В двадцать второе воскресенье по Пятидесятнице празднуем Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Торжество было установлено постановлением Лаодикийского собора — примерно в 363 году.
Воскресенье, 21 ноября 2021 года, собор архистратига Михаила
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 21 ноября.
21 ноября на литургии мы обращаемся в молитве и к другим архангелам — Гавриилу, Рафаилу, Уриилу, Селафиилу, Иегудиилу, Варахиилу и Иеремиилу. В переводе их имена означают «сила Божия», «врачевание Божие», «свет Божий», «молитвенник Божий», «славящий Бога», «благословение Божие», «возвышение к Богу».
Слово «ангел» означает «вестник» — он защищает, учит и доносит до нас Божию волю. «Архангел» — это главный ангел, старший над другими.
Подробнее об архастратиге Михаиле и других ангельских силах читайте в наших материалах:
• Интересные факты об архистратиге Михаиле
• Архангел Михаил стал небесным покровителем российских следователей
Тропарь Небесным Чинам Бесплотным
Небеных вонств Архистратзи,/ моим вас прино мы недостонии,/ да вашми молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны пpипадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы вышних Сил.
Перевод: Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»
Кондак Небесным Чинам Бесплотным
Архистратизи Боии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/ полезное нам просите, и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.
Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы рассказали о том, что означает и как появилось в богослужении «Трисвятое». Сегодня мы продолжаем последовательно разбирать слова и действия литургии.
После «Трисвятого» диакон или чтец испрашивает благословение священника, выходит из алтаря на чтение отрывка из Апостольских посланий, посвященного этому дню. И перед чтением он возглашает прокимен — это стих из псалма, соответствующий значению праздника. Воскресенье 21 ноября посвящено Собору архангела Михаила, и на литургии прозвучит соответствующий прокимен.
Подробнее о том, что такое «прокимен» смотрите ролик нашего проекта «Я люблю церковнославянский».
Во время чтения Апостола диакон (если его нет, то священник) совершает каждение. Оно символизирует благодать Святого Духа, с которою ближайшие ученики (апостолы) проповедовали учение Спасителя. На каждение, как и на возглас священника: «Мир всем!» все, кто находится в храме, отвечают поклоном.
После чтения отрывка из апостольских посланий начинается подготовка к чтению Евангелия. Хор поет трижды «аллилуиа», чтец произносит особые стихи, а священник в алтаре обращается в молитве к Богу тайно — так, что прихожане эту молитву не слышат.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 41 — 56
41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.
Когда же Он шел, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. 45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: "кто прикоснулся ко Мне"? 46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. 47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. 48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. 49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. 50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. 52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. 53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла. 54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. 55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 16 — 21
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. 17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к галатам, глава 6, стих 12 — 18
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. 14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. 17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. 18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Послание апостола Павла к евреям, глава 2, стихи 2 — 10
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? 5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: "что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8 все покорил под ноги его". Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Удивительный вывод делает преподобный Федор Студит в своем слове, посвященном бесплотным чинам. Он подробно рассказал о девяти чинах бесплотных сил, а десятым назвал человека: «Ибо Христос говорит о десяти чинах или драхмах: „кая жена имущи десять драхм, аще погубит драхму едину, не вжигает ли светильника, и пометет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет? И обретши созывает другини и соседы, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую“ (Лк. 15:8–9). Или что означает одна овца пропавшая из девяносто девяти не заблудивших, которую добрый и человеколюбивый пастырь не презрел, но взыскал и нашел ее в горах и на холмах эллинских зол блуждающею и служащею идолам, обратил ее, взял на плеча, возвел на небо, присоединил заблудившую к стаду не заблудившему и удостоил вечного царства, которого да достигнем и мы все, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу, также и Святому, Животворящему, Единосущному Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!