Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в первое воскресенье 2021 года - 3 января.


Воскресенье, 3 января 2021 года, Святых Отец

Тридцатая неделя по Пятидесятнице посвящена Святым Отцам, то есть всем святым предкам по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Чтение Евангелия от Матфея на литургии в этот день — всегда последнее воскресенье перед Рождеством Христовым — включает перечисление имен предков Спасителя.

Родословная Иисуса Христа делится на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, превратившего иудейский народ в могущественное царство. Вторая часть завершается вавилонском пленом, то есть разрушением славного периода израильской истории. Последняя, третья часть родословной заканчивается рождением Иисуса Христа. Именно Он спасает народ от рабства и гибели.

Среди перечисленных имен в первую очередь выделяются некоторые:

Авраам, его сын Исаак и внук — хитрец Иаков,

• царь Давид и его сын царь Соломон.

3 января в 2021 году мы услышим о сродниках Спасителя. Церковь не только перечисляет их в последнее воскресенье перед Рождеством, но и напоминает о том, что каждый из нас имеет свою родословную. К сожалению, чаще всего мы с ней незнакомы.

Подробнее о том, кого Церковь называет святыми отцами, родословной Спасителя и его сродниках по плоти читайте в наших материалах:

Зачем Христу родословная?

Дева Мария считала Иосифа мужем?

Зачем православным святые отцы? Что такое Предание, и почему без него Библию понять не получится?

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?

Почему священников называют отцами?

Тропарь Святых отцев

Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил/ львом пастырь, яко овцам, являшеся./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Перевод: Велики веры свершения! Во источнике пламени, как на воде отдохновения, святые три отрока радовались. И пророк Даниил львов пасущим как овец явился. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!

Кондак Святых отцев

Рукописаннаго образа не почетше,/ но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ И потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.

Перевод: Рукотворному образу не поклонившись, но естеством неописуемым защитившись, треблаженные, подвигом в огне вы прославились и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый, ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»


День памяти святых

Мученица Иулиания и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304)

Воскресенье, 3 января 2021 года: что будет в храме?

После каждой пытки святая получала от Бога исцеление. Истязания совершались при большом числе людей, из которых 500 мужей и 130 жен, видя непреклонность и мужество святой девы, исповедали Христа. Они были обезглавлены, крестившись собственной кровью.

Слушайте житие святой Иулиании и с ней пострадавших на радио «Вера».

Мученик Фемистоклий Мирликийский (251)

Рассказ о подвиге самопожертвования пастуха Фемистоклия из города миры Ликийские слушайте на радио «Вера».

Святитель Петр, митрополит Московский, всея России чудотворец (1326)

Посох святителя Петра, митрополита Московского — инфографика «Фомы»

Крестный ход со святителем Петром в фотографиях Владимира Ештокина

Краткий рассказ о первом московском канонизированным святом слушайте на радио «Вера».

Блаженная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская (1406)

Воскресенье, 3 января 2021 года: что будет в храме?

Краткий рассказ о святой княгине, пострадавшей до мучительной смерти за отказ от греха, слушайте на радио «Вера».

К сожалению, мощи святой покровительницы целомудрия, исчезли в 1930 году, и с тех пор их судьба неизвестна.

Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский (1578 — 1627)

Воскресенье, 3 января 2021 года: что будет в храме?

Сведения о жизни блаженных (юродивых) обычно скудны. Родился Прокопий в небольшом селении под Вяткой, в крестьянской семье Максима и Ирины, много лет молившихся о ребенке. В 12 лет в него ударила молния, и выздоровел он только после водосвятного молебна, который отслужил святитель Трифон - основатель монастыря в Вятке. В 20 лет, чтобы избежать женитьбы, он убежал от родителей и стал снова притворяться безумным (в наше время его назвали бы бомжом): ходил полуголый, жил на улице, молчал - объяснялся жестами. И только наедине с духовником разговаривал как обычный человек.

Чтобы не обидеть дарителей, он какое-то время носил пожертвованную одежду, а затем отдавал нищим. Со временем он стал предвидеть события, часто иносказательно сообщая о них. И только когда предсказанное свершалось, люди понимали, к чему были его странные манипуляции. 30 лет Прокопий юродствовал. Свою кончину он тоже предсказал.

О подвиге юродства читайте в наших материалах:

Редкий подвиг, или Что такое юродство

Христа ради «сумасшедшие»

Зачем юродивые взрывали общественный покой?

Святитель Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий (17 апреля 1779 — 3 января 1857)

Воскресенье, 3 января 2021 года: что будет в храме?

Четвертый из 7-ми детей священника Орловской губернии был очень слабым в детстве, но прилежно учился. Сразу после окончания семинарии в 19 лет пострижен в монашество и вскоре рукоположен. В 23 года он уже был ректором семинарии и игуменом, а через 2 года — архимандритом и ректором-основателем Оренбургской семинарии.

Святой почитается в соборе Ростово-Ярославских, Брянских, Рязанских, Сибирских, Липецких святых и Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах.

Читать житие

До ректорства в Тобольске в 1810 году архимандрит Филарет был несправедливо гоним своими епархиальными епископами. Известный композитор П. Турчанинов по поводу жалобы епископа Орловского Досифея Петербургскому митрополиту Амвросию на архимандрита Филарета говорил: "Когда я прочитал это письмо, то ужаснулся и невольно заплакал. Ибо, зная коротко отца Филарета, беспорочность его жизни и доброту его характера, я увидел в письме только клевету. Большие испытания отец Филарет претерпел и в Уфе от местного епископа, так что даже голодные семинаристы сами начинали плакать вместе с ректором, невинность которого узнали и которого горячо любили. Епископ Уфимский Августин совершил даже два обыска в квартире отца Филарета и конфисковал его имение".

По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова), 15 февраля 1814 года архимандрит Филарет был назначен инспектором академии. И вскоре удостоен степени доктора богословия, причем не за научные труды, а за безукоризненный образ жизни. В этом же году Филарет был переведен в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию.

Чтобы лучше следить за состоянием всех духовных учебных заведений, митрополит Филарет требовал предоставления ему еженедельно подробного отчета о положении дел в каждом учебном заведении. Эти отчеты должны были лично представлять сами руководители учебных заведений - путем обмена мнениями избиралось лучшее и предлагалось другим для руководства.

13 августа 1841 года принял постриг в схиму. Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосеевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вел себя, как самый простой инок.

Нищие были постоянными посетителями его дома, так что даже келейники смущались этим перед знатными гостями митрополита, а он только радовался. Его нищелюбие вошло в пословицу и называли его не иначе, как "Филаретом Милостивым".

Никогда не пропускал слушание литургии, а последние три года ежедневно причащался. Современники говорили о нем: "Мы знали его, как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников".

23 октября 1994 года в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры братия, по благословению митрополита Киевского Владимира и под руководством наместника обители архимандрита Павла, обрела нетленные мощи святителя Филарета и перенесла в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя святителя Филарета (Амфитеатрова) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Свернуть

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Михаил Киселев (21 октября 1855 — 3 января 1918)

В ночь на 2 января 1919 года 62-летний протоиерей Михаил был схвачен и уведен отступающими бандами Красной армии. Требовали «уплаты контрибуции за жизнь» в 10 тысяч рублей и семья отдала все сбережения - 4 тысячи рублей. Но это не помогло. Когда белые захватили завод, то сразу начали поиски священника. На пятые сутки около завода под снегом на лугу нашли тело отца Михаила и 18 шомпольных ран на нем.

Читать житие

Родился в семье священника, окончил Пермскую духовную семинарию и с 1 сентября 1877 года по 5 ноября 1885 года являлся учителем и законоучителем в народных училищах Чердынского уезда. 17 ноября 1885 года рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Николаевской церкви села Кыласово Кунгурского уезда.

27 апреля 1890 года по собственному желанию переведен к церкви Майкорского завода Соликамского уезда, 26 августа 1896 года утвержден в должности благочинного II Соликамского округа.

Протоиерей Михаил служил настоятелем Богоявленской церкви в поселке Майкор больше 28 лет и снискал всеобщее уважение и любовь прихожан. Многие из них умоляли его скрыться на время отступления красных, но он остался и принял мученическую кончину. Хоронили его при громадном стечении народа в общей могиле в церковной ограде.

Свернуть

Священномученик Сергий Цветков (5 октября 1884 — 3 января 1938)

Уникальна семья диакона Сергея: отец его тоже служил диаконом, но сильно выпивал, а старший брат, протодиакон Николай, вел жизнь настолько святую, что его начали почитать задолго до мученической кончины. Оба брата не отреклись от веры после революции и погибли по приговору безбожной власти в 1937.

Читать житие

Священномученик Сергий родился в семье диакона Иоанна в селе Белая Колпь Волоколамского уезда Московской губернии.

Три года учился в Вифанской Духовной семинарии, но в 1904 году подал прошение об увольнении. В 1911 году он был рукоположен во диакона ко храму Иоанна Предтечи в селе Ярополец Волоколамского уезда, в котором и прослужил до закрытия. С 1936 до ареста в 1937 служил в Казанском храме того же села.

Воскресенье, 3 января 2021 года: что будет в храме?
Храм Иоанна Предтечи в селе Ярополец

13-25 ноября были допрошены дежурные свидетели – жители Яропольца. Они показали, что диакон Сергий имеет тесную связь со своим братом протодиаконом Николаем (прославлен в лике святых, память 15/28 сентября), который среди народа почитается как святой человек, его посещает много народа и бывают исцеления. До сих пор многие приезжают к диакону Сергию, прося помощи и спрашивая о местонахождении брата.

25 ноября 1937 года диакон Сергий был арестован, причем ему ставилось в вину, что он является родным братом почитаемого народом за праведность жизни протодиакона Николая Цветкова. 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Сергия к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 29 декабря он прибыл в распределитель Сиблага, а 2 января 1938 года – в его Мариинское отделение, откуда он сразу же послал родным письмо с просьбой прислать ему посылку. Через три месяца посылка возвратилась обратно, а супруга получила письмо от заключенного священника, который писал, что отвез отца Сергия едва живым в больницу.

Диакон Сергий Цветков скончался на следующий день по прибытии в лагерь, 3 января 1938 года, и был погребен в безвестной могиле.

Свернуть

Священномученик Никита (Прибытков) (6 декабря 1859 — 3 января 1938)

Воскресенье, 3 января 2021 года: что будет в храме?

Епископ Никита почитается в соборе Алтайских и Тульских святых.

Рассказ о священнике Николае, принявшем постриг в 1918 году и претерпевшим преследования от безбожной власти вплоть до расстрела в лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь, слушайте на радио «Вера».

Священномученик Леонтий Строцюк (1878 — 3 января 1940)

11 лет служил диаконом в Троицком храме родного села Сагрынь в Люблинской губернии до 1918 года, когда был переведен в Московскую епархию и определен в Казанскую церковь в селе Коломенское (ныне — Москва). Здесь он прослужил почти 20 лет - до ареста в конце 1937 года. Именно в этом храме сегодня хранится чудотворная икона Божией Матери “Державная”, о которой с большой любовью написал почивший в 2020 году настоятель Елоховского Богоявленского собора протоиерей Александр (Агейкин).

Читать житие

25 ноября 1937 года в Садовниковском сельсовете по требованию НКВД выдали справку. В ней было написано, что диакон Леонтий: «является организатором всех верующих сельсовета, со своей стороны считаем, что он не советский человек и своей агитацией мешает проводить все кампании на селе». 25 и 26 ноября следователи допросили свидетелей, которые подписали необходимые показания.

1 декабря власти арестовали благочинного протоиерея Валентина Кострова, заштатного священника Петра Успенского и диакона Леонтия Строцюка, заключив их в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день после ареста диакон Леонтий был допрошен.

— Какие у вас взаимоотношения с гражданами, проживающими в селах Коломенском и Садовниках?

— Взаимоотношения с гражданами, проживающими в селах Коломенском и Садовниках, нормальные, ссор и личных счетов ни с кем не имел и не имею.

— Вы обвиняетесь в том, что совместно с Костровым и Успенским вели активную контрреволюционную деятельность. Дайте показания.

— Никакой антисоветской деятельности я не вел.

— Следствие вам не верит. Вы лжете и не даете правдивых показаний.

— Я следствию даю правдивые показания.

— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

— Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю.

На этом допросы были закончены. 3 декабря дело было передано на рассмотрение тройки НКВД, которая 7 декабря 1937 года приговорила диакона Леонтия Строцюка к 10 годам заключения. Этапом он был отправлен в Амурлаг Амурской области.

8 апреля 1939 года отец Леонтий подал заявление, в котором просил пересмотреть его дело, потому что никакого преступления он не совершал. Поскольку разбирательство шло долго, отец Леонтий 27 октября 1939 года подал еще одно заявление. В это время он уже находился в лазарете Малая Нюкжа первого отделения Амурлага.

Были передопрошены свидетели, а также вызваны на допрос другие. Все они подтвердили, что отец Леонтий высказывался в защиту Церкви, был недоволен закрытием храмов и поруганием святынь. Новых решений по его делу не приняли.

Диакон Леонтий Строцюк скончался 3 января 1941 года в Бамлаге НКВД в Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

Свернуть

Особенности православного богослужения

В последние дни Рождественского поста, начиная с 2 января, стоит посвятить подготовке к празднику. Тем более что пост в эти дни становится строже, а в храме звучат тропари, кондаки и стихиры Рождества.

Предлагаем вам 7 самых известных и характерных песнопений Рождества, с которыми стоит познакомиться накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 1 — 25

Читать отрывок

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. 18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23 "се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
 и нарекут имя Ему Еммануил,
  что значит: с нами Бог." 24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Свернуть

Комментирует священник Павел (Великанов)

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17 — 23

Читать отрывок

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:Блаженны нищие духом,
 ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне,
 ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне,
 ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Свернуть

Комментирует священник Антоний (Борисов)

Апостольское чтение:

Послание Апостола Павла к евреям, глава 11, стихи 9 — 10, 17 — 23 и 32 — 40

Читать отрывок

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: "в Исааке наречется тебе семя". 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. 20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. 21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. 22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. 23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Свернуть

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Послание Апостола Павла к евреям, глава 7, стих 26 — глава 8, стих 2

Читать отрывок

26 Вот такой Первосвященник и нужен был нам — святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес. 27 Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя. 28 Ведь Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное Слово Бога, данное после Закона, поставило Первосвященником Сына, ставшего совершенным навеки.

1 Вот суть наших слов: у нас такой Первосвященник, который воссел по правую руку Престола Величия в небесах 2 и священнодействует в небесном святилище, в том истинном Шатре, что поставлен Господом, а не человеком.

Свернуть

Комментирует священник Стефан (Домусчи)


В предпраздничные дни и тем более в сам праздник бывает особенно обидно заболеть. В наше неспокойное время многие остаются на самоизоляции, ухаживают за заболевшими родственниками и не могут приехать в храм. В отличие от 20 предыдущих веков у нас есть возможность слушать литургию и даже смотреть трансляцию богослужения, оставаясь дома. К новой реальности возникает масса вопросов, основной из которых - как молиться дома? Отвечает священник Максим Первозванский.

Редакция «Фомы» желает вам доброго здоровья и воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: