих воспоминаний — встреча со Святейшим Патриархом Алексием II, когда он благословил группу мгимовцев во главе с ректором Анатолием Васильевичем Торкуновым, на создание при МГИМО Патриаршего подворья в честь святого благоверного князя Александра Невского (2005 год). «Эта встреча символизировала также соработничество науки и религии, знания и веры, что для меня, как для философа, составляет основу моей профессиональной деятельности»]. - С.79;
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного Александра Невского при МГИМО. «Я вижу настоящую палитру христианского мира». [«Моя первая встреча с духовной жизнью МГИМО состоялась задолго до моего совершеннолетия. Тогда я прочитал книгу «Сорок сороков» о храмах Москвы и московской области. Ее написал Петр Паламарчук — выпускник МГИМО, известный среди историков и краеведов. В 1999 году я познакомился с преподавателем МГИМО и главным редактором журнала «Фома» Владимиром Романовичем Легойдой... Тогда журнал еще был очень молодым, но уже не из робкого десятка. И именно «Фома» связал меня с духовным миром МГИМО <...> Но особенно дороги сердцу моменты встреч со студентами — неважно, в стенах МГИМО или в храме. Ребята составляют целую палитру христианского мира: они приезжают сюда из Сербии, Приморья, Вьетнама, Подмосковья — со всех концов света. Несмотря на то, что у них разные традиции, всех их объединяет любовь к Христу...»]. - С.79;
Юрий Вяземский, писатель, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО, автор и ведущий программы «Умники и умницы». «Он сказал: “У вас же первый экзамен? Давайте я поставлю вам пятерку”». [«Рассказывать о самом дорогом воспоминании, связанном с МГИМО, - это все равно, что что пересказывать всю свою жизнь... вот уже более пятидесяти лет я связан с этим институтом. <...> Помню один интересный эпизод — это случилось, когда я учился на первом курсе. Я, в то время совсем не походивший на мгимошника, встретил двух людей со второго курса, которые как раз были очень похожи на студентов МГИМО: и одеты были как положено, и галстуки носили, и выглядели прилично, и лица у них были светлые, и атташе-кейсы в руках (они как раз входили в моду). Эти ребята взялись рассматривать меня и обсуждать, в точности, как те двое собеседников в «Мертвых душах» Гоголя, которые спорили: доедет колесо до Москвы или нет. «Вон тот странный человек — судя по всему первокурсник, - говорил один, Сережа. - Не думаю, что он до второго курса дотянет». А второй, Толя, отвечал: «Если ему подсказать, что в таком виде ходить в институт не надо, если приодеть его — то, глядишь, и освоится». Один из ребят был будущий ректор МГИМО Анатолий Торкунов. А другой — нынешний министр иностранных дел Сергей Лавров»]. - С.80.
Реклама: С.81.
Школа «Фомы». Книга. Стоит перечитать:*
*В этой рубрике друзья «Фомы» называют книги, о которых, кажется, почти все знают еще со школы, но которые непременно стоит перечитать.
Антон Чехов. Скрипка Ротшильда.
Книгу рекомендует литературовед, главный редактор творческого альманаха Artifex.ru Николай Жаринов. [«Я порекомендую не самую позитивную вещь. Но это рассказ, который можно бесконечно перечитывать, - «Скрипка Ротшильда» Антона Чехова. Это удивительный текст, где за юмористическим описанием кроется огромная трагедия...»]// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.82. - (рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
[Информация о книге]. Автор: Антон Чехов (1860-1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Автор нескольких сотен произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы и были переведены более чем на 100 языков; История создания: Чехов написал «Скрипку Ротшильда» в период с декабря 1893 по январь 1894 года. Это поздний рассказ, относящийся к так называемому периоду «мелиховского сидения». В 1892 году Чехов купил усадьбу Мелихово, где написал ряд самых известных своих произведений: рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Черный монах», «Палата №6», «Дом с мезонином», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня». По словам О. Книппер-Чеховой, «как писатель он нашел в Мелихове богатый источник огромных жизненных наблюдений...»; Сюжет рассказа: В небольшом городке живет бедный гробовщик Яков Иванов, у которого в силу профессии притупилось чувство жалости и сострадания к людям. Вся его жизнь подчинена стремлению к доходу, но дела идут так плохо, что он постоянно занят подсчетом убытков. Отдохновением для него служит игра на скрипке в городском оркестре, куда его иногда приглашают. Болезнь и смерть жены заставляет Якова пересмотреть всю свою жизнь; Интересные факты: Подготовила Ася Занегина;Ил.: Усадьба «Мелихово»; А. Чехов в Мелихово. Фото; Обложка книги «А. П. Чехов. Рассказы» (М.: «Нигма», 2015); Сцена из спектакля «Скрипка Ротшильда» в Московском театре юного зрителя (режиссер Кама Гинкас))// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.82.-83. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
Зачем люди мешают жить друг другу? Отрывок из рассказа Антона Чехова «Скрипка Ротшильда». Публикуется в сокращении. Заголовок дан редакцией// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.84.-85. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
Строфы
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».
Иван Волосюк. Следы созвездий. Подборка стихотворений («Уже не пахнет керосином…»; «Ночь, как масло, свет режет, как нож, ее...»; «Давай о смерти ни гугу...»; «Я смотрел невооружённым взглядом...»; «Противлюсь сам, тебя учу тому же...»; «Я был немым, но мой светился рот...», «В такой глуши, где воздух был нетронут...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Рагнеда Малаховского. Рисунок Наталии Кондратовой// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).
Что читать:
Представлены и отрецензированы издания:
Архимандрит Андрей Конанос. Счастье - в твоем сердце. Как полюбить Бога, полюбив себя. – М.: Никея: Православие и мир, 2019. – 288 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Архимандрит Андрей - знаменитый греческий миссионер, пламенная проповедь которого громко разносится по всему православному миру через Интернет, радиоволны и печатное слово. Его книги уже не первый раз освещаются в нашем журнале. Очередной дошедший до русскоязычного читателя в переводе с новогреческого труд называется «Счастье - в твоем сердце», входит в «Радостную серию» и действительно радует потенциального читателя. Книга уверенно держит авторскую планку светлого и жизнерадостного подхода к миру, показывая, как по-православному и с легким сердцем разбираться с самыми разными встречающимися на мирском пути бытовыми неприятностями, не зацикливаясь и не перегружая себя ненужными, изнуряющими душу помыслами. Конечно, несмотря на благодушный, позитивный настрой (вообще свойственный средиземноморским народам), автор не утверждает, что земная жизнь — это беззаботный турпоход. Напротив, оказывается, что греки очень серьезно относятся к своей вере. И, конечно, по любому жизненному вопросу грек идет к священнику, так что тот превращается в семейного психолога и педагога. Частицы такой жизненной мудрости найдутся и в этой книге.
Ангелы поют на небесах. Пасхальный сборник Сергея Дурылина. Сост. А. Б. Галкин. - М.: Никея: Редакция «Встреча», 2019. – 448 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Сергей Дурылин — писатель и священник, работавший над амбициозным проектом по составлению антологии русской классической литературы, в которой отражался бы весь годовой цикл церковных и народных празднований. К сожалению, сборник так и не был закончен. Данная компиляция, составленная по материалам автора литературоведом Александром Галкиным, посвящена светлому времени от Великого поста до Троицы. Она включает в себя прозу и стихотворения русских классиков: А. Пушкина, И. Шмелева, Н. Гумилева, Н. Гоголя и других, а также собственные тексты Сергея Дурылина, в том числе из поэтического цикла «Венец лета». Собранные тексты расположены в порядке отмечаемых праздников, к которым, в свою очередь, даны небольшие аннотации. Например, Великому посту, кроме прочих, соответствует отрывок из «Лета Господня», памяти великомученика Георгия Победоносца — стихи Н. Гумилева и М. Цветаевой и т. д. В силу очевидных причин в сборнике наблюдается перекос в сторону дореволюционных писателей, что открывает другую сторону книги как экскурс в жизнь и атмосферу исторической России, чему особенно способствуют яркие этнографические материалы, собранные фольклористом И. Сахаровым: народные обычаи, обряды, песни и пр. Сама концепция издания, предлагающая вместе с замечательными писателями пройти путь через весенние праздники, вкупе с цветочным дизайном обложки делает его, наверное, одним из лучших пасхальных подарков.
Протоиерей Дмитрий Климов. Антиманипуляция. Огласительные беседы постсоветского пространства. – М.: Никея, 2019. – 216 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Протоиерей Дмитрий Климов — батюшка разносторонний: по образованию историк, увлекается русским роком и однажды попал в топ священников как батюшка-блогер, в компании с батюшкой-водолазом и батюшкой-парашютистом... Незаурядная личность автора и исторический факультет за плечами позволяют ему смело и аргументировано говорить о важных проблемах из самых разных областей жизни. Уловить смысл названия книги становится проще, если разделить ее на две части: первая («антиманипуляция») разоблачает общественно-политические и исторические мифы, с помощью которых недоброжелатели манипулируют российской публикой, - например, культы личности Ивана Грозного и Сталина. Достается также ура-патриотам. Другая часть («Огласительные беседы») адресована новообращенным и затрагивает бытовые вопросы в контексте православной веры: семья и гражданский брак, деторождение и аборты, роль информационных технологий в современной жизни, а также — что такое православный храм, пост и как исповедоваться. Книга прекрасно подойдет неофитам, только вставшим на путь православия, а также даст интересный взгляд на перспективу проблем для воцерковленных людей: к примеру, как привести ребенка в храм и как в подростковом возрасте сохранить его веру.
Розмари Кроссли. Безмолвные. FC — облегченная коммуникация для людей с нарушениями речи. – М.: Никея, 2019. – 384 с.: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Молчит — значит, аутист, умственно отсталый и вообще странный какой-то. Живучий стереотип. И, как понимаешь по прочтении этой книги, абсолютно ложный. «Отсутствие речи не означает ущербности интеллекта», - пишет в предисловии австралийский педагог Розмари Кроссли, специалист по работе с людьми с тяжелыми нарушениями коммуникации, и это главный посыл книги. Розмари Кроссли разработала методику «облегченной коммуникации» (FC), которая помогла людям, лишенным возможности говорить — страдающим ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, перенесшим тяжелые травмы, инсульты, - научиться читать и общаться с окружающими. Она, как хорошо сказано в предисловии, «дала голос тем, кто его никогда не имел». Метод FC (письменное общение с помощью печатной машинки, компьютера) создан в конце 1960-х, да и книга написана в конце прошлого века, но к нам, на волне пристального интереса к «особым людям», она пришла очень вовремя. Истории, рассказанные автором о работе со своими подопечными, вызывают разнообразный букет чувств: острый интерес, ужас и горечь. Они похожи на сказки, хотя финал их не всегда счастливый. Но результаты, которые показывали пациенты Розмари Кроссли, поражают. И еще больше поражает ее терпение и преданность своему делу, а главное — умение видеть образ Божий в любом человеке, даже если он немыслимо искалечен. Книга Розмари Кроссли многоадресная. Специалисты, волонтеры, работающие с людьми с ограниченными возможностями здоровья, найдут в ней полезную информацию о методических приемах, облегчающих неговорящим коммуникацию. Удивительные истории людей, которые благодаря FC стали частью социума и обрели счастье. Возможно, после этой книги читатель обнаружит в себе новое чувство к «особым людям»: уважение к их внутреннему миру, который также сложен и многообразен, как мир человека, который видит-слышит-ходит...
Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.
Реклама: С.92-95.
Вопросы о церковном искусстве:
Что делать, если икона пришла в негодность? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото rublev-museum.ru// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).
Как работали артели иконописцев на Руси? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле// Фома. - №11(199) – ноябрь 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).
Реклама: С.97.
Эпилог:
3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист Елена Яковлева// Фома. - №11(199) — ноябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).
1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Материал «Раньше я не разрешала называть себя мамой» (с. 40); понравился также материал «Чувство вины сводит с ума. Что делать?» (с.20); большой актуальностью привлек материал «Европейские приходы вернулись в Русскую Церковь» (с.8).
2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Статью «Великие дни» (с.26)из цикла«Читаем Евангелие с Мариной Журинской». Стоит обратить внимание на статью о священномученике Димитрии Беневоленском (с.34) и на материал «Тайна “Братьев Карамазовых”» (с.66).
3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? О том, почему нам бывает трудно на путях веры и как мы с этим справляемся.
4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте DETI.RADIOVERA.RU