Воскресенье 26 февраля 2023 называется Прощеным. В этот день мы просим прощения и взаимно прощаем, а также обращаемся в молитве к преподобным Мартиниану Кесарийскому, Зое и Фотинии (Светлане), Евлогию Александрийскому, Симеону Мироточивому, а также святителю Серафиму Богучарскому (Соболеву). Собор святых Омской митрополии почитается Церковью 26 февраля. В последний день перед началом Великого поста совершается память новомучеников и исповедников российских: священномучеников Василия Триумфова, Гавриила Преображенского, Зосимы Трубачева, Николая Добролюбова, Василия Горбачева, Иоанна Покровского, Леонтия Гримальского, Владимира Покровского, Парфения Грузинова, Иоанна Калабухова, Иоанна Косинского, Михаила Попова, Евгения Никольского, а также преподобномучениц Анны Корнеевой, Веры Морозовой, Ирины Хвостовой и мученика Павла Соколова.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 26 февраля.
Воскресенье, 26 февраля 2023 года, Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания
В воскресенье 26 февраля в 2023 году Церковь напоминает нам о событиях изгнания Адама и Евы из рая. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным. В этот день принято испрашивать прощения друг у друга, а также самим прощать. Заговенье на Великий пост для тех, кто собирается его соблюдать, означает, что 26 февраля — последний день, когда разрешена непостная пища.
Подробнее о прощении читайте в наших материалах:
• Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому?
• У кого надо просить прощения в Прощеное воскресение?
• Как научить ребенка прощать?
День памяти святых
Преподобные Мартиниан Кесарийский (Палестинский), преподобные Зоя и Фотиния (Светлана) (V)
Краткий рассказ о святом Мартиниане, пример которого перевернул жизни двух молодых женщин Зои и Светланы, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Евлогий, архиепископ Александрийский (607–608)
Один из самых знаменитых, образованных и почитаемых епископов VI века, успешно боровшихся с ересями.
Преподобный Симеон Мироточивый (1200)
Рассказ об успешном царе, ставшем монахом, слушайте на радио «Вера».
Святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский (1881–1950)
В течение почти 30 лет, с 1921 года и до своей смерти, святитель Серафим являлся настоятелем русского прихода в Софии (Патриаршего подворья), объединявшего представителей первой волны русской эмиграции.
Святитель Серафим был канонизирован не так давно.
Собор святых Омской митрополии
Краткие рассказ о святых слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой были расстреляны священномученики Зосима Трубачев, Николай Добролюбов, Василий Горбачев, Иоанн Покровский, Леонтий Гримальский, Владимир Покровский, Парфений Грузинов, Иоанн Калабухов, Иоанн Косинский, Михаил Попов, Евгений Никольский, а также преподобномученицы Анна Корнеева, Вера Морозова, Ирина Хвостова и мученик Павел Соколов.
Священномученик Зосима Трубачев (1893 – 26 февраля 1938)
В 1928 году он провел последний пасхальный крестный ход в Иванове. Слушайте рассказ о священномученике Зосиме на радио «Вера».
Священномученик Николай Добролюбов (20 апреля 1875 – 26 февраля 1938)
Он решился стать священником уже в разгар гонений на Церковь. В 1921 году Николай Алексеевич был рукоположен во диакона к Иоанно-Богословской церкви на Бронной улице в Москве. С 1926 года он служил в храме великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот. В 1933 году диакон Николай был рукоположен во священника и направлен служить в Борисоглебский храм погоста Борисоглебский в Подольский район, где служил до своего ареста и расстрела.
Священномученик Василий Горбачев (4 апреля 1885 – 26 февраля 1938)
Отец Василий был арестован на праздник Сретения Господня вечером 15 февраля 1938 года. Священника после службы пригласили совершить требы в домах прихожан. Когда он вернулся домой, его уже ждали сотрудники НКВД, которые устроили обыск, но ничего не нашли, так как у священника только и было, что несколько книг богослужебных и с нотами церковных песнопений. Супруга предложила ему одеться для тюрьмы в светскую одежду, но отец Василий на это сказал: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь».
Перед рукоположением, на которое он решился в 1918 году, Василий Григорьевич подписал документ с перечнем своих обязательств перед Церковью, который он бережно хранил всю свою жизнь как памятку, стараясь во всем следовать обещанному. В документе, в частности, было записано: «Всякое священнодействие и молитвословие совершать по чиноположению церковному, с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан, а в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни без уважительной причины не опускать богослужений — не только литургий, но и прочих, положенных по уставу, служб; Божественную литургию совершать с приготовлением. Утверждать своих прихожан в истинах веры и благочестия и всеми способами содействовать обучению детей их сим истинам чрез преподавание Закона Божия под руководством священника. Дом свой правити, то есть воспитывать своих детей и содержать домашних своих, как то подобает служителю алтаря, и не давать их поведением поводов к соблазну прихожан, а также иметь попечение о вверенном мне клире, вдовах и сиротах. В святом алтаре и храме держать себя, как того требует святость места, внушая уважение к святыне и другим. В проходимом служении вести себя благочестно, достойно высокого своего звания, опасаясь, как бы не уронить оное или не причинить верующим соблазна своим недостойным поведением. Одежду носить только присвоенную духовному званию, скромную и приличную, волос и бороды не стричь, соблюдать установленные Православною Церковью посты, никаких зазорных поступков — нетрезвости, картежной игры, табакокурения, посещения театров, вымогательства и тому подобных — не допускать».
В 1923 году диакон Василий решил вернуться на родину в Саратовскую губернию, отчасти и потому, что хотел примириться с отцом, испросив у него прощение за то, что без его воли уехал из дома. Отец его, Григорий, остался недоволен сыном за то, что тот выбрал путь священнослужителя, который при безбожном правительстве был опасен и для него самого, и для его родственников, недоволен он остался и супругой сына, так как та была неискусна в крестьянском труде. Отец Василий уехал с семьей в Саратов и стал служить диаконом в Петропавловском кафедральном соборе.
В 1929 году началась коллективизация и связанный с нею голод, не первый уже в Поволжье; в это время усилились и гонения на Церковь, и если властям не удавалось сразу закрыть храм, то они требовали с него уплаты все больших и больших налогов. Повсюду вводились хлебные карточки, которые священнослужители и их семьи не получали, так что хлеб приходилось добывать, изыскивая иногда дополнительный заработок. Отец Василий, как крестьянский сын, наученный всему с детства, клал печи, крыл крыши, чинил часы. Однажды пришедший к нему в дом налоговый инспектор застал отца Василия за перетягиванием матраса. Заметив, с какой сноровкой диакон занимается этим делом, налоговый инспектор спросил, почему он в такое тяжелое время не бросит церковь да при таких руках не устроится на другую работу. Отец Василий ответил, что он посвятил себя церковному служению в соответствии со своими убеждениями и с этого пути никогда не сойдет.
Дети отца Василия рассказывали, что он отличался щедростью и милосердием и мирным устроением духа.
...15 февраля, уходя, он надел зимнюю рясу и скуфью и сказал супруге, чтобы она нигде его не искала, и если он будет жив, то подаст о себе весточку. Отец Василий был заключен в можайскую тюрьму и здесь сразу же допрошен.
— С кем вы поддерживаете связь? — спросил его следователь.
— Я лично прибыл в Большие Вяземы только в январе и не смог познакомиться ни с кем из граждан указанного прихода, в настоящее время связь ни с кем не поддерживаю, знаю только церковного старосту, ныне арестованного органами НКВД.
— Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против советского правительства. Требую от вас правдивого показания по предъявленному обвинению.
— В предъявленном обвинении в контрреволюционной деятельности и распространении клеветы в отношении советского правительства виновным себя не признаю.
На этом допросы были закончены. 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москву.
Священник Василий Горбачев был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Иоанн Покровский (1874 – 26 февраля 1938)
Вины своей в предъявленном обвинении в антисоветской агитации среди колхозников и в организации контрреволюционной группы в селе Чиркино отец Иоанн не признал:
— Никакой антисоветской агитации среди колхозников не было, я был лишь недоволен тем, что советская власть не разрешает ходить по приходу.
Преподобномученица Анна Корнеева (1880 – 26 февраля 1938)
— В начале декабря 1937 года вы говорили колхозникам села Чиркино, что скоро будет война, придет Гитлер и тогда православные крестьяне станут жить лучше.
— Разговоров о войне и о приходе Гитлера с моей стороны не было. Во время разговоров с колхозниками села Чиркино я говорила, что всякая власть от Бога. Это мною повторялось часто.
Священномученик Парфений Грузинов (30 января 1874 – 26 февраля 1938)
15 февраля 1938 года отец Парфений был арестован, заключен в тюрьму в городе Можайске и на следующий день допрошен. Рассказав о своей деятельности как церковно- и священнослужителя, отец Парфений добавил:
— Всего без перерыва прослужил в разных церквях тридцать семь лет.
— Скажите, с кем вы поддерживаете связи? – спросил следователь.
— Связи я ни с кем не поддерживаю, за исключением высшего духовенства и благочинного.
— Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против проводимых партией и советской властью мероприятий. Требую от вас правдивых показаний по предъявленному обвинению в контрреволюционной деятельности.
— В предъявленном мне обвинении в контрреволюционной деятельности и распространении клеветы относительно мероприятий, проводимых правительством, я виновным себя не признаю.
Этим допросом следствие было закончено, и 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Парфения к расстрелу.
Священномученик Владимир Покровский (6 июня 1871 – 26 февраля 1938)
Родился в семье священника Алексея Покровского в Москве. Окончив Духовную семинарию, Владимир Алексеевич в 1894 году был рукоположен во священника к Вознесенскому храму в селе Бурцево Верейского уезда Московской губернии, здесь он прослужил более сорока лет.
Священномученик Иоанн Калабухов (13 ноября 1873 – 26 февраля 1938)
Во время революции 1905 года Иван Лукич сочувствовал эсерам, но затем пересмотрел свои взгляды и в 1915 году поступил в храм псаломщиком, а вскоре начал учиться в семинарии. В 1917 году он принял сан, претерпел несколько заключений.
Священномученик Иоанн Косинский (12 апреля 1887 – 26 февраля 1938)
В декабре 1937 года милиционеры, бывшие когда-то учениками отца Иоанна, предупредили его об аресте и советовали на время куда-нибудь уехать. Отец Иоанн, поблагодарив за предупреждение, сказал, что ему, православному священнику и отцу семейства, не пристало бегать и прятаться, и никуда не поехал.
В начале 1938 года священники-осведомители, служившие в храмах в селе Салтыково и в селе Давыдово Бронницкого района, дали сотрудникам НКВД требуемые показания и затем, когда отец Иоанн был арестован, выступили в качестве лжесвидетелей, подписав приготовленные следствием протоколы. Своей вины отец Иоанн не признал.
Преподобномученица Вера Морозова (1870 – 26 февраля 1938)
Преподобномученица Вера родилась в Торжке Тверской губернии в семье портного Семена Морозова. Когда ей исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где подвизалась до его закрытия в начале двадцатых годов. После того как монастыря не стало, она вместе с другими послушницами и монахинями сняла комнату в доме на Тихвинской улице, где они стали жить, стараясь сохранять монастырский устав, а зарабатывали рукоделием. Послушница Вера работала санитаркой в туберкулезном институте.
Преподобномученица Ирина Хвостова (1882 – 26 февраля 1938)
Преподобномученица Ирина родилась в селе Агинтово Константиновской волости Сергиевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Хвостова. Окончив сельскую школу, она поступила в Новодевичий монастырь в Москве, в котором подвизалась и тогда, когда пришла безбожная советская власть и началось гонение на Русскую Православную Церковь и захват монастырских помещений. Покинув место своих иноческих подвигов в 1932 году, она поселилась в доме отца в родном селе.
Священномученик Леонтий Гримальский (10 июля 1869 – 26 февраля 1938)
Мученик Павел Соколов (1938) (3 марта 1892 – 26 февраля 1938)
Священномученик Михаил Попов (22 февраля 1872 – 26 февраля 1938)
Традиции богослужения Прощеного воскресенья
Прощеное воскресенье выделяется не только традицией примирения. В воскресный день 26 февраля многие верующие останутся после литургии в храме на чин прощения. Только раз в год накануне Великого поста в Церкви совершается эта необычная служба.
Богослужение до вечернего входа совершается священнослужителями в светлом облачении. После «Свете Тихий» поется великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». Затем закрывают царские врата, читают: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостное (темное).
В конце службы обычно произносит слово настоятель, после чего он испрашивает у верующих прощения. Затем все — священство и прихожане — с поклонами по очереди просят прощения друг у друга.
Это древняя монашеская традиция: тогда подвижники после чина прощения уходили в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Некоторые не возвращались, потому что не доживали. Поэтому при обряде взаимного прощения принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася...»
Особенности православного богослужения
Наступающая неделя после Прощеного воскресенья — первая седмица Великого поста, и, значит, литургия Преждеосвященных Даров совершается только в среду и пятницу. В другие дни недели, кроме субботы и воскресенья, литургия не совершается.
В первые четыре вечера Великого поста, с понедельника по четверг, в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Кондак Недели сыропустной
Премурости Наставниче, смысла Подателю,/ немудрых Наказателю, и нищих Защитителю,/ утверди, вразуми сердце мое, Владыко!/ Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/ се бо устне мои не возбраню,/ во еже звати Тебе:// Милостиве, помилуй мя падшаго.
Перевод: Премудрости наставник, разума Податель, Учитель неразумных и нищих Защитник, утверди, вразуми сердце мое, Владыка. Ты дай мне слово, Отчее Слово, — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: “Милостивый, помилуй меня, падшего!”
В прошлый раз в рассказе о всенощном бдении мы остановились на ектении. Сегодня мы завершаем разбор рассказом о молитве главопреклонения и отпусте.
В конце просительной ектинии диакон призывает верующих приклонить голову, то есть поклониться. В это время священник произносит молитву: «Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
Во время отпуста священник выходит из алтаря, обращается к Спасителю, Богородице, апостолам и святому храма и святым дня, а в конце поминаются всегда родители Божией Матери Иоаким и Анна:
«Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, (имена святых храма и дня), святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом последования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14–21
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к Римлянам, глава 13, стих 11 — глава 14, стих 4
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
В моменты глобальных потрясений, когда угрожает смерть, может возникнуть естественная потребность, порыв души всех простить и со всеми проститься. А раз в год, когда наступает Великий пост, бывает сложно искренне извиниться за «мелкие» обиды, недоразумения или непонимание. Причем прощать не абстрактных врагов или политиков (хотя некоторых понять и простить трудно, как никогда), а своих ближних, от которых мы терпим неприятности на работе, родных, пренебрегающих нами, непослушных детей, нарушающих договоренности партнеров, пропадающих в трудную минуту друзей. Прощеное воскресенье напоминает нам об этой потребности души, но и становится испытанием для того, кому трудно просить и прощать.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!