Вопрос читателя:

Здравствуйте! У меня возник такой вопрос, разъясните мне его. Смотрел православный канал "Союз", там священник сказал о том, что Иосиф помогал принимать роды у Пресвятой Богородицы.

Я, когда это услышал, то недоумевал. Стал перечитывать Евангелие, где ангел неоднократно называл Деву женой Иосифа, где также написано, что он принял Её и не знал Её.

И вот такой момент ещё заставляет меня задуматься: они же, как повествует Евангелие, обручились, значит, обменялись кольцами обручальными, ведь нельзя же просто так прикрыться неправдой, особенно в случае Богородицы, ведь получается, что Иосиф муж Её, хоть и такой. Об этом говорит и сама Пресвятая Богородица, когда искала вместе с Иосифом Иисуса Христа: "Чадо! что ты сделал с нами? Вот,отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя." Ведь Она же не сказала просто "Иосиф и Я", а сказала "отец Твой". Получается, что Она признавала Иосифа за своего мужа?

Похоронила Она его в своей усыпальнице, вместе со своими родителями. Не похоронили же Иосифа его дети вместе со своей матерью. Объясните мне.

Алексей

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

Здравствуйте, Алексей! Да, конечно, Мария признавала Иосифа мужем. В Евангелии ведь прямо сказано, что они были обручены.

Только имейте в виду, что заключение брака на Ближнем Востоке тогда и наше христианское венчание – это разные вещи! Венчание – Таинство. Обручение тогда – заключение договора, по которому мужчина и женщина (юноша и девушка) будут мужем и женой. Жених уплачивал за невесту выкуп и с этого момента считалось, что они будут мужем и женой только друг для друга. В еврейском обществе от обручения до начала совместной жизни могло пройти около года, но главное, что ни с кем другим вступить в брак ни он, ни она уже не имели права, то есть считались мужем и женой. Для официального объявления помолвки, помимо взаимного согласия, требовались два свидетеля, а также заявление жениха (по римскому обычаю достаточно было лишь согласия сторон).

В римском обществе при обручении обменивались кольцами, но об их использовании палестинскими евреями в этот период ничего неизвестно. И, как мы и читаем в Евангелии, когда обручение состоялось (то есть был заключен договор, но совместная жизнь еще не началась), оказалось, что Мария имеет во чреве от Духа Святого. А дальше все написано в Евангелии.

То, что Иосиф помогал Марии в родах, в Евангелии не написано. Вероятно, это часть Предания или догадка батюшки, который вел передачу, но догадка очень логичная: вряд ли Иосиф мог оставить Марию одну в такой непростой ситуации, тем более, что он мог и уметь принимать роды (это уже моя догадка).

Коротко говоря, если бы Мария родила Младенца, будучи одна, не в браке, Ее бы посчитали прелюбодейкой. А за это могли насмерть забить камнями. Чтобы такого не случилось и до поры до времени не искушать людей, был заключен этот брачный договор, Мария жила в доме Иосифа, и Иосиф, как свидетель, знал, что Она была невинна, что зачала от Духа Святого, и взял на себя до времени житейские попечения о Марии и Ребенке.

Приведу слова толкователей Священного Писания. Вот что пишет преподобный Ефрем Сирин:

«А что Мария прежде была обручена и приняла имя своего мужа, а потом зачала во чреве, то это произошло ради преемства царей, так как невозможно было, чтобы младенец вписывался в родословную по имени своей матери; по тому же основанию Сын Давида приписан был к царям. Или сие произошло ради коварных людей, которые стали бы возводить на Марию клевету прелюбодеяния, потому Она дана была мужу кроткому, который удержал Ее, когда Она оказалась непраздной, и не изгнал из дома, когда родила, но жительствовал с Ней и оказался добровольным союзником подверженной клеветам. Он был свидетелем за Марию перед всеми, что Сын Ее явился не по любодеянию, но зачат был силой Духа».

Филипп де Шампень - Сон святого Иосифа
Филипп де Шампень - Сон святого Иосифа

А вот что говорит блаженный Иероним Стридонский: «Прилежный читатель станет допытываться и скажет: "Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?" Такому мы прежде всего ответим, что обычаю Писаний не свойственно, чтобы в родословие вводился ряд женщин. Затем, Иосиф и Мария были от одного колена, поэтому согласно предписанию закона он должен был принять ее как близкую родственницу и быть записанным вместе с ней в Вифлееме, потому что они были происходящими из одного и того же колена. Почему Он зачинается не просто от Девы, но от обрученной мужу? Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы. Только Иосифом, а не другим кем-либо она найдена была имеющей во чреве; он, конечно, по праву законного супруга, знал все, что касается его будущей жены. Когда же говорится: Прежде чем они сошлись, то из этого не следует, что они сошлись потом: Священное писание показывает здесь на то, чего не было»

О то, что Мария назвала Иосифа отцом, толкователь Писания епископ Михаил (Лузин) говорит следующее:

«Отец Твой: не иначе могла назвать в этом случае Мария Иосифа, чтобы не открыть тайны рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не ведавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности и не был таковым».

Такое же мнение высказывают святители Феофилакт Болгарский и Филарет Московский.

Иллюстрация: Филипп де Шампань: Бракосочетание Девы Марии

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: