Обретение в 1998 году мощей преподобного Амвросия Оптинского, а также преподобных старцев Оптинских Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия и Анатолия Младшего празднует Православная Церковь 10 июля.
Святой Амвросий (в миру – Александр Гренков) родился в 1812 году в семье пономаря из села Большая Липовица Тамбовской губернии.
Во время учебы в духовной семинарии он тяжело заболел и дал обет Богу, что уйдет в монастырь, если выздоровеет. Однако после выздоровления он еще четыре года не решался уйти из мира.
Осенью 1839 года, после встречи с одним из старцев, он пришел в Оптину пустынь, где был принят в число братии, а в 1842 году принял постриг с именем Амвросий.
Спустя несколько лет он снова тяжело заболел, в связи с чем его вывели из штата обители. Болезни не оставляли преподобного Амвросия до конца жизни, но он считал их необходимыми для своего спасения и принимал со смирением.
После кончины своего духовного наставника старца Макария, святой Амвросий стал его преемником. К преподобному приходили верующие со всей России за советом и утешением, он стал известен своими мудрыми поучениями и наставлениями.
В начале 1870-х старец Амвросий основал женскую Шамординскую Казанскую обитель для малоимущих, куда сам переехал в 1890 году и оставался в ней до своей кончины в 1891 году. Канонизирован преподобный был в 1988 году, а его мощи обрели спустя 10 лет – в 1998 году.
В один день с обретением мощей святого Амвросия были обретены и мощи преподобных старцев Оптинских Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия Младшего (Потапова). Празднование в честь обретения их мощей было внесено в церковный календарь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 12 ноября 2022 года.
Преподобные Оптинские старцы – это целый сонм русских подвижников XIX-XX веков.
Подвизались они в Оптиной пустыни – одном из центров церковной жизни России, расположенном недалеко от города Козельск Калужской области. Наследие Оптинских старцев является одним из духовных кладезей русского православия.
Одной из тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, оказались отражены в их наследии.