Много лет назад один крупный ученый бросил ироничную фразу про эпос древних скандинавов: «О нем написано очень много. Тем не менее, кое-что о нем все еще известно».
К несчастью, о святом Иосифе Волоцком можно сказать ровно то же самое. Для современного образованного человека это странная фигура. О нем написаны горы книг и статей. В нашей публицистике, особенно политизированной, создан устойчивый образ этого человека, давно затмивший истинные черты его личности. Вокруг фантома без конца полемизирует, не замечая… как далек от предмета споров «оригинал». Для одной группы спорщиков преподобный Иосиф — зачинатель «садически жестокой» традиции в истории нашей Церкви, русский инквизитор в колпаке с прорезями для глаз, сторонник безудержного обогащения духовной власти и раболепный прислужник власти светской. Иначе говоря, ходячий кошмар. Для другой — это истинно-русский патриот, верный слуга престола, идейный вдохновитель славной опричнины и суровый борец за чистоту веры. Другими словами, образец нравственного совершенства.
Преподобного Иосифа как будто «растащили на клипы». Упростили. Сделали понятнее…
И убили, таким образом, всю многозначность этой фигуры. А ведь он был тонким мыслителем, человеком сложной душевной организации, блистательным интеллектуалом. Что же касается отношений этого духовными пастыря со светскими властями, то они никогда не носили признаков раболепия, более того, вообще не были ровными и благополучными. Ему не раз приходилось испытывать тяжелые удары со стороны светских правителей.
Наша интеллигенция склонна ставить Иосифу Волоцкому в вину, во-первых, исходящую от него апологию церковного «стяжательства» и, во-вторых, гонения на еретиков-«жидовствующих».
Как понимал «стяжание церковное» сам святой Иосиф? Он вовсе не стремился сделать богатыми иноков, священников и архиереев. Но большие монастыри, да и Церковь в целом — да, должны обладать значительным доходом, ибо только так у Церкви появляется надежный источник для строительства храмов, для наполнения их богослужебной утварью, для милостыни. Обобщая — только так можно поддержать их самостоятельность, их независимость от воли «сильных людей».
Его собственная обитель жила по строжайшему уставу, он сам ходил в ветхой рясе. Во время голода иноки раздавали все свои припасы окрестным жителям и даже покупали для них хлеб на монастырские деньги.
Перу святого Иосифа принадлежит полемический сборник — «Книга на новгородских еретиков» или, иначе «Просветитель». «Слова» (отдельные поучения), составившие этот сборник, он создавал в то время, когда еретикам покровительствовал сам великий князь московский, они были в силе, их боялись. И правитель русский склонялся к мысли воспользоваться их помощью, чтобы «разъяснить» Русскую церковь, как Шариков — чучело совы в «Собачьем сердце». Иначе говоря, отобрать земли, уничтожить старинную самостоятельность, упростить и подчинить своему контролю. Высокопоставленные еретики занимали важные посты в духовной и светской иерархии, пользовались большой властью. Их действия вели к разрушению церковного организма и тотальному искажению веры. Противники «жидовствующих» претерпели немало бед. Защищая свою Церковь от этого недуга, преподобный Иосиф многим рисковал. Шла борьба, обе стороны дрались отчаянно…
Талант полемиста, коим в полной мере обладал Иосиф Волоцкий, сыграл очень важную роль в победе над ересью. Он требовал самых жестких мер, включая смертную казнь. Здесь преподобный Иосиф следовал древней византийской традиции.
Зададимся вопросом: можно ли было поступить иначе? Виднейшие деятели Церкви колебались на этот счет. Русская политическая культура тогда была более мягкой, чем византийская и западноевропейская. В Московском государстве до Ивана Грозного вообще не устраивали массовых репрессий. «Огненная казнь» для еретиков выглядела на Руси устрашающей «новиной»… Преподобный Иосиф требовал самого сурового отношения к ним, поскольку нарыв зрел на протяжении многих лет, и прочие, традиционные для нашей Церкви методы, — полемика, увещевания, отправка в дальние обители на покаяние — давно были исчерпаны, не дав результата. Нападки «жидовствующих» на Церковь и веру возобновлялись вновь и вновь. Трудно сказать, удалось бы с ними справиться иным способом.
В 1504 году русская столица озарилась кострами, на которых пылали вожди «жидовствующих». В огонь попало лишь девять человек. Подавляющее большинство избегло костра: их отправили в отдаленные монастыри на покаяние. Стоит ли напоминать, что прими обстоятельства иной оборот, и преподобный Иосиф сам мог оказаться и на костре, и в дальней ссылке?
Для нашего времени та эпоха не должна служить образцом. Жестокое наказание обрушилось на еретиков лишь тогда, когда Церковь оказалась на краю гибели. Позднее такое случилось лишь однажды — во времена гонений от соввласти, при «обновленцах»… Сейчас Русская Православная Церковь избавлена от столь мучительных степеней страдания. Да и мир наш стал мягче, легче в нем следовать заповеди Господней «не убий».
Преподобный Иосиф не напрасно стяжал славу столпа русского иночества. Он никогда ничего не искал для себя лично. Ни богатства, ни славы, ни положения придворного священника. Он говорил и действовал, защищая веру свою, Церковь свою, да монашескую братию в своей обители. Он был истинным монахом, презревшим все блага мира сего ради Христа. Общерусское почитание его установилось в 1589 году. Преподобного Иосифа канонизировали как образцового инока, обличителя ересей и великого чудотворца.
Читайте также:
Иосифляне, нестяжатели и ИНН
На заставке Иосифо-Волоцкий монастырь (фрагмент фото). Автор: FontCity - собственная работа, CC BY-SA 4.0