Дева Мария считала Иосифа мужем? - Православный журнал «Фома»
Дева Мария считала Иосифа мужем?
Филипп де Шампань: Бракосочетание Девы Марии

Дева Мария считала Иосифа мужем?

4 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте! У меня возник такой вопрос, разъясните мне его. Смотрел православный канал "Союз", там священник сказал о том, что Иосиф помогал принимать роды у Пресвятой Богородицы.

Я, когда это услышал, то недоумевал. Стал перечитывать Евангелие, где ангел неоднократно называл Деву женой Иосифа, где также написано, что он принял Её и не знал Её.

И вот такой момент ещё заставляет меня задуматься: они же, как повествует Евангелие, обручились, значит, обменялись кольцами обручальными, ведь нельзя же просто так прикрыться неправдой, особенно в случае Богородицы, ведь получается, что Иосиф муж Её, хоть и такой. Об этом говорит и сама Пресвятая Богородица, когда искала вместе с Иосифом Иисуса Христа: "Чадо! что ты сделал с нами? Вот,отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя." Ведь Она же не сказала просто "Иосиф и Я", а сказала "отец Твой". Получается, что Она признавала Иосифа за своего мужа?

Похоронила Она его в своей усыпальнице, вместе со своими родителями. Не похоронили же Иосифа его дети вместе со своей матерью. Объясните мне.

Алексей

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

Здравствуйте, Алексей! Да, конечно, Мария признавала Иосифа мужем. В Евангелии ведь прямо сказано, что они были обручены.

Только имейте в виду, что заключение брака на Ближнем Востоке тогда и наше христианское венчание – это разные вещи! Венчание – Таинство. Обручение тогда – заключение договора, по которому мужчина и женщина (юноша и девушка) будут мужем и женой. Жених уплачивал за невесту выкуп и с этого момента считалось, что они будут мужем и женой только друг для друга. В еврейском обществе от обручения до начала совместной жизни могло пройти около года, но главное, что ни с кем другим вступить в брак ни он, ни она уже не имели права, то есть считались мужем и женой. Для официального объявления помолвки, помимо взаимного согласия, требовались два свидетеля, а также заявление жениха (по римскому обычаю достаточно было лишь согласия сторон).

В римском обществе при обручении обменивались кольцами, но об их использовании палестинскими евреями в этот период ничего неизвестно. И, как мы и читаем в Евангелии, когда обручение состоялось (то есть был заключен договор, но совместная жизнь еще не началась), оказалось, что Мария имеет во чреве от Духа Святого. А дальше все написано в Евангелии.

То, что Иосиф помогал Марии в родах, в Евангелии не написано. Вероятно, это часть Предания или догадка батюшки, который вел передачу, но догадка очень логичная: вряд ли Иосиф мог оставить Марию одну в такой непростой ситуации, тем более, что он мог и уметь принимать роды (это уже моя догадка).

Коротко говоря, если бы Мария родила Младенца, будучи одна, не в браке, Ее бы посчитали прелюбодейкой. А за это могли насмерть забить камнями. Чтобы такого не случилось и до поры до времени не искушать людей, был заключен этот брачный договор, Мария жила в доме Иосифа, и Иосиф, как свидетель, знал, что Она была невинна, что зачала от Духа Святого, и взял на себя до времени житейские попечения о Марии и Ребенке.

Приведу слова толкователей Священного Писания. Вот что пишет преподобный Ефрем Сирин:

«А что Мария прежде была обручена и приняла имя своего мужа, а потом зачала во чреве, то это произошло ради преемства царей, так как невозможно было, чтобы младенец вписывался в родословную по имени своей матери; по тому же основанию Сын Давида приписан был к царям. Или сие произошло ради коварных людей, которые стали бы возводить на Марию клевету прелюбодеяния, потому Она дана была мужу кроткому, который удержал Ее, когда Она оказалась непраздной, и не изгнал из дома, когда родила, но жительствовал с Ней и оказался добровольным союзником подверженной клеветам. Он был свидетелем за Марию перед всеми, что Сын Ее явился не по любодеянию, но зачат был силой Духа».

Филипп де Шампень - Сон святого Иосифа
Филипп де Шампень - Сон святого Иосифа

А вот что говорит блаженный Иероним Стридонский: «Прилежный читатель станет допытываться и скажет: "Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?" Такому мы прежде всего ответим, что обычаю Писаний не свойственно, чтобы в родословие вводился ряд женщин. Затем, Иосиф и Мария были от одного колена, поэтому согласно предписанию закона он должен был принять ее как близкую родственницу и быть записанным вместе с ней в Вифлееме, потому что они были происходящими из одного и того же колена. Почему Он зачинается не просто от Девы, но от обрученной мужу? Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы. Только Иосифом, а не другим кем-либо она найдена была имеющей во чреве; он, конечно, по праву законного супруга, знал все, что касается его будущей жены. Когда же говорится: Прежде чем они сошлись, то из этого не следует, что они сошлись потом: Священное писание показывает здесь на то, чего не было»

О то, что Мария назвала Иосифа отцом, толкователь Писания епископ Михаил (Лузин) говорит следующее:

«Отец Твой: не иначе могла назвать в этом случае Мария Иосифа, чтобы не открыть тайны рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не ведавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности и не был таковым».

Такое же мнение высказывают святители Феофилакт Болгарский и Филарет Московский.

Иллюстрация: Филипп де Шампань: Бракосочетание Девы Марии

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 4,95 из 5)
    Загрузка...
    18 марта 2016
    Поделиться:

      Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь