Мы говорили в прошлый раз об одном странном и даже скандальном эпизоде в книге Бытия — о несостоявшемся жертвоприношении, когда Авраам был готов по велению Бога убить собственного сына Исаака. Но если посмотреть на внука Авраама по имени Иаков — вся его жизнь состоит из скандальных эпизодов.
Он был одним из двух близнецов, его брата звали Исав и тот считался старшим — ведь даже из близнецов кто-то появляется первым. Шли годы, дети росли, и вот однажды охотник Исав вернулся домой голодным и увидел, что его брат-домосед сварил чечевичную похлебку. Но хитрый Иаков предложил необычную плату за миску похлебки: права первородства. Исава это не слишком-то заботило, он легко отказался от будущих прав ради вкусного обеда.
Впрочем, сделка сделкой, а реальные права на это первородство еще следовало получить от отца — Исаака. К тому времени он уже состарился и ослеп. Однажды он решил передать старшему сыну, Исаву, свое благословение (тогда это было не просто благопожелание, а введение в наследство, включая и особое избранничество).
Отец приказал Исаву отправиться на охоту и приготовить ему любимое кушанье из дичи. В те времена люди не стыдились признавать, насколько они зависят от пищеварения: вот поест он вкусного, и тогда благословит сына от души.
В ход событий вмешалась мать близнецов Ревекка, которая благоволила младшему сыну. Она сама приготовила кушанье из домашнего козленка, переодела Иакова в одежды Исава и обернула его руки козлиной шкурой — ведь у Иакова, в отличие от Исава, кожа была без волос. Старик Исаак от души поел козлятины и охотно поверил, что перед ним — старший сын, и передал ему всё, в том числе и главенство над братом. Когда обман раскрылся, Исааку только оставалось пожелать Исаву «жить мечом своим» и добывать пропитание «от росы небесной». От Исава, согласно Библии, произошел народ, родственный евреям — эдомитяне или идумеи, которые жили в основном на территории нынешней Иордании.
Но это лишь самое начало истории: купленному и подтвержденному праву первородства еще предстояло воплотиться в жизнь. Наступили последние дни Исаака, отца близнецов. Иакову нужно бежать, ведь обиженный брат не оставит его в живых после смерти отца! Но, с другой стороны, сам Исаак перед смертью послал его в далекий путь, чтобы он нашел себе невесту в родной земле своего деда Авраама. Кровь местных жителей, погрязших в пороках и суевериях, не должна течь в жилах его потомков. Еще не раз в истории Иакова проявится это «двойное объяснение»: он действует, с одной стороны, по человеческим расчетам, а с другой — по воле Божьей.
Иаков прибыл в Месопотамию, в край, откуда происходила его мать Ревекка: раб Авраама некогда встретил ее у колодца и после сватовства увез к своему господину. Точно так же нашел свою будущую жену и Иаков, когда прекрасная Рахиль пригнала на водопой свое стадо. Но на сей раз всё оказалось намного сложнее. Лавану, отцу Рахили, совершенно не хотелось отдавать дочку нищему беглецу, и он заставил Иакова поработать пастухом. Библия говорит об этом так: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».
Когда настал день свадьбы, лицо молчаливой невесты было по обычаю скрыто покрывалом, а в шатре у новобрачных темно... Следующим утром изумленный Иаков обнаружил рядом с собой вовсе не Рахиль, а ее старшую сестру Лию! Лаван не захотел выдавать младшую дочь вперед старшей. Так хитрец Иаков, занявший место брата, сам стал жертвой подобного обмана. Интересно, вспомнил ли он тогда об отце и брате? А за любимую Рахиль предстояло ему отработать еще семь лет.
Но и после этих лет Иаков не расстался с Лаваном. Он стал работать у него за часть скота: пестрые и крапчатые животные в стаде отныне считались его собственностью в уплату за труд. Доля Иакова росла, в ней были самые лучшие козы и овцы... И вновь мы видим двойное объяснение: Иакова благословил Господь, а с другой стороны, он применял какие-то особые приемы селекции. Библия описывает это очень наивно: когда спаривался хороший скот, Иаков клал перед его глазами пестрые прутья, и приплод тоже получался пестрым. О генетике люди тогда еще ничего не знали.
Становилось ясно: с Лаваном им теперь будет трудно поладить. И вновь Иаков решил бежать от более сильного родственника, а с другой стороны — он услышал призыв Господа вернуться в родную землю. Теперь Иаков со всей своей семьей приближался к Ханаану, земле, которую Бог обещал ему и его потомкам. Он бежал оттуда с пустыми руками, теперь возвращается с женами, детьми, слугами и множеством скота — но не отомстит ли ему обиженный брат? Иаков в смятении. Восточной границей обетованной земли, Ханаана, тогда служил небольшой ручей. Иаков переправил людей и скот, наступала ночь, он был на берегу один...
«И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся бедра его и повредил состав бедра у Иакова». И тут между ними разыгрался удивительный диалог. Таинственный Незнакомец сказал: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» — ответил Иаков. Незнакомец спросил у Иакова его имя, а потом сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Имя Израиль действительно созвучно словам «бороться с Богом» на древнееврейском.
Но неужели Иаков действительно боролся с Богом? Думать так, казалось бы, значит низводить Бога до уровня простого человека. Праведник боролся с ангелом, считают некоторые, наверное — с ангелом-хранителем Исава, который не хотел впускать его в Ханаан (хотя и такая версия не слишком почтительна по отношению к ангелам). А может быть, этими словами изображена борьба двух начал в душе самого Иакова...
Наверное, мы вполне можем доверять слову Писания: Иаков действительно боролся с Богом. Так что же, Бог признал себя побежденным? Но ведь и родители, играя с детьми, могут поддаться им. Странно было бы видеть отца-тяжеловеса, который всерьез сражается со своим малышом...
Но что означает этот поединок? Действительно, с самого своего рождения и до сих пор Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, а для верующего человека это значит — с Богом. Бог постоянно подтверждал, что остается на его стороне, но ставил новые задачи и препятствия. Наверное, так и мудрый родитель напоминает ребенку, что он рядом и готов помочь, но в то же время дает и ребенку время и место приложить свои усилия. Богоборчество Иакова — не атеизм, не отрицание Бога, а форма диалога, в которой человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге они приходят к согласию. Это общение между двумя личностями, Богом и человеком, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор. И, кажется, Богу это нравится больше, чем почтительное безразличие.
Зачем же были все эти хитрости и обманы? Да просто так получилось, Иаков ведь очень торопился. Он не был идеальным человеком, как и прочие патриархи, как и мы сами. Но если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к нему. Да и как знать, может, если бы Иаков не хитрил, этот путь оказался бы намного короче?