В июне празднуется память отцов Первого и Второго Вселенских Соборов. В истории Православной Церкви было всего семь Вселенских Соборов. Почему их больше не созывают?

Вселенские Соборы: состав участников

Суть Вселенского Собора можно определить по двум основным параметрам — составу участников и тематике.

Основной состав Вселенского Собора — это епископы Православной Церкви. В качестве полноправных членов собора священники и диаконы могли присутствовать, только если представляли отсутствующего по каким-то причинам епископа своей Поместной Церкви. Обыкновенно они составляли свиту архиерея и могли быть советниками и помощниками на Соборе. Например, святой Афанасий Великий внес очень существенный вклад в работу I Вселенского Собора, прибыв туда диаконом в свите своего епископа — святителя Александра Александрийского.

Постановления Собора подписывали только епископы, за исключением VII Вселенского Собора: в эпоху, когда монахи проявили стойкость в вере в период иконоборчества, монашество получило особый авторитет, поэтому участвовавшие в Соборе монахи, не имевшие епископского сана, тоже поставили свои подписи.

Почему только епископы?

Можно задаться вопросом о том, почему ведущая роль на Вселенских Соборах отводилась именно епископам, ведь все христиане – «царственное священство» (1 Пет 2:9), а клир представляют еще и священники и диаконы.

Ответ кроется в истории Церкви. Самые первые решения о том, как она будет жить, были приняты на Иерусалимском Соборе святых апостолов (о нем можно почитать Деян 15:1–29). Преемниками святых апостолов стали епископы, а преемником апостольского собора, соответственно, именно собор епископов.

Вселенский — значит, всемирный?

Фактически да. Решения Вселенского Собора выражают мнение всей полноты Церкви, поэтому на Соборе должны присутствовать представители всех Поместных Церквей. Правда, с разной степенью полноты.

К примеру, Римская Церковь была представлена не обширными делегациями, а немногими лицами (напомним, что последний Вселенский Собор состоялся в 787 году, а раскол Церкви на Восточную и Западную произошел только в 1054 году), а уже упомянутый VII Вселенский Собор (который осудил иконоборчество) в принципе был малочисленным, и Александрийская, Антиохийская Церкви были представлены практически символически.

Пропорциональность состава Собора никогда не была существенной: главное, чтобы в той или иной степени была представлена каждая Поместная Церковь.

Роль и подписи императоров

Традиционно все Вселенские Соборы созывали императоры, но это касается скорее организационной стороны собора, равно как и подписи императоров под соборными документами: дело было не в том, что императоры участвовали в формировании церковной догматики, а в том, что их подпись возводила оросыОрос — догматическое определение, принятое Вселенским Собором и каноны Соборов в ранг имперских законов.

Вселенские Соборы: повестка дня

Вселенский Собор, как собрание епископов, которое выражает мнение всей полноты Церкви о том, что такое она сама, на каких основаниях существует, как понимает Бога и дело Спасения, был особым органом церковной власти. И смысл работы этого органа состоял в том, что его участники, ведомые Духом Святым (ни в коем случае не от себя) вырабатывали формулировки основных положений христианского вероучения — догматы.

Наше понимание о том, каков Бог, что такое Церковь и какова основа ее существования, каким именно образом совершается Спасение, в основе своей всегда имеет формулировки Вселенских Соборов. Как писал преподобный Иустин (Попович), «их (Соборов. — Ред.) центральной темой — единственной темой и главным благовестием — всегда был Богочеловек Иисус Христос и наше спасение в Нем, наше обóжение в Нем».

Причины созыва

Поскольку Вселенских Соборов было всего семь, понятно, что собирались они не регулярно. Должен был появиться какой-то особый повод для того, чтобы Церкви потребовалось вырабатывать формулировки, отражающие чистоту православного учения.

Вселенский Собор всегда был ответом Церкви на вызовы современности. Никогда сама по себе Церковь не организовывала Вселенский Собор, к примеру, чтобы понять себя. Собор всегда был ответом на возникновение споров по догматическим вопросам.

Иными словами, как только в обществе появлялось мнение или учение, которое искажало истинные представления о Боге, Церкви и Спасении, собирался Собор, который аккуратно, с молитвой и рассуждением, отделял правильное понимание от ложного и закреплял правильное понимание в соборных определениях, чтобы ухристиан были четкие ориентиры в основах своей веры.

Например, на I Вселенском Соборе был составлен Никейский Символ веры, а на II Вселенском он же был дополнен — и теперь и в ежедневном утреннем молитвенном правиле, и на Божественной литургии мы произносим этот догматический (не молитвенный) текст, свидетельствуя, как именно мы верим.

Подробнее о решениях каждого из семи Соборов читайте:

Вселенские соборы

Разрешение спорных догматических вопросов — преимущественное и почти исключительное право именно Вселенских Соборов (в сравнении, к примеру, с Поместными). В своих решениях отцы Соборов опирались на Священное Писание и Предание Церкви, исповедуя чистоту веры.

Как писал преподобный Иустин (Попович), признак Вселенских Соборов в том, что они «всегда имели перед собой один или самое большее два-три вопроса, остро поставленных им великими ересями и расколами, извращавшими православную веру, раздиравшими Церковь и серьезно грозившими опасностью для спасения человеческих душ, спасения православного народа Божиего и всего творения Божиего».

Помимо догматики, Вселенские Соборы занимались дисциплинарными вопросами (издавали каноны — правила, которые регламентируют церковную жизнь), совершали суд и выносили судебные постановления в случаях нарушения церковной дисциплины над предстоятелями автокефальных Церквей и другими иерархами, предавали анафеме лжеучителей и еретиков, определяли статус и границы Поместных Церквей.

Какие документы регулируют состав и полномочия Вселенского Собора?

Возможно, это покажется удивительным, но документов, в которых был бы прописан состав, полномочия и условия созыва Вселенского Собора, не существует. Это связано с тем, что в Церкви Вселенский Собор воспринимался как особая инстанция церковной власти, которая действует под прямым водительством Святого Духа, а раз так, никакая регламентация невозможна — только молитва и опора на традиции.

Почему Вселенских Соборов больше нет?

Как уже было сказано выше, Вселенский Собор собирается для решения важнейших догматических вопросов. Решения дисциплинарного характера хотя и важны, но все же вторичны по отношению к догматам.

Со времен VII Вселенского собора (797 год) в Православной Церкви не было необходимости ни пересмотреть принятые Вселенскими Соборами определения (потому что в них выражена полнота церковного учения), ни ответить на какую-либо новую ересь, которая возникла бы за истекший период времени в мировом православии и угрожала бы целостности и единству Православной Церкви.

Епископский Собор всех Поместных Православных Церквей теоретически организовать можно (хотя, как показал опыт Критского Собора 2016 года, реализовать это на практике очень сложно), но причин для созыва, которые были бы адекватны статусу Вселенского Собора, пока что нет.

1
18
Сохранить
Поделиться: