Неделя двадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 26 октября 2025 года: что будет в храме?

На воскресенье 26 октября приходится память святых отцов VII Вселенского Собора. В этот день Церковь обращается в молитве к святым первых веков христианства: священномученикам Карпу Фиатирскому и с ним диакону Папиле, Агафодору и Агафонике, диакону Вениамину и мученику Флорентию Солунянину. В Неделю двадцатую по Пятидесятнице Церковь вспоминает преподобных Вениамина Печерского и Никиту, исповедника Константинопольского, святителя Мелетия, патриарха Александрийского, а также чудо великомученицы Златы (Хрисы) в Скопье. Священномучеников Иннокентия Кикина, Николая Ермолова, обретение мощей священномученика Фаддея (Успенского), Иверскую икону Божией Матери и икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Седмиезерная чтит Церковь 26 октября.

Воскресенье, 26 октября 2025 года, память святых отцов VII Вселенского Собора

Седьмой Вселенский Собор положил конец печальному периоду жизни Церкви — уничтожению святых икон. Собор проходил в 787 году в городе Никее — современный Изник в Турции. В постановлении Собора пояснялось, что почитание икон и идолопоклонство — не одно и то же: «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе покланяется существу изображеннаго на ней». Таким образом закончилось иконоборчество.

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 3

Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бы́сть;/ из чре́ва а́дова изба́ви на́с,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод:

Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

Кондак воскресный, глас 3

Воскре́сле си́ дне́сь из гро́ба, Ще́дре,/ и на́с возве́л еси́ от вра́т сме́ртных;/ дне́сь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.

Перевод:

Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный, и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно Божественную мощь власти Твоей.

Тропарь святым отцам VII Вселенского Собора, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся нынаста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Перевод:

Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Кондак святым отцам VII Вселенского Собора, глас 6

И́же из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще, почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Перевод:

Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но, благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Иверской, глас 1

Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

Перевод:

Наглость ненавидящих образ Господа, власть нечестивых (иконоборческая ересь) безбожно наступила в Никее, и посланные бесчеловечно мучают вдову, благочестиво почитающую икону Богоматери, но вдова с сыном ночью отпустили икону в море взывая: «Слава Тебе, Чистая, так как непроходимое море подставило Тебе (как) плечи (свои волны), слава прямому пути Твоему, Единственно Нетленная».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Иверской, глас 8

А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Перевод:

Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей Афона и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов и в Православной Российской стране почитающих Тебя от всех бед и несчастий избавляющая.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 5–15

вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует священник Павел Великанов

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Галатам, глава 1, стихи 11–19

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Если совершается служба святых отцов, то в храме прозвучат следующие чтения Священного Писания:

Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1–13

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Евреям, глава 13, стихи 7–16

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Если совершается служба Пресвятой Богородицы, то в храмах читаются следующие отрывки из Священного Писания:

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42, глава 11, стихи 27–28

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Комментирует священник Антоний Борисов

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Филиппийцам, глава 2, стихи 5–11

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; cмирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует священник Павел Великанов

День памяти святых

Мученик Флорентий Солунский (II)

Святой мученик родился в городе Солуни (ныне — Салоники в Греции). Он обличал язычников и многих приводил к вере во Христа. За это его подвергли жестоким мукам, а потом сожгли.

Священномученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафонúка, сестра Папилы (около 251)

Священномученику диакону Папиле молятся об исцелении от болезней. Рассказ о нем и его друзьях — святых, которые отказались почитать ложных богов, слушайте на радио «Вера».

Священномученик Вениамин Персидский, диакон (V)

За евангельскую проповедь среди персов святого Вениамина арестовали, но через два года отпустили с условием ее прекращения. Однако святой продолжил обращать язычников в веру во Христа. За это его мучили и казнили.

Преподобный Никита, исповедник (838)

Краткое житие бывшего вельможи, ставшего монахом и странником, слушайте на радио «Вера».

Чудо великомученицы Златы (Хрисы) Могленской в Скопье (Сербия) 1912

В 1912 году на Балканском полуострове, который 520 лет находился под игом Османской империи, вспыхнуло крупнейшее после русско-турецкой войны восстание. Турецкое войско 26 октября шло в наступление на Скопье (тогда — город в Сербии). В этот момент перед защитниками города явилась дева, укрепившая воинов и вдохновившая их на победу. В ней сербы узнали святую великомученицу Злату Могленскую.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Иннокентий Кикин (1878–1937)

Когда через село, где служил отец Иннокентий, проходили отряды Колчака, он убедил командира не проводить карательную акцию. Краткое житие священномученика Иннокентия слушайте на радио «Вера».

Священномученик Николай Ермолов (1874–1937)

Протоиерей Николай был арестован за «контрреволюционную деятельность», на очных ставках со лжесвидетелями, в том числе бывшем священником, обвинений не признал. Его расстреляли вместе с отцом Иннокентием Кикиным в Новосибирске.

Иконы Пресвятой Богородицы

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Седмиезерная

Седмиезерная икона считается второй по значимости святыней Казани и всего Прикамского Поволжья после Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Кроме прекращения чумы, образ прославился исцелениями.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

По преданию, икона была родительским благословением иноку Евфимию, который из города Устюга Вологодской губернии пришел в глухое место в 17 верстах от Казани, где посреди 7 озер (впоследствии эти семь озер стали одним большим озером) основал монастырь. От этих семи озер келейная икона и сама пустынь названы «Седмиезерными».

До революции Седмиезерная пустынь была одним из наиболее процветающих монастырей Казанской епархии, главным собором которого был разрушенный в советское время храм Смоленской Седмиезерной иконы Богородицы. После закрытия обители в 1928 году святыня считалась утерянной. Однако сберечь ее смог последний насельник монастыря иеросхимонах Серафим (Кошурин).

Сегодня чудотворный образ находится в Петропавловском кафедральном соборе города Казани, поскольку Седмиезерная пустынь еще нуждается в восстановлении.

Свернуть

Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
8
Сохранить
Поделиться: