Значение имени Варлаам

В России вплоть до 1920 года достаточно редко  мальчикам давали имя Варлаам (Варлам). Минуло меньше, чем сто лет и это имя забылось. Ни разу за последние несколько десятилетий оно не попадало в поле зрения специалистов. И среди статистических данных по новорожденным младенцам мужского пола не числится даже в списке редких и уникальных имен. Тем не менее, святые носившие имя Варлаам встречаются в святцах как минимум 17 раз, в том числе среди них много новомучеников.

Имя Варлаам было популярно и в Римской империи, и в Византии, откуда перекочевало на Русь. В состав Римской и Византийских империей входили многочисленные народы (копты, персы, халдеи), которые принимая христианство, сохраняли собственные имена. Несмотря на то, что многие из этих имен принадлежали людям бедным и простым, они логически влились в латинский и греческий язык и стали неотъемлемыми их частями. Со временем лица благородного происхождения уже могли носить такие имена как Пафнутий, Варсонофий, Варлаам. Имя Варлаам по своему происхождению арамейское. «Бар Лахам», по гречески «Βαρλαάμ», принято переводить как «сын Бога» или «сын хлеба».

Популярность имени в Европе связана со святым Варлаамом Антиохийцем. Он пострадал за веру в 304 году во время гонений на христиан императора Диоклетиана. Святой мученик Варлаам был уже старым человеком, когда его по доносу схватили и привели на суд. Желая, чтобы он отрется от Христа и принес жертву на языческий алтарь, судья потребовал положить на ладонь Варлааму курительницу с ладаном. Варлаам, вопреки ожиданиям мучителей, мужественно держал горящий ладан, пока не сгорели его пальцы. Он так и не бросил  ладан на капище и вскоре умер.

На Руси детей редко называли Варлаамами. Со временем это имя и вовсе вошло в список сугубо церковных и малоупотребимых. Его давали людям, принимающим иноческий постриг. Поэтому оно было распространено среди духовенства.

Однако как минимум четверо святых широко почитались в нашей стране. Память трех из них совершается в один день, 2 декабря (19 ноября по ст.стилю). Это раннехристианский святой Варлаам Антиохиец Кесарийский (Каппадокийский) мученик, Варлаам Индийский, пустынник и Варлаам, игумен Печерский.

Варлаама Хутынского, прославившегося многочисленными чудесами Русская православная церковь вспоминает 19 ноября и 20 июня.

Преподобного Варлаам Хутынский

В семье богатых новгородцев Михаила и Анны родился сын. Это было в середине XII века. Его назвали Алексеем. Родители воспитывали мальчика в благочестии и страхе Божием. Алексей с раннего детства удивлял всех не только стремлением к знаниям, любви к Священному Писанию, но и строгим соблюдением поста. Детским шалостям и веселью он предпочитал молитву и уединение. Родители, беспокоясь за сына, настойчиво требовали от юноши не изнурять себя постом. Но мальчик разумно возражал им, цитировал Писание и говорил, что мечтает уподобиться святым.

Осиротев, он раздал свое имущество нищим. Сам удалился в одну из новгородских пустыней, где принял иноческий постриг с именем Варлаам. Но вскоре он решил взять на себя подвиг отшельничества. Один поселился недалеко от Новгорода в местечке Хутынь. Хутынь, или худое место, пользовалось среди новгородцев плохой славой. Люди считали, что там живет нечистая сила, и старались обходить его стороной. Святой Варлаам, искавший уединения, счел место подходящим, тем более, что приближаясь к Хутыни, он увидел столб света, который просиял для него как символ Божьего благоволения. В густой чаще он вырыл себе землянку. Проводил дни и ночи в посте и молитве. Носил власяницу и тяжелые вериги. Много трудился. Сам вырыл колодец, который сохранился по сей день. Очень скоро слава о подвижнике разнеслась по Новгороду и окрестностям. К святому Варлааму стали стекаться люди, как простые, так и знатные, которые ждали от него совета, назидания, благословения и просили о молитве. Многожды за советом приходили князья, которые внимали его простым и точным рекомендациям. Очень скоро в Хутыни стали собираться люди, желавшие подвязаться вместе со святым Варлаамом. Число иноков росло. И Варлаам решил построить небольшую деревянную церковь. Церковь освятили в 1192 году в честь Преображения Господня. Тогда же образовалась обитель, игуменом который стал преподобный Варлаам. Варлаам удостоился дара чудотворения и прозорливости. И даже архиепископ новгородский часто обращался к нему за советом и помощью. Достроив каменный храм на месте прежнего деревянного, святой Варлаам предсказал свою близкую кончину. Рыдающей братии он обещал, что не оставит обитель и ее насельников в своих молитвах. Он также пообещал доверить монастырь подвижнику Божию, игумену Антонию из Иерусалима. И действительно, вскоре в Хутынь прибыл инок Антоний. А святой Варлаам отошел ко Господу. Это случилось 6 ноября 1192 года. На погребение в Хутынь приехало множество новгородцев, монахи всех монастырей во главе с новгородским архиепископом. И как говорит житие, «плач народный заглушал погребальное пение». С тех пор и по сей день в Хутынском монастыре существует обычай раздавать милостыню в день кончины преподобного Варлаама. Много раз у гроба преподобного Варлаама совершались чудеса. Это вынудило  в 1452 году архиепископа новгородского Евфимия предпринять освидетельствование мощей. После трехдневного поста и молитвы гроб с телом преподобного Варлаама Хутынского был вскрыт. Мощи святого были обретены нетленными и схожими с изображением на иконе. Преподобный Варлаам был местночтимым новгородским святым. С 1461 года начинается его общероссийское почитание. Русская православная церковь вспоминает преподобного дважды в году: 6 ноября, в день кончины, и в первую пятницу (20 июня) Петрова поста. Вероятнее всего, эта дата связана с предсказанным преподобным Варлаамом чудом. Однажды, на просьбу архиепископа приехать в Новгород, святой Варлаам пообещал, что «если Бог благословит, то приеду на санях в пяток первой недели поста Святых Апостолов Петра и Павла». Так и произошло. Неожиданно летом выпал снег, по глубокому снегу Варлаам приехал на санях к расстроенному архиепископу. Приехал и утешил. Пообещал, что, несмотря на мороз, хлеба не вымерзнут, но будет обильный урожай. По его слову чудо это произошло.

Тропарь преподобному Варлааму Хутынскому

глас 3

Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобному Варлааму Хутынскому глас 8

Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

0
0
Сохранить
Поделиться: