Есть множество настольных игр, которые не требуют практически никаких аксессуаров, которые можно сделать самостоятельно и которые не только интересны детям, но и полезны для развития памяти, пространственного воображения, интеллекта. Об этом рассказывает Татьяна Иостман, педагог, мать четверых детей, руководитель скаутского отряда «Сполох».

1. Муха

5 настольных игр, за которыми не надо идти в магазин

Эта игра, которую можно применять начиная с самого раннего возраста (с 2-3 лет) развивает пространственное мышление, формирует у ребенка понимание направлений, расстояния, а в среднешкольном возрасте — умение ориентироваться по карте.

Мы говорим детям так: «Представьте, что вы сверху смотрите на комнату без потолка, и комната эта разделена на квадраты. Например, три на три. Три по горизонтали, три по вертикали, всего девять квадратов. И в одном из этих девяти квадратов сидит муха. Она может лететь только на один квадрат вправо, влево, вперед или назад, и вы будете управлять ее полетом. Я не скажу вам, в каком квадрате сидит муха, но когда вы будете называть направления полета (вправо, влево, вперед, назад) я будут говорить, пролетела ли она в следующий квадрат или наткнулась на стену. И вы должны за максимально короткое время определить, в каком квадрате сидит муха в данный момент, а еще сообразить, откуда она вылетела изначально».

Начинать такие игры лучше с квадрата три на три, а потом увеличивать размерность. Кроме того, поначалу эти квадраты можно визуализировать (нарисовав на листке бумаги или на доске), а когда дети приобретают опыт и вкус к игре, то уже обходимся без визуализации, они эти квадраты уже представляют в воображении. Причем вовсе не обязательно вводить какую-либо систему обозначений квадратов: ребенок может просто ткнуть пальцем в листочек, сказав: «Муха здесь». 

В этой игре, конечно, крайне важна роль взрослого — он должен представлять, где сейчас сидит муха, и в соответствии с этим говорить, продвинулась ли она в указанном направлении или наткнулась на стену. Если у него все хорошо с пространственным воображением, то он это представляет в уме, если же нет — у него должен быть свой листочек, недоступный детям, где он отмечает выбранное им начальное положение мухи, а затем траекторию ее полета.

Еще эта игра вырабатывает у детей навыки тактической командной работой. Например, если кто-то, когда выпал его ход, повел муху влево и она пролетела, хорошо бы, чтобы и следующий повел ее влево, и следующий... до тех пор, пока муха не упрется в стенку. Потому что тогда все будут четко представлять, что она уперлась именно в левую стенку, причем за столько-то ходов, значит, изначально она была на такой-то линии по горизонтали. То есть если каждый играет не только сам по себе, но помогает другим, определить положение мухи становится проще.

Дети эту игру очень любят, особенно когда они уже добиваются успехов — и правила усложняются. Говоришь им: «Вы такие молодцы, вы с такой простой комнатой уже шутя справляетесь! А вот давайте посмотрим, как справитесь с комнатой пять на пять!» Недавно у меня дети семи-восьми лет дошли до усложнения с перегородками, потому что уже четко уловили, как надо двигать муху командой. Когда они стали очень быстро угадывать, я сказала, что внутри комнаты находятся два шкафа, в которые муха может упираться, и это тоже дополнительные стенки.

2. Лото

5 настольных игр, за которыми не надо идти в магазин

Правила игры в лото знают многие, вряд ли нужно здесь специально их разъяснять. Но речь пойдет не о покупных лото, а о самодельных, которые можно изготовить для решения разных обучающих и развивающих задач.

Суть в том, что изготавливается игровое поле (разделенный на клеточки прямоугольник) и карточки по размеру этих клеточек. На клеточках что-то пишется или рисуется, на карточках тоже. Цель игры — накрыть клеточки соответствующими им карточками. Например, мы делаем лото для того, чтобы выучить с ребенком английские названия животных. На игровом поле пишем на клеточках слова — lion, elephant, tiger, horse, hare и так далее. На карточках — изображения этих животных (можно найти в интернете и распечатать в нужном масштабе). Получая карточку с изображением лошади, ребенок должен накрыть ею клетку с написанным словом horse. Можно поступить и наоборот — картинки размещать в клетках игрового поля, а названия писать на карточках. 

В таком лото можно закреплять практически любые знания. Главное, чтобы все эти изучаемые слова, термины, названия можно было визуализировать. Обычно в эту игру начинают играть с детьми в том возрасте, когда они учатся читать или, к примеру, осваивают нотную грамоту. Однако можно играть в лото и с совсем маленькими детьми, даже двухлетками, когда те осваивают какие-то понятия — например, цвета. Игровое поле разделено на клеточки разных цветов, на карточках написаны названия цветов, взрослый берет карточку, читает вслух «красный» и дает ребенку, а тот закрывает этой карточкой клеточку красного цвета.

Для игры в лото желательно не менее троих участников. Двое детей и взрослый — это уже вполне рабочий вариант.

Важно не только играть с детьми в такие обучающие лото, но и вместе с ними их изготавливать. Сам процесс — подобрать кусок картона для игрового поля, расчертить его на квадратики, что-то в этих квадратиках написать или наклеить картинки, вырезать карточки и на них тоже написать или наклеить — очень нравится детям дошкольного и младшего школьного возраста. Да и ребят постарше это может захватить, особенно если цель — сделать игру для младших или кому-то в подарок.

 3. Счетчики

5 настольных игр, за которыми не надо идти в магазин

Вообще-то называется это таблицами Шульте, но мы в просторечии называем их счетчиками. Эта игра учить детей концентрировать свое зрительное внимание на большом количестве объектов и выделять из этого разнообразия нужные.

Игровое поле разделяется на клеточки (вовсе не обязательно одинакового размера), в каждой из которых записывается какое-то число в случайном порядке. Например, от 1 до 25. Эти числа могут быть разного размера, разного цвета. Перед игроком ставится задача — указать на игровом поле в правильной последовательности, начиная с 1 и кончая 25, эти числа. И по секундомеру засекается время, за которое участник уложился. Таким образом, тут возникает элемент соревновательности — и между разными детьми («она прошла этот счетчик за 47 секунд, а я за 45!»), и с самим собой («позавчера я прошел этот счетчик за 74 секунды, вчера за 53, а сегодня уже за 49!»). 

Естественно, вместо чисел может быть что угодно (точнее, любая упорядоченная последовательность) — допустим, 26 букв английского алфавита, семь цветов радуги, названия планет Солнечной Системы, и так далее). 

Для проведения этой игры, конечно, необходим взрослый (или хотя бы ребенок постарше), который будет засекать время на секундомере и следить, чтобы дети называли числа (или что другое) правильно, в нужной последовательности и ничего не пропуская.

Где взять такие счетчики? Их можно сделать самостоятельно (главное, чтобы числа или буквы оказались записаны в произвольном порядке, без всякой системы) или скачать в интернете, воспользовавшись любым поисковиком. Но сделать их вручную, вместе с детьми, по-моему, предпочтительнее.

4. Запоминалка

5 настольных игр, за которыми не надо идти в магазин

В отряде «Сполох» мы называем эту игру «игрой Кима» (тут отсылка к роману Редьярда Киплинга «Ким» про мальчика- индуса, ставшего британским разведчиком). Суть игры в том, что дети должно в течение строго определенного времени (например, одной минуты) смотреть на некий набор предметов, разложенный, допустим, на столе. Ластик, карандаш, связка ключей, спичка, гвоздь, конфета, флешка и так далее. Потом дети должны отвернуться (или выйти из комнаты) и рассказать, какие из уведенных предметов они запомнили. Можно разрешить им записать запомнившееся на листочке. А можно усложнить игру, когда ребенок должен не только назвать запомнившиеся ему предметы, но и зарисовать их взаимное расположение. Еще один вариант усложнения — ребенок должен назвать предметы не сразу, как отвернулся, а спустя какое-то время, не очень большое — допустим, через пять минут. 

Такую игру очень просто организовать, потому что предметы вовсе не обязательно заготавливать заранее, в их качестве можно использовать любые подручные средства. Но важное условие: детям должны быть хорошо известны названия этих предметов. Например, не лучшей идеей было бы среди таких предметов положить процессор компьютера или пластиковую колодку для соединения электрических проводов. Во всяком случае, если играете с маленькими детьми.

В качестве предметов можно использовать и просто какие-то стационарные объекты. Например, гуляем с ребенком на одной и той же детской площадке — а дома, во время игры, предлагаем ему нарисовать расположение этих объектов (горки, качели, лесенки), вспомнить, какого они размера, цвета.

Кстати сказать, предметами для запоминания могут быть и карточки-картинки для самодельного лото. Раскладываем их в определенной последовательности, ребенок смотрит в течение минуты, а потом рассказывает, что увидел.

Если играющих детей больше одного — возникает элемент соревновательности. Смотрели на одно и то же, но кто-то запомнил лучше, кто-то хуже. При правильном реагировании взрослых даже поражение может стать для ребенка стимулом активнее тренировать свою память. 

5. Имаджинариум

5 настольных игр, за которыми не надо идти в магазин

Речь об упрощенной версии известной настольной игры «Имаджинариум», которая, в свою очередь, является отечественной адаптацией французской игры «Диксит». Можно, конечно, просто купить «Имаджинариум» в магазине, а можно изготовить самостоятельно, исходя из своих вкусов и особенностей ваших детей.

Суть в том, что изготавливаются карточки одного и того же размера, на этих карточках с одной стороны размещается какая-то нестандартная картинка. Далее участникам игры раздают по одинаковому количеству таких карточек, каждый видит только свои картинки, но не чужие. Когда участнику игры нужно делать ход, он берет одну из своих картинок и загадывает какую-то ассоциацию. Например, это может быть слово «мороз» или «сказка про Снежную Королеву». Затем он, не показывая остальным картинку, вслух называет свою ассоциацию. Остальные участники ищут среди своих картинок такую, какая наиболее подходит по смыслу к сказанному. Все эти картинки рубашкой вверх выкладываются на поле. После этого тот, кто называл ассоциацию (ведущий), их переворачивает картинками вверх. И все смотрят на эти картинки и пытаются угадать, какая из них принадлежит ведущему, то есть к какой картинке его ассоциация ближе. Кто угадал правильно, получает балл.

Эта игра очень хороша для развития образного мышления, для развития творческих способностей. Кроме того, такая игра хорошо помогает родителям оценить уровень ассоциативного мышления своих детей.

Имаджинариум сложнее перечисленных ранее игр, потому что требует протоколирования. То есть должен быть кто-то, что не только участвует в игре, но и записывает, кто угадал картинку ведущего, и добавляет ему один балл.

Завершается игра как договорятся. Например, в покупном Имаджинариуме есть игровое поле, и там за каждый полученный балл игрок передвигает свою фишку на одну клетку. А можно договориться, что играем до 10 баллов, кто первый набрал 10, тот и победил.

И напоследок — несколько советов, как проводить такие игры:

Во-первых, игра не должна слишком затягиваться, нужно заранее ограничить ее время (особенно это касается игр, где нет жестких условий завершения, в которые можно, в принципе, играть бесконечно).

Во-вторых, если эта игра образовательная (например, какая-нибудь разновидность лото), то хорошо бы придумать приз для победителя. Причем приз значимый для ребенка, а не чисто символический. Это будет дополнительным стимулом.

В-третьих, надо разнообразить состав участников игры. То есть, например, позвать поиграть соседских детей, позвать друзей с детьми, и пока взрослые общаются, дети будут играть. Вообще настольные игры очень хороши для досуга, когда собираются компании с детьми.

Вообще, наблюдая за незнакомыми ранее детьми, играющими в настольные игры, можно очень хорошо увидеть особенности их характеров. Есть азартные дети, есть те, кто ради победы готов идти по головам, а есть дети, которые заботятся о других, готовы уступить, поддаться... в общем, тут можно набрать много материала для последующего обсуждения и анализа.

0
0
Сохранить
Поделиться: