Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 13 сентября.
Воскресенье, 13 сентября 2020 года
В четырнадцатое воскресенье по Пятидесятнице празднуем несколько Соборов святых — Нижегородских, Саратовских и новомучеников Ясеновацких (Сербских). А также вспоминаем благоверных князей Муромских, покровителей семьи Петра (в иночестве Давида) и Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев. Хотя основной их день памяти 8 июля, он же день семьи, любви и верности, но 13 сентября мы вспоминаем их, поскольку в 1992 состоялось Перенесение их мощей.
Но особенно 13 сентября выделяется в церковном календаря благодаря необычному празднику — Положению честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Божия Матерь соткала его из верблюжьей шерсти и передала апостолу Фоме, затем он хранился в Иерусалиме у благочестивых христиан. На рубеже четвертого и пятого веков его торжественно перенесли в Константинопольский храм. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911) заболела его супруга Зоя: императрице было видение, что она исцелиться, когда на нее возложат Пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Евфимию II, который снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: Пояс Матери Божией оказался неповрежденным. Патриарх возложил Пояс и императрица тотчас освободилась от недуга. Вскоре был установлен праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы.
В X веке Пояс Богородицы разделили на части, которые оказалась в Болгарии, Грузии и на Кипре. Часть Пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары — сербский князь Лазарь I Хлебельянович (1372-1389) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю. В 2011 году святыня пребывала в России.
Сегодня в Москве поклониться частице Пояса Богородици можно в храме Илии Пророка — хранится в мощевике у придела апостолов Петра и Павла. А в Санкт-Петербурге — в Казанском соборе, которому 21 сентября 2011 года частица пояса Богородицы подарена на вечное хранение.
Подробнее о христианском понимании любви и счастья читайте в наших материалах:
• «Это любовь!» — так называется специальный проект «Фомы», в котором священнослужители и их жены вспоминают о моменте, перевернувшем их жизнь навсегда.
• «Две повести» — колонка редактора «Фомы» о «Ромео и Джульетте» (1595) и другом произведении о любви и верности — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», появившемся почти за полвека до бессмертной пьесы Шекспира.
• Формула любви: кому и когда доверять свое сердце? — советы священника.
Тропарь Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы
Я́ко некра́домо бога́тство,/ по́яс Твой честны́й, Присноблаже́нная,/ и благи́х подая́ние иму́ще,/ Оби́тель Ватопе́дская взыва́ет Ти,/ препоя́ши со благогове́нием,/ притека́ющия ны к нему́,/ си́лою его́ боже́ственною,/ и кре́пость льсти́ваго врага́ разруши́,// спасе́ние ве́рным Чи́стая.
Перевод: Как богатство, краже не подверженное, пояс Твой почитаемый, Вечноблаженная, и как источник благ имеет обитель Ватопедская и взывает к Тебе: «Препояшь с благоговением приходящих к нему, силой его божественной, а силу коварного врага уничтожь, даруя спасение верующим, Чистая».
Молитва благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь священномученикам Александру Любимову и Владимиру Двинскому:
Ра́дуйся и красу́йся, земле́ Пско́вская, прославля́ющая дво́ицу свяще́нную, Алекса́ндра и Влади́мира, до́бре Христу́ Бо́гу и бли́жним послужи́вшии, и за пра́вду Бо́жию гоне́ния претерпе́вшии. Безу́мие мучи́телей посрами́ли есте́, страстоте́рпцы Святы́я Тро́ицы яви́стася. Ны́не у престо́ла Бо́жия предстоя́щии, Христа́ Бо́га моли́те во е́же спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Радуйся и торжествуй, земля Псковская, прославляющая двух святых - Александра и Владимира, прекрасно Христу Богу и ближним послуживших и за истину Божию гонения претерпевших. Ярость мучителей вы посрамили, став страстотерпцами Святой Троицы. Сейчас, у Престола Божия предстоя, Христа Бога молите о спасении душ наших.
День памяти святых
Священномученик Киприан Карфагенский (258)
В 46 лет он принял крещение, а до этого раздал все имение: рассказ о святом епископе первых веков слушайте на радио «Вера».
Святитель Геннадий Цареградский (Константинопольский) (471)
В течение 13 лет патриаршества он не только прославился чудесами, но и созвал Поместный Собор, на котором запретили посвящение в сан за мзду. Рассказ о святителе, радевшем о просвещении будущих пастырей (спрашивал наизусть Псалтирь), слушайте на радио «Вера».
Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944)
Ясеновац (хорв. Jasenovac) – система лагерей смерти, созданная хорватскими фашистами в августе 1941 года. Располагалась в 60 км от Загреба. В годы Второй мировой войны в застенках Ясеноваца многие из тысяч православных сербов погибли за верность православию. В Соборе новомучеников Ясеновацких Церковь чтит православных узников в Хорватии, принявшие мученическую смерть в 1941–1944 годах.
Собор Нижегородских святых
С 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в церковный календарь внесен новый праздник ― Собор Нижегородских святых. Он отмечается во второе воскресенье сентября и совпадет с празднованием дня Нижнего Новгорода. С нижегородской землей связаны имена более 70-ти святых, самый известный из которых преподобный Серафим Саровский. Святители, благоверные князья Георгий Владимирскbй (основатель города) и Александр Невский, несколько преподобных — память их совершается еще с XIII века. Но в ХХ веке число почитаемых угодников Божиих возросло благодаря мученикам, священномученикам и преподобномученикам.
Собор Саратовских святых
В Собор Саратовских святых в 2011 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вошли имена 25 угодников Божиих, 23 из них жили в прошлом XX веке и пострадали в годы гонений за веру. Многие из них родились на саратовской земле, некоторые - трудились, другие — приняли мучинеческую кончину. Сегодня они являются небесными покровителями своей малой Родины. Празднование совершается в ближайший воскресный день к 13 сентября.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученики Александр Любимов (13 июля 1884 - 1918) и диакон Владимир Двинский (13 июня 1858 - 1918)
Служили в сельском храме, больше 10 лет вместе молились и приняли смерть за веру во Христа в один день.
Отец Александр родился в деревне Полонский погост Псковской губернии в семье священника Михаила, закончил семинарию, преподавал русский и церковнославянский в Порховском духовном училище, где был рукоположен в 22 года и вскоре начал служить в Ильинском храме родного села. Отец Александр был законоучителем сразу в четырех школах, вошел в Попечительство при Епархиальном женском училище.
Отец Владимир был тоже сыном священника, односельчанином отца Александра, но старше его на 26 лет. Он не смог закончить семинарию из-за невозможности оплачивать учебу. Служил псаломщиком в Ильинской церкви родного погоста., женился, в 30 лет был рукоположен во диакона, преподавал Закон Божий в двух земских школах.
Священномученик Михаил Косухин (7 января 1858 — 13 сентября 1937)
Рассказ о подвиге веры 79-летнего священника, отказавшегося покидать храм, в котором служил 30 лет, слушайте на радио «Вера».
Священномученик Мирон Ржепик (21 апреля 1885 — 13 сентября 1937)
Рассказ о протоиерее, преподавателе семинарий, служившем при советской власти в храмах до их закрытия, продолжавшем богослужения и в условиях заключения в Сиблаге, слушайте на радио «Вера».
Cвященномученик Димитрий Смирнов (1868 — 1938)
Родился в селе Черняево Дмитровского уезда Московской губернии в семье отца Василия, 47 лет прослужившего священником. Окончил Звенигородское Духовное училище, служил псаломщиком, в 1912 рукоположен во диакона, в 1928 - в сан священника к Троицкому храму в селе Ершово Звенигородского района Московской области. В 1932 году отец Димитрий был переведен в Троицкий храм села Троицкое того же района. В 1937 году он был награжден наперсным крестом, а в 1938 арестован за неуплату штрафа за неуплату непомерного налога на него как священнослужителя. В октябре 1937 года безбожники арестовали и через месяц расстреляли младшего брата отца Димитрия - протоиерея Всеволода Смирнова — на полигоне Бутово под Москвой.
70 летнего священника обвиняли в контрреволюционной деятельности и террористических настроенях против советской власти и руководителей партии, провели три очных ставки с лжесвидетелями: «Из всех приведенных фактов я подтверждаю только то, что я высказывал недовольство советской властью, поскольку она много налога берет со священников, а также что люди забыли Бога и веру, отчего и живут плохо, а также что я ходил по деревням и проводил молебны». 5 мая 1938 года следствие было закончено. 9 августа 1938 года Особое совещание при НКВД приговорило отца Димитрия к ссылке в Казахстан сроком на пять лет.
Священник Димитрий Смирнов, очевидно еще находясь в Москве, умер 13 сентября 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Особенности православного богослужения
Воскресному дню в храме, участию в главном Таинстве нашей Церкви, предшествует исповедь. Как к ней подготовиться? Есть ли норма, которую нужно соблюдать на исповеди? С чего лучше начинать? Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале «Что такое исповедь и как к ней готовиться?»
Происходящее на богослужении будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 1-14
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: "вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир". 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: "друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов". 14 Ибо много званых, а мало избранных.
Комметриует священник Дмитрий (Барицкий)
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38 — 42, глава 11 стихи 27 — 28
38 И во время пути их вошел Он в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой. 39 И у нее была сестра, называвшаяся Марией, которая и села у ног Господа, и слушала слово Его. 40 Марфа же вся была поглощена услужением. Она подошла и сказала: Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она мне помогла. 41 И ответил ей Господь; Марфа, Марфа, заботишься ты и беспокоишься о многом, 42 а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у нее.
27 И было: когда Он говорил это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, вскормившие Тебя. 28 А Он сказал: еще блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Апостольское чтение:
Второе Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 1, стих 21 — глава 2 стих 4
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. 2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? 3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. 4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Послание Апостола Павла к евреям, глава 1, стих 1 — 7
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог:
"Ты Сын Мой,
Я ныне родил Тебя"? И еще:"Я буду Ему Отцем,
и Он будет Мне Сыном"?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:"и да поклонятся Ему все Ангелы Божии". 7 Об Ангелах сказано:"Ты творишь Ангелами Своими духов
и служителями Своими пламенеющий огонь".
Комментирует священник Павел (Великанов)
Если в вашем храме совершается служба благоверным князьям Муромским Петру и Февронии, то на литургии звучат чтения, выбранные для их дня:
Евангелие от Матфея, глава 4, стих 25 - глава 5 стих 12
25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом,
ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие,
ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие,
ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды,
ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые,
ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы,
ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду,
ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Послание Апостола Павла к галатам, глава 5 стих 22 - глава 6 стих 2
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Cегодня мы вспоминаем сразу несколько новомучеников, пострадавших от безбожной власти в начале ХХ века - страшная и поучительная история, которую сохраняет Церковь для нас и наших детей. Имена и фамилии многих святых знакомы, мы можем обратиться к ним за помощью, их потомки живут среди нас. Например, знаменитый московский священник Дмитрий Смирнов знает и почитает своего теску и однофамильца священномученика Димитрия Смирнова, память которого совершается 13 сентября. Между тем сам отец Дмитрий является правнуком священномученика Василия Смирнова, священника, служившего в Москве и расстрелянного в 1938 году на полигоне Бутово под Москвой. Заступниками и молитвенниками современных православных христиан являются многие проставленные новомученики и исповедники российские.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!