Сначала Илья Сергеевич Глазунов дал своей картине имя «Сто веков». Но потом автор решил сфокусировать внимание зрителя на главном: поскольку полотно, написанное в 1988 году, посвящено 1000-летию Крещения Руси, то и называться оно стало «Вечная Россия». Объединив в нескончаемом крестном ходе тысячи лиц, художник показал лицо своего народа. И среди множества властителей и полководцев, художников и композиторов, писателей и ученых, а также неоднозначных исторических личностей вроде Пугачева или Троцкого, главное место занимают православные святые. Их много — только тех, кого можно идентифицировать, около полусотни. Крестный ход сквозь века движется на зрителя, и возглавляют его, внимательно вглядываясь в нас, потомков, святые князь Владимир, Сергий Радонежский, Борис и Глеб, Иосиф Волоцкий, Патриарх Гермоген, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский... Есть среди них и те, кто канонизирован Русской Православной Церковью позже 1988 года, например, Николай II и царевич Алексей. Поэтому у Глазунова они без нимбов.

Эпическая картина Глазунова «Вечная Россия»: каких святых на ней можно найти и почему?

10 июня — 90 лет со дня рождения Ильи Сергеевича. В день юбилея мастера мы рассказываем, какой след оставили в истории страны и Церкви некоторые персонажи его эпической картины «Вечная Россия».

Эпическая картина Глазунова «Вечная Россия»: каких святых на ней можно найти и почему?
1. Святой апостол Андрей Первозванный

Когда жил: I век после Р. Х.

Один из 12 учеников Христа, родной брат Симона Петра.

Первозванный он потому, что первым из апостолов, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Христом и последовал за Ним. По одному из преданий, по жребию, брошенному среди апостолов после сошествия Святого Духа, ему выпали для проповеди Евангелия обширные земли от Вифании до Черного моря и Дуная, и апостол Андрей стал первым, кто принес Благую Весть туда, где потом зародилась Киевская Русь. Древнерусские летописи («Повесть временных лет» — второй ее вариант, составленный при Владимире Мономахе в начале XII века) рассказывают о посещении им земель, на которых впоследствии возникли Киев и даже Новгород, хотя документальных подтверждений этому нет.

Свернуть
2. Равноапостольный Кирилл, Равноапостольный Мефодий

Когда жили: IX век

Святые равноапостольные братья из города Солуни (Фессалоник) — христианские проповедники, просветители славян — считаются создателями славянского алфавита и письменности на основе болгарских диалектов. Святые были первыми переводчиками с греческого на болгарский язык Евангелия, Апостола, Псалтири и Октоиха, что впоследствии дало возможность славянским народам читать Евангелие и беседовать с Богом на родном языке.

Свернуть
3. Равноапостольная княгиня Ольга

Когда жила: X век

Великая княгиня Ольга стала первой правительницей Руси, принявшей христианскую веру. Ее регентство (с 945 до 960 года) при малолетнем сыне Святославе началось с жестокой мести за убитого мужа, Киевского князя Игоря, но оказалось одним из самых мирных в истории Руси. Ольга была мудрой правительницей — способствовала росту оборонной мощи Руси, упорядочила налоги, установила государственную границу с Польшей и создала систему погостов — центров торговли и обмена, в которых проходил сбор податей, а затем стали строить православные храмы. Когда ее сын Святослав отправлялся в военные походы, Ольга правила в Киеве и руководила внешней политикой. Во время поездки в Константинополь (в 955 или в 957 году) она приняла Крещение с именем Елена. При ней в Киеве появились первые православные церкви. Это приблизило другое судьбоносное событие: внук Ольги святой князь Владимир крестил Русь.

Посмотрите минутный ролик о княгине Ольге:

Свернуть
4. Преподобный Антоний Печерский

Когда жил: ок. 983 — 1073

Этого святого называют «начальником всех русских монахов». Именно из его духовных учеников сложилась монашеская община Киево-Печерской лавры, многие столетия служившей центром и школой русского монашества. Родился будущий подвижник недалеко от Чернигова. Принял постриг на Святой Горе Афон, по благословению игумена вернулся на Русскую землю, поселился в пещере неподалеку от Киева и примером своей аскетической жизни привлек к себе множество людей. Со временем Киево-Печерский монастырь стал главным духовным и культурным центром Киевской Руси. Здесь зародились летописная и литературная традиции, своя иконописная школа. Ученик Антония, преподобный Феодосий, став игуменом, ввел строгий монастырский устав и основал одну из первых на Руси библиотек.

Свернуть
5. Преподобный Феодосий Печерский

Когда жил: ок. 1008 (или ок. 1036) — 1074

Один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, он считается основателем общежительной монастырской традиции на Руси. Святой Феодосий сам носил воду, колол дрова, молол рожь и относил муку каждому иноку. А в жаркие ночи обнажал свое тело и, отдав его в пищу насекомым, пел псалмы. В своей обители он построил новую церковь и кельи и ввел строгий Студийский устав, списанный по его поручению в Константинополе. Под его руководством Киево-Печерский монастырь стал образцом для подражания и имел огромное значение для развития Русской Церкви. Из литературного наследия преподобного Феодосия до нас дошли шесть поучений, два послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан.

Свернуть
6. Благоверный князь Ярослав Мудрый

Когда жил: ок. 978 — 1054

В молодости князь Ярослав Владимирович участвовал в междоусобных войнах, пока не утвердился на киевском престоле. В памяти потомков он остался как устроитель дел Церкви и великий «книжник» — при нем в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников; огромные средства тратились на переписку и перевод книг; были созданы церковный устав и «Русская Правда» — свод государственных законов. При Ярославе началось систематическое русское летописание. При нем в Киеве был построен собор Святой Софии. Ярослав строил города, крепости и монастыри, оборонял Русь от степняков, наладил отношения с Европой и, заключая выгодные династические браки, породнился — через детей — с правителями многих европейских держав.

В 1051 году, собрав епископов, князь сам назначил (впервые без участия Константинопольского Патриарха) митрополита славянского происхождения — Илариона.

Свернуть
7. Благоверный князь Андрей Боголюбский

Когда жил: ок. 1111 — 1174

Сын великого князя Киевского Юрия Долгорукого, князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский, великий князь Владимирский, Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В то время Киев уже терял свое могущество: торговля по Днепру прекратилась из-за половцев, крестьяне бежали на северо-восток. Зато Владимиро-Суздальское княжество переживало подъем. Князь Андрей одержал победу над булгарами, открыв путь по Волге, и боролся с Новгородом, пролагая торговые пути на запад. При нем во Владимире был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри, под Владимиром выросла укрепленная княжеская резиденция Боголюбово, а на Нерли, у «речных ворот» Владимира, был построен храм Покрова. В окружении князя был создан ряд литературных памятников, прославляющих Богородицу.

Но жёсткий правитель нажил немало врагов и был убит заговорщиками. Однако уже летописный рассказ о гибели князя отражает местное почитание Андрея Боголюбского еще при его жизни и тем более после его смерти. Он был прославлен Русской Православной Церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в раку во владимирском Успенском соборе.

Посмотрите минутный ролик об Андрее Боголюбском:

Свернуть
8. Преподобный Алипий Печерский (Алимпий, Олимпий)

Когда жил: ок. 1065 (или 1070) — ок. 1114

Один из лучших русских иконописцев конца XI века, ювелир, он помогал греческим мастерам украшать мозаиками Успенский собор в Киево-Печерской лавре, где подвизался с юных лет. Сохранились свидетельства многих чудес, происходивших от икон его письма. Преподобный писал и реставрировал обветшавшие образы даром и свой труд оставлял только ради посещения богослужений. Если же ему все-таки платили, Алипий тратил одну часть на покупку того, что нужно для работы, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Еще при жизни преподобный прославился даром чудотворений.

Свернуть
9. Преподобный Авраамий Смоленский

Когда жил: 1172 (или 1150) — 1221 (или 1224)

Святой Авраамий прославился не только своими иноческими и пастырскими подвигами, но и как автор знаменитых икон «Страшный Суд Второго Пришествия» и «Изображение мытарств, проходимых душею по смерти». Послушать его проповеди собиралось множество народа. Авраамий призывал паству постоянно помнить о смерти и молиться, чтобы не быть осужденными на Страшном Суде. Он был игуменом Ризположенского монастыря, получившего впоследствии его имя — Авраамиев, и был канонизирован на Макарьевском Соборе в 1549 году.

Свернуть
10. Преподобный Варлаам Хýтынский

Когда жил: XII век

Он родился в Великом Новгороде в богатой семье, но, осиротев, раздал имущество нищим, принял постриг и зажил в Хутыни отшельником в землянке: носил власяницу и тяжелые вериги, трудился, молился. К нему за советом обращались и простые люди, и князья. Постепенно вокруг его пустыньки собралась община иноков, преобразованная со временем в Спасо-Преображенский Хутынский монастырь. По свидетельствам современников, святой обладал даром чудотворения и прозорливости. В XV столетии были обретены нетленные мощи святого. Когда в 1521 году Москву осадил хан Мехмет-Гирей, старице Вознесенского монастыря было видение: московские святители за грехи горожан покидают Кремль, унося с собой Владимирскую икону Божией Матери, но у ворот их встречают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и горячо молят вернуться. В это время Василий III ждал помощи от новгородцев — и дождался: Мехмет-Гирей ушел от стен Москвы.

Свернуть
Эпическая картина Глазунова «Вечная Россия»: каких святых на ней можно найти и почему?
11. Святой равноапостольный князь Владимир

Когда жил: 956–1015

Князь Новгородский, Киевский, в 988 году принял христианство по греческому обряду и сделал его государственной религией Киевской Руси, чем способствовал объединению восточнославянских племён и княжеств. Из жестокого язычника и завоевателя князь превратился в настоящего христианина и воевал лишь с кочевниками-печенегами, нападавшими на Русь. Он раздавал бедным еду, одежду, деньги, выкупал из кабалы должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Князь отпустил своих жен и наложниц и вступил в христианский брак с греческой царевной Анной.

При князе Владимире на Руси началось распространение грамотности, учителями которой стали христиане-болгары, и уже через поколение появились свои, русские писатели, такие как митрополит Иларион. Кроме того, началось масштабное каменное строительство: заложены Владимир-на-Клязьме, Белгород, Переяславль и другие города.

Свернуть
12. Святитель Петр, митрополит Киевский

Когда жил: вторая половина XIII века — 1326 год

Этот первый из митрополитов Киевских, имевший постоянную резиденцию в Москве, был аскетом, основателем нескольких монастырей, иконописцем. Его сравнивают с такими отцами Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. В 1325 году он по просьбе великого князя Ивана Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Именно он предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы и благословил Москву как собирательницу Русских земель. После канонизации святитель Петр был настолько почитаем, что именно у его гробницы избирались московские Первосвятители.

Свернуть
13. Святитель Стефан, епископ Пермский

Когда жил: XIV век

Для пермяков святой Стефан — как святой Патрик для ирландцев. Пермяки — древний народ со своими обычаями, культурой и языком, — населявшие территорию Великой Пармы, долгое время оставались язычниками. Стефан родился в Великом Устюге. Приняв постриг, он отправился в миссионерскую экспедицию, но язычники чуть не убили его, когда он срубил их священную березу, разрушил капище и построил храм. Один из жрецов предложил ему испытать веру огнем. Стефан согласился пойти в костер, но сам жрец испугался и был изгнан. Важная заслуга святого Стефана — просвещение. Он составил пермский алфавит и перевел Священное Писание. Благодаря ему пермские земли стали частью Московского княжества, а само княжество — многонациональным. Так началось движение православной Руси на восток, которое завершилось на берегу Тихого океана.

Посмотрите минутный ролик о Стефане Пермском:

Свернуть
14. Преподобный Сергий Радонежский

Когда жил: XIV век

Святой жил в годы монголо-татарского ига, во времена, когда на выжженной и опустошенной Русской земле почти не осталось монахов — после разорения Киева Батыем в 1240 году монашеская традиция на Руси почти исчезла. Преподобный Сергий совершил духовную революцию — его ученики, среди которых 21 святой, стали первопроходцами Русского Севера, основали обители в Твери, Звенигороде, Калуге, Серпухове, Коломне, Костроме, Белозере... Сам же преподобный Сергий вошел в историю как основатель Свято-Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра) и духовный собиратель русского народа, с которым связан культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры.

Преподобный часто мирил между собой враждующих князей и, по преданию, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Посмотрите минутный ролик о Преподобном:

Свернуть
15. Благоверный князь Димитрий Донской

Когда жил: 1350–1389 гг.

Этот князь, прославивший русское оружие победой на Куликовом поле, для Церкви в первую очередь — святой борец за веру, духовное чадо святителя Алексия Московского. Сын звенигородского князя Ивана Красного Дмитрий стал великим князем Московским в 9 лет «случайно» — чума убрала других претендентов на престол. В те времена Русь платила огромную дань Орде и страдала от набегов.

В правление князя Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Владимирское — наследственной собственностью московских князей. И на Куликовом поле объединенное князем Дмитрием русское войско разбило ордынцев. Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской Патриархии на пожертвования верующих.

Свернуть
16. Благоверный князь Борис

Когда жили: конец X — начало XI века

Князь Муромский Глеб, сын святого Владимира Киевского, вместе с братом, Ростовским князем Борисом открыл список святых, которых канонизировала Русская Церковь. Братья не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком и, приняв мученическую смерть, простили своих убийц, которых подослал к ним брат. Святых страстотерпцев Бориса и Глеба издревле почитают небесными покровителями Руси и молятся им во время войн и тяжелых испытаний. Борисоглебские храмы стоят по всей России. А святой Глеб под именем Давид Польский (Давид — имя князя в крещении) входит в список святых не только Православной, но и Римско-Католической Церкви.

Свернуть
Эпическая картина Глазунова «Вечная Россия»: каких святых на ней можно найти и почему?
17. Преподобный Иосиф Волоцкий

Когда жил: 1440–1515

Преподобного Иосифа называют столпом русского иночества. Он активно боролся с еретиками, что было в тот момент весьма актуально, поскольку ересь жидовствующих представляла серьезную общественную угрозу. Автор книги «Просветитель», преподобный был талантливым церковным писателем и участвовал в обсуждении насущных для того времени вопросов, касающихся отношений Церкви и государства. Он отстаивал равноправные отношения и был сторонником «сильной Церкви», для чего считал необходимым превращение ее в крупного землевладельца, а монастырей — в экономические и политические центры, в отличие от «нестяжателей» — учеников преподобного Нила Сорского, — отвергавших монастырское землевладение, несовместимое, как они считали, с монашеской аскезой.

Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи.

Свернуть
18. Священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси

Когда жил: ок. 1530 — 1612

Третий Патриарх Московский и всея Руси (с 1606 по 1612 год), духовный писатель, он был первым Казанским митрополитом и миссионером и участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. В период Смутного времени защищал православную веру и Отечество от внутренних предателей и иноземных захватчиков. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1610 году он сам отказался признать власть польского короля и москвичей благословил «королю крест не целовать». Патриарх рассылал по городам грамоты против поляков, за что в конце концов был заточен в темницу, где мученически скончался от голода в феврале 1612 года. До освобождения России от иноземного ига Патриарх Гермоген не дожил всего несколько месяцев, но его имя навсегда встало в один ряд с другими спасителями Отечества от Смуты.

Свернуть
19. Преподобный Серафим Саровский

Когда жил: 1754 (или 1759) — 1833

Один из величайших святых Русской Церкви, основатель и покровитель Дивеевской женской обители, подвизался в Саровской пустыни в Нижегородской губернии. Каждого человека старец встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Среди историй из жизни святого выделяются рассказы о его молитвенном стоянии на камне тысячу ночей и о том, как он безропотно подчинился разбойникам, которые, решив ограбить его келью, изувечили старца. Почитание преподобного Серафима Саровского началось сразу после его кончины в 1833 году. Со всей России к его могиле стекалось множество людей — с горем и печалью, с просьбами и благодарностью. Серафим Саровский прославлен Церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II, считавшего его особым покровителем своей семьи.

Свернуть
20. Праведный Иоанн Кронштадтский

Когда жил: 1829–1908

Настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего правительствующего синода, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, создатель Дома трудолюбия для неимущих. Уже при жизни верующие почитали отца Иоанна как великого молитвенника, прозорливца и чудотворца. Он обличал неверие, богоборчество, сектантство, ежедневно совершал Божественную литургию, а нуждающимся помогал, порой буквально снимая с себя одежду и обувь и отдавая бедным.

На базе своих проповедей и дневниковых записей отец Иоанн составлял вероучительные сочинения, центральное место среди которых занимает «Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге».

Свернуть
Эпическая картина Глазунова «Вечная Россия»: каких святых на ней можно найти и почему?
21. Святитель Алексий Московский

Когда жил: XIII–XIV вв

Митрополит Киевский и всея Руси, чудотворец, государственный деятель и дипломат родился в боярской семье и более 20 лет был иноком Московского Богоявленского монастыря. Константинопольский Патриарх возвел его в сан митрополита Киевского и всея Руси. Святитель Алексий был фактически соправителем трех московских князей (его воспитанником был князь Димитрий Донской), пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую ханшу Тайдулу, за что Русская Церковь была освобождена от ордынских поборов. Митрополит Алексий много сделал для укрепления Москвы, в частности, положил начало строительству каменного Кремля.

Почти четверть века возглавлял святитель Алексий Русскую Церковь. Он поставил 21 епископа, способствовал распространению на Руси общежительного монашества, создал или возобновил монастыри — Спасо-Андроников, Чудов, Симонов, Введенский Владычный в Серпухове и другие. Уже через 50 лет после кончины святитель Алексий был канонизирован.

Свернуть
22. Благоверный князь Александр Невский

Когда жил: 1221–1263

Победив шведов на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище на Чудском озере, князь Александр обезопасил северо-западные границы Руси и остановил экспансию католичества. В 22 года он уже выиграл свои главные битвы, но со шведами и литовцами боролся и потом, пока они не оставили стремления завоевать Прибалтику. А с Ордой предпочел договориться дипломатическим путем, добившись частичной независимости Руси: русские княжества получили вассальный статус вместо оккупации. Неслучайно, что святой Александр Невский считается в том числе покровителем дипломатов.

Перед смертью он принял схиму с именем Алексий.

Посмотрите минутный ролик об Александре Невском:

Свернуть
23. Праведный воин Феодор Ушаков

Когда жил: 1745–1817

Адмирал Ушаков — один из создателей Черноморского флота, а с 1790 года — его командующий. Он командовал русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, из 43 морских сражений не проиграл ни одного. Под его командованием не был потерян ни один российский корабль, ни один матрос не попал в плен. Благодаря победам эскадры Ушакова над турецким флотом, Россия установила прочный мир в Крыму. Освободив остров Корфу, адмирал помог возродить независимое Греческое государство. Но первую награду он получил не за военные заслуги, а за эффективную борьбу с чумой в Херсоне. Федор Федорович был знаменит особой заботой о солдатах, занимался устройством госпиталей и удобных казарм. В отставке поселился рядом с Санаксарским Рождество-Богородичным монастырем, где во времена в его ратных подвигов молился о нем его родной дядя, будущий преподобный Феодор Санаксарский, и посвятил всего себя молитве и делам милосердия. Во время войны с Наполеоном отставной адмирал открыл госпиталь, сиротский приют, вооружил тамбовское ополчение. Все, что имел, он отдавал «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага».

Посмотрите минутный ролик об адмирале Ушакове:

Свернуть
24. Святитель Иннокентий Иркутский

Когда жил: 1680–1731

В 1727 году Иннокентий был назначен епископом Иркутским и Нерчинским — главой специально для него учрежденной епархии. Там он сумел широко развернуть работу православной миссии: доставал книги, подбирал учителей, кормил и обеспечивал одеждой учащихся двух школ при иркутском Вознесенском монастыре — русской и монгольской. При нем в Вознесенской обители было начато строительство каменного храма.

После кончины святителя и обретения его мощей в 1764 году, от них стали совершаться чудеса. Именно свидетельства о чудесах побудили Святейший синод к открытию мощей и прославлению святителя, что и произошло в 1800 году.

Свернуть
25. Благоверный князь Даниил Московский

Когда жил: 1261–1303

Младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский, Даниил создал ту территориальную и политическую общность, которая стала Московской Русью. Это при нем княжество обрело свое ядро — ожерелье городов, окружавших Москву, защищавших ее и ждавших от нее защиты. Именно при Данииле Александровиче в Москве был возведен первый каменный храм. На своей земле князь основывал монашеские обители, в том числе ныне действующий московский Данилов монастырь. Здесь предок всего Московского княжеского, а потом и царского рода Рюриковичей перед смертью постригся в монахи. Здесь же, в соответствии с завещанием князя, его, по одной из версий, и похоронили — на общем монастырском кладбище, «идеже и прочую братию погребаху» (по другой версии, его погребли в кремлевском Архангельском соборе).

Свернуть
26. Преподобный Кирилл Белозерский

Когда жил: 1337–1427

Основатель и игумен Кирилло-Белозерского монастыря, преподобный Кирилл — самый знаменитый из последователей преподобного Сергия Радонежского. В истории русского православия он неразрывно связан с преподобным Ферапонтом Белозерским (+1426). После ухода из мирской жизни они вместе подвизались в Симоновом монастыре, основателем и игуменом которого был ученик преподобного Сергия, впоследствии архиепископ Ростовский Феодор, а позже, в поисках уединения, поселились на берегу Сиверского озера. Впоследствии основанный Кириллом в глухом Вологодском крае монастырь стал главным духовным центром северной Руси. Из этой обители вышли многие русские святые, основатели новых монастырей. Благодаря подвижническим трудам Кирилла Белозерского христианское просвещение распространилось по всему Русскому Северу.

Свернуть
27. Благоверный князь Роман Рязанский

Когда жил: 1237–1270

Рязанский князь Роман Олегович (Ольгович) родился незадолго до нашествия на Русь ордынцев. Его отец, князь Олег, был взят в плен Батыем и, вернувшись домой через четырнадцать лет, передал престол сыну, принял схиму и вскоре скончался. Молодой князь, не имея сил изгнать со своих земель захватчиков, старался хотя бы оградить своих подданных от насилия ханских баскаков (сборщиков податей). И те в отместку оклеветали его перед ханом Менгу-Тимуром. Князя вызвали в Орду, где хан велел ему выбрать: или принять мученическую смерть, или отречься от православия. Князь роман выбрал первое. Церковное почитание князя-мученика началось сразу после его кончины.

Свернуть
28. Преподобный Петр, царевич Ордынский (Петр Ростовский)

Когда жил: XIII век

Племянник хана Батыя, правнук Чингисхана Даир ушел из столицы Золотой Орды в Ростов вместе с архиепископом Кириллом, которого вызвали к хану для излечения одного из ордынских царевичей — так увлекли юношу рассказы святителя. В Ростове Даир принял православие с именем Петр и подружился с Ростовским князем Борисом. Дети Бориса называли Петра дядей. Князь женил его на дочери ростовского вельможи. А после смерти жены он принял постриг в основанном им Петровском монастыре. Почитание Петра как святого началось сразу же после его смерти, а на Соборе 1547 года при митрополите Макарии его официально прославили в лике святых.

Свернуть
29. Благоверный князь Михаил Черниговский

Когда жил: 1179–1246

Князь Переяславский, Новгородский, Черниговский, Галицкий, великий князь Киевский, Михаил прославился справедливостью, милосердием и твердостью правления. Для борьбы с ордынским нашествием он пытался объединить не только русских, но и венгерских и польских князей, и даже германского императора. Когда же его вместе с другими русскими князьями вызвали в Орду для получения ярлыка на княжение и там ему и его боярину Феодору приказали принять участие в языческом обряде, Михаил отказался и после долгих пыток вместе с боярином был убит. В 1578 году по желанию Ивана Грозного и с благословения митрополита Антония мощи святых перенесли в Москву. С 1774 года они находятся в Архангельском соборе Московского Кремля.

Свернуть
30. Благоверный князь Михаил Тверской

Когда жил: 1272–1318

Князь Тверской, великий князь Владимирский, Михаил для разрешения спора с Московским князем Юрием Даниловичем, также претендовавшим на Владимирское княжество, отправился в Орду, но приехал туда позже своего соперника. Тот успел уже настроить хана против Тверского князя, и по приговору суда того заключили в колодки и подвергли пыткам. Единственным его утешением осталась молитва. А через месяц князь Михаил был убит людьми Московского князя. Над телом мученика, по преданию, сразу же стали происходить чудеса. Михаил Тверской был прославлен Русской Церковью в 1549 году, на втором Макарьевском Соборе в Москве.

Свернуть
Эпическая картина Глазунова «Вечная Россия»: каких святых на ней можно найти и почему?
31. Блаженная Ксения Петербургская

Когда жила: XVIII век

До 26 лет она жила обычной жизнью. Но после внезапной кончины мужа, умершего без покаяния, Ксения раздала все имущество бедным, переоделась в одежду покойного супруга и до самой своей смерти называлась его именем — Андреем Федоровичем. Круглый год она ходила в лохмотьях и рваных башмаках, терпя нападки и насмешки. Милостыню Ксения отдавала другим, а по ночам уходила в поле, где молилась даже в дождь и пургу. Это был сознательный подвиг юродства, длившийся около 45 лет. А после кончины блаженной ее могила на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге стала местом паломничества.

Посмотрите минутный ролик о блаженной Ксении:

Свернуть
32. Благоверный царевич Димитрий Угличский

Когда жил: 1582–1591 гг

Младший сын Ивана Грозного от его жены Марии Нагой прожил всего 8 лет, а политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года. Только после окончания Смуты, прихода к власти династии Романовых и восстановления русской Патриархии почитание царевича Дмитрия как безвинного страстотерпца входит в практику Русской Церкви. В 1606 году мощи царевича Димитрия были обретены нетленными и после канонизации перенесены в Архангельский собор Московского Кремля.

Свернуть
33. Блаженный Василий, Московский чудотворец

Когда жил: конец 1462/1469 — 1557 (?)

Главный символ Москвы — храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву — больше известен как собор Василия Блаженного. Это название он получил в честь святого, чьи мощи покоятся в одном из его приделов. Василий из московского села Елохово в 16 лет принял на себя подвиг юродства: круглый год ходил без одежды, ночевал на улице и соблюдал строгий пост. Житие блаженного описывает, как он и словом, и примером учил народ. В Москве его любили и словам его доверяли. К нему прислушивался даже Иван Грозный и, когда перед кончиной Василий тяжело заболел, навещал его. Похоронили блаженного на кладбище Троицкой церкви, что во Рву. Тело усопшего несли царь и бояре, а погребение совершал митрополит Макарий. А на месте Троицкой церкви Иван Грозный повелел построить Покровский собор, в память покорения Казани. В год канонизации Василия (1588) к Покровскому храму был пристроен придел в честь блаженного — на месте, где он был погребен, а над мощами святого, перенесенными в церковь, соорудили серебряную раку.

Свернуть
34. Святитель Филипп Московский

Когда жил: 1507–1569

Святитель Филипп, происходивший из знатного боярского рода Колычевых, был игуменом Соловецкого монастыря. В обители он был образцом для братии. В 1566 году на соборе епископов по воле Ивана Грозного ему предложили стать митрополитом Московским и всея Руси. Но продержался он на кафедре недолго — святитель так активно выступал против террора опричников, что навлек на себя гнев царя и опалу. Его лишили сана и сослали в тверской Отроч Успенский монастырь. Там, согласно житию, в конце декабря 1569 года Малюта Скуратов задушил Филиппа. Тело святого сначала похоронили там же, в монастыре. Только в 1591 году соловецкие монахи получили разрешение на перенесение мощей святителя в родную для него обитель. А в 1652 году митрополит Никон (будущий Патриарх) по благословению Патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой тот молил о прощении грехов своего «прадеда» Ивана Грозного. Мощи святого Филиппа положили в серебряную раку в Успенском соборе около иконостаса.

Свернуть
35. Преподобный Нил Сорский

Когда жил: 1433–1508

Нил Сорский — основатель скитского пустынножительства на Руси по образцу древних скитов Египта, Афона и Палестины. Строгий подвижник, вдохновитель «нестяжателей», считавших, что инокам не престало быть землевладельцами и участвовать в политической и экономической жизни. Кроме того, в отличие от своего оппонента Иосифа Волоцкого, преподобный Нил призывал быть милосерднее к еретикам. Он был автором таких аскетических книг, как «Предание» и «Устав о скитской жизни», настраивающих на внутреннее совершенствование и созерцательную молитву. Но канонизирован преподобный не за свои взгляды, а за подвиг истинно христианской жизни, памятником которой стал основанный им знаменитый духовный центр — Нило-Сорская пустынь.

Свернуть
36. Святитель Иона Московский

Когда жил: 1390-е — 1461

Когда Московская Русь отвергла утвержденную Константинополем после подписания Флорентийской унии кандидатуру митрополита Киевского и всея Руси и самостоятельно избрала на эту кафедру епископа Рязанского и Муромского Иону, Русская Церковь фактически стала автокефальной. Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно помогал ему объединять разрозненные русские княжества, но не оставлял и личные монашеские подвиги. Он при жизни еще прославился как чудотворец и прозорливец. А после смерти святителя в 1461 году при его гробе стали совершаться многочисленные исцеления. В 1472 году мощи святого были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля.

Свернуть
37. Преподобный Зосима Соловецкий

Когда жил: XV век

Новгородец Зосима, основатель большого Соловецкого монастыря, родился в селе на берегу Онежского озера и еще юношей принял постриг. Однажды в устье реки Сумы он встретил инока Германа, который вместе с другим монахом, Савватием, уже нашел место для иноческих подвигов — Соловецкие острова. Зосима присоединился к собрату. Со временем к ним стали стекаться ученики, построили храм, кельи и избрали Зосиму своим игуменом — первых игуменов присылали на Соловки из Новгорода, но они не выдерживали тягот жизни на северных островах. Наконец архиепископ Новгородский поставил игуменом Зосиму, и тот управлял обителью 26 лет. В 1547 году Русская Церковь причислила его к лику святых.

Свернуть
38. Преподобный Савватий Соловецкий

Когда жил: конец XIV — начало XV вв

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кротость и аскеза снискали ему уважение монахов и мирян, но он бежал от людской славы на Валаам. А потом, узнав о пустынных островах в Белом море, отправился туда с иноком Германом. Они поселились около Секирной горы, поставили там крест и келью и шесть лет жили на острове вдвоем в тяжелейших условиях, побеждая искушения молитвой, постом и трудом. А когда Савватий почувствовал, что скоро покинет этот мир, он отправился на материк, чтобы приобщиться Святых Таин, и, встретив там игумена Нафанаила, причастился перед кончиной. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность. А в 1465 году соловецкие монахи перенесли его мощи к себе в обитель и погребли за алтарем Успенского собора.

Свернуть
Эпическая картина Глазунова «Вечная Россия»: каких святых на ней можно найти и почему?
39. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России

Когда жил: 1865–1925

В 1898 году, будучи Североамериканским епископом, владыка Тихон во время миссионерского путешествия на север Аляски преодолел 11 000 км на байдаре. За время его архиерейства в епархии появились семинария, монастырь и богослужебная литература на английском языке. В ноябре 1917 года Поместный Собор избрал его Патриархом Русской Православной Церкви — первым после 200-летнего перерыва. В 1921 году, когда на страну обрушился голод, Патриарх Тихон благословил добровольно передавать церковные ценности в помощь голодающим, но воинствующим атеистам, взявшим власть, нужна была война с Церковью: ценности стали конфисковывать со скандалом, а на Патриарха обрушились гонения. Многократные допросы, аресты, известия о казнях сподвижников сказались на здоровье святителя. Его смерть не была насильственной, однако еще при жизни его считали мучеником. В 1989 году Патриарх Тихон был канонизирован в лике новомучеников и исповедников Российских.

Свернуть
1
0
Сохранить
Поделиться: