Оценивать или осуждать?Первое, на что я обратил внимание в июньском номере «Фомы» — это тема номера, посвященная юродивым и юродству (с. 20). Она действительно блестяще освещает это явление, равно как и колонка главного редактора (с. 8), предваряющая эту тему и посвященная отношению к искусству. И главная тема номера, и колонка Владимира Легойды, на мой взгляд, на самом деле вызваны к жизни скандалом вокруг так называемого «панк-молебна» в Храме Христа Спасителя. Как мне кажется, об этом можно было бы высказаться и прямее, и острее. Да, упомянутые мной материалы очень интересны, но все же сохраняется ощущение недосказанности. Непосредственная, открытая дискуссия и полемика в этом случае были бы вполне уместны.

Когда в статье Кириллина (с. 33) говорится о неискренности некоторых представителей современного искусства, о желании сделать имя себе на скандальных акциях — я думаю, это отчасти верно: такие люди есть и такого рода искусство процветает. Вместе с тем, мне кажется, мы как христиане не должны априори сомневаться в искренности людей искусства, даже если их творчество нам не нравится. Собственно, как и людей вообще. Стремление оценивать что-то не следует путать с желанием осудить. Это, конечно, задача не из простых.

Мне очень понравился материал Виталия Каплана «Вера без Церкви» (с. 34) — о духовных поисках, прежде всего, русской интеллигенции, которые продолжаются не первое десятилетие, а точнее, не первый век. Тема ненужности «формализованной веры», ориентации на «Бога в душе», к сожалению, в России, да и на Западе, всегда актуальна. Каплан об этом очень точно написал. Особенно интересно было прочитать стихи Галича, которые мне никогда раньше не встречались. Они абсолютно точно отражают главную проблему этого богоискательства — никогда не знаешь, найдешь ты Бога или дьявола…

Очень приятно было прочитать развернутое интервью с «доктором Лизой» — Елизаветой Петровной Глинкой (с. 10). Учитывая то, сколько нападок ей приходится претерпевать и как смиренно, легко она все это сносит, думаю, она заслуживает этой беседы в полной мере. Ее истинно христианское делание — пример всем нам. Пример, которому, увы, большинству из нас очень трудно последовать в жизни…

Еще я отметил бы очерк «В семье сорок восемь детей...» (с. 60). Мне кажется, это рассказ о таком явлении, которое, к сожалению, в России не очень часто встречается: об отношении к детям-сиротам как к взрослым людям, а не как к каким-то «объектам», которых надо во что бы то ни стало превратить в «идеальных православных». Действительно, это формирующиеся личности, им надо дать «удочку», которой они будут вылавливать рыбу в «пруду жизни». Этот текст меня очень вдохновляет. Как-то сразу веришь рассказанному, потому что такое невозможно придумать. 

Монолог Ксении Алешиной «Потерянный заяц» (с. 58) — о детях, переживших развод родителей — пронзительный до слез. Он о проблеме, которая в современном обществе почти игнорируется, «замыливается» бессмысленными фразами: «Если развод прошел без скандала, то все нормально». Развод никогда не бывает «нормальным», и дети всегда от него страдают. «Исповедь» дочери разведенных родителей тронула до глубины души…

Возвращаясь к колонке Владимира Легойды, хочу добавить, что тема искусства в современном мире и его взаимоотношений с обществом, на мой взгляд, очень большая и важная — безотносительно к текущим событиям. Надеюсь, журнал «Фома» когда-нибудь посвятит ей отдельный номер.

0
0
Сохранить
Поделиться: