Неделя Всех святых, воскресенье, 15 июня 2025 года: что будет в храме?
В первую неделю по Пятидесятнице Церковь празднует Собор всех святых. Каждый крещеный человек может отметить именины в этот день, поскольку имеет своего небесного покровителя из числа прославленных Церковью святых.
Пятнадцатого июня мы вспоминаем святителя Никифора, патриарха Константинопольского, великомученика Иоанна Нового, священномученика Пофúна Лионского и с ним пострадавших, мученицу Бландúну и мученика Пóнтика Лионских, а также обрéтение мощей мученицы Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской. Традиционно в праздник Всех святых чествуются иконы Божией Матери «Нерушимая Стена», «Умягчение злых сердец» и Киево-Братская.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 15 июня.
Воскресенье, 15 июня 2025 года, Всех святых
Первый воскресный день после праздника Святой Троицы Церковь посвятила памяти святых, в разное время и различными подвигами угодивших Богу. Установление торжества датируется концом IV века. Практически сразу праздник стал отмечаться через неделю после Пятидесятницы. Тесная связь этих событий в том, что святость возможна только по благодати Святого Духа, данной людям в день Пятидесятницы.
Подробнее о самых почитаемых в Православной Церкви святых читайте в наших материалах:
- Святитель Николай Чудотворец
- Преподобный Сергий Радонежский
- Преподобный Серафим Саровский
- Святитель Спиридон Тримифунтский
- Блаженная Матрона Московская
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 8
С высоты снизшел еси, Благоутробне,/ погребение приял еси тридневное,/ да нас свободиши страстей,// Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.
Перевод: С высоты сошел Ты, Милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, — жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!
Собору всех святых
Тропарь Собору всех святых, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми Церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй,// и душам нашим велию милость.
Перевод: Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»
Кондак Собору всех святых, глас 8
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики./ Тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою,// жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы Церковь Твою — Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
Молитва Собору всех святых
О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Величание Собору всех святых
Величаем вас,/ апостоли, мученицы и пророцы и вси святии,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.
Паремии на вечерне
На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу, которые святые имеют у Бога:
Чтение из пророка Исаии, глава 43, стихи 9–14:
Тако глаголет Господь: вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них. Кто возвестит сия? или яже от начала, кто слышана сотворит вам? Да приведут свидетели своя, и оправдятся, и да услышат, и да рекут истину. Будите Ми свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок, Егоже избрах: да познаете, и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь: прежде мене не бысть ин Бог, и по мне не будет. Аз есмь Бог, и несть разве мене спасаяй. Аз возвестих и спасох, уничижих, и не бе в вас чуждий. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог, и еще от начала Аз есмь, и несть от рук Моих избавляяй: сотворю, и кто отвратит то? Сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас, Святый Израилев.
Перевод:
Так говорит Господь: Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!» А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святой Израилев.
Премудрости Соломона чтение, глава 3, стихи 1–9
Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение: они же суть в мире. Ибо, пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено: и в мале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют, и яко искры по стеблию потекут. Судят языком и обладают людьми, и воцарится в них Господь во веки. Надеющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему, яко благодать и милость в преподобных его и посещение во избранных Его.
Перевод:
А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
Премудрости Соломона чтение, глава 5, стихи 15–24, глава 6, стихи 1–3
Праведницы же во веки живут, и во Господе мзда их, и попечение их у Вышняго. Сего ради приимут царствие благолепия и венец доброты от руки Господни: яко десницею покрыет их и мышцею защитит их. Приимет всеоружие рвение Свое и вооружит тварь в месть врагом, облечется в броня правды и возложит шлем суд нелицемерен, приимет щит непобедимый преподобие, поострит же напрасный гнев во оружие: споборет же с Ним мир на безумныя. Пойдут праволучныя стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков, на намерение полетят. И от каменометныя ярости исполнь падут грады. Вознегодует на них вода морская, реки же потопят я нагло. Сопротив станет им дух силы и яко вихор развеет их: и опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных. Слышите убо, царие, и разумейте, навыкните, судии концев земли. Внушите, держащии множества и гордящиися о народех язык. Яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго.
Перевод:
А праведники живут вовеки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею. Он возьмет всеоружие — ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню — в правду, и возложит на себя шлем — нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит — святость; строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев. Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И как из каменометного орудия, с яростью посыплется град; вознегодует на них вода морская и реки свирепо потопят их; восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их. Так беззаконие опустошит всю землю, и злодеяние ниспровергнет престолы сильных. Итак, слушайте цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся перед народами! От Господа дана нам держава, и сила — от Вышнего.
Стихиры на вечернем богослужении
На вечернем богослужении прозвучат следующие стихиры:
Духовнии ветии, ученицы Спасовы,/ Духу органи бывше верою,/ разсеяшася в концы земли,/ честное проповедание православне сеюще:/ от нихже прозябоша божественным земледелием,/ и благодатию мученик воинства,/ Страсть честную образующа, / многообразными раздроблений ранами и огнем,// и со дерзновением молятся о душах наших.
Перевод:
Духовные витии, ученики Спасителя, ставшие органами Духа верою, рассеялись по концам земли, священную проповедь православно сея; от них и произросли божественным возделыванием и благодатию мучеников воинства, Христовы страдания священные изображающие многообразными ранами от истязаний и огнем, и со дерзновением ходатайствуют о душах наших.
Огнем воспаляеми Господни любве,/ огня презреша,/ и, яко божественное углие возжигаеми, честнии мученицы во Христе,/ попалиша хврастное лести шатание:/ зверей же заградиша уста честным призыванием,/ и, во главы усекаеми,/ посекоша врага вся ополчения,/ и кровей проливающе потоки терпеливно,// Церковь напоиша верою просвещаему.
Перевод:
Огнем разгораясь Господней любви, огонь презрели, священные мученики, и, как божественные угли воспламеняясь, во Христе попалили, как хворост, надменный обман; и заградили пасти зверей мудрыми к Богу воззваниями; и, главы преклоняя под меч, / посекли все ополчения врага; и, потоки крови проливая терпеливо, Церковь напоили, верою просвещаемую.
Со зверьми бравшеся, биеми мечем,/ ноготьми растерзаеми, руками отъемлеми,/ и мучими твердии мученицы,/ и огнем вещественным нещадно палими,/ и прободаеми, и составы ссецаеми,/ претерпеша твердейше:/ упокоение предвидеша будущее,/ и нетленныя венцы, и славу Христа,// Емуже со дерзновением молятся о душах наших.
Перевод:
Со зверями сражаясь, поражаемые мечом, когтями терзаемые, рук лишаемые и истязаемые, непреклонные мученики, и огнем вещественным беспощадно опаляемые, и пронзаемые, и по суставам рассекаемые, все претерпели со всею твердостью, удел предвидя будущий, и нетленные венцы, и славу Христа, / пред Которым со дерзновением ходатайствуют о душах наших.
Во всех концех страдавшия верно/ / апостолы, мученики,/ священники богомудрыя,/ честных жен священное стекание/ священными песньми по долгу восхвалим,/ яко соединишася Небесным земнии,/ и страстьми безстрастие благодатию Христовою прияша,/ и ныне яко звезды светлыя озаряюще нас,// со дерзновением молятся о душах наших.
Перевод:
Во всех концах земли подвизавшихся с верою: апостолов, мучеников, священников богомудрых, благоговейных жен священное собрание священными песнями, как должно, восхвалим: ибо они, земные, с небесными соединились и страданиями бесстрастие по благодати Христовой получили; и ныне, как звезды неподвижные озаряя нас, со дерзновением ходатайствуют о душах наших.
Чтение Евангелия
Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 32–33, 37–38, глава 19, стихи 27–30
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Апостольское чтение
Послание апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 33–40, глава 12, стихи 1–2
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
(...) которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
жены получали умерших своих воскресшими;
иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Традиции праздника
На праздник Всех святых приходится заговенье — последний скоромный день перед Петровым постом. Этот пост наименее строгий из всех четырех многодневных постов церковного года. Он заканчивается накануне праздника апостолов Петра и Павла, поэтому и называется Петров (или Апостольский).
В 2025 году Петров пост начинается 16 июня, а завершится 11 июля.
Отметим, что церковная традиция праздновать Собор всех святых не имеет ничего общего с Хеллоуином. Подробнее об этом читайте в нашем материале.
День памяти святых
Мученица Бландина и мученик Понтик Лионские (177)

Житие одной из святых покровительниц Франции слушайте на радио «Вера».
Священномученик Пофин, епископ Лионский, и с ним пострадавшие (177)

Краткий рассказ о подвиге главы христиан Лиона слушайте на радио «Вера».
Святитель Никифор, патриарх Константинопольский (828)

Икона. 17 в. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Рассказ о подвижнике — защитнике иконопочитания слушайте на радио «Вера».
Великомученик Иоанн Новый, Сочавский (1330–1340)

Православный христианин, греческий купец и благотворитель, отказался предать свою веру. Слушайте житие святого Иоанна на радио «Вера».
Обретение мощей мученицы Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской (1819)

Житие целомудренной и верной жены князя слушайте на радио «Вера».
Иконы Пресвятой Богородицы
«Нерушимая Стена»

Икона очень большого размера в технике мозаики находится в Киеве, на стене над горним местом главного алтаря Софийского собора. Названа она «Нерушимой Стеной», потому что несколько веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно были разрушены.
«Умягчение злых сердец» (Семистрельная)

Обращенный ликом вниз образ долгое время принимали за доску на лестнице колокольни. Однажды некоему парализованному человеку явилась Божия Матерь, сказавшая, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. После молебна больной исцелился. Иконе не менее 600 лет, особенно прославилась она в 1830 году во время холеры в Вологде.
Известна мироточивая икона «Умягчение злых сердец» из московской деревни Бачурино.
Киево-Братская (1654)

radiovera.ru
Рассказ о чудотворной иконе Божьей Матери, которую считают покровительницей Киева, слушайте на радио «Вера».
Редакция «Фомы» поздравляет всех читателей с именинами!