Кольские камни

2006

Люди, реки, камни Русского Севера в картинах Татьяны Юшмановой

Эта работа написана в заполярной старинной деревне Ковда на Кольском полуострове. Залив Белого моря, невысокие сопки, озёра, порожистые реки, дремучие леса. И камни, камни — покрытые мхами и лишайниками, которые особенно красивы осенью, когда багрянеют низкорослые ягодники. Каменистый холм над деревней венчает поклонный крест, поставленный поморами в память о мореходах, не вернувшихся домой. К нему и сегодня приходят молиться женщины за тех, кто в море, и благодарят Бога мужчины после возвращения с опасного промысла. Крест стоит здесь веками, и, когда совсем ветшает, его обновляют.

Люди, реки, камни Русского Севера в картинах Татьяны Юшмановой

Татьяна Юшманова

Окончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, училась в исторической мастерской профессора И. С. Глазунова под руководством И. И. Глазунова. Коренная москвичка, в детстве и юности она много времени проводила в глухой ярославской деревне — во многом оттуда Татьяна вынесла особую любовь к русской глубинке. Еще учась в Академии, начала путешествовать по России и была покорена Севером с его неповторимым деревянным зодчеством. Татьяна и ее муж, священник Алексей Яковлев, 16 лет назад создали проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» — восстанавливают с единомышленниками поруганные и заброшенные деревянные храмы.

Радость. Первая весна

2009–2010

Люди, реки, камни Русского Севера в картинах Татьяны Юшмановой

Я изобразила своего маленького первенца с моей мамой в деревне. Сыну еще не исполнилось годика, и всё у него было впервые. Маленького Колю тогда завораживала вода, он очень любил смотреть, как ее достают из колодца и разливают по ведрам. Так и возникло желание запечатлеть дорогих мне людей, остановить мгновение бегущей как вода жизни. И теперь, по прошествии многих лет, глядя на эту работу, я окунаюсь в тепло и радость той далекой весны.

Тишина

2005

Люди, реки, камни Русского Севера в картинах Татьяны Юшмановой

«Тишина» — работа, стоящая для меня особняком. Написана она под впечатлением жизни на Валааме, где я крестилась в водах Ладожского озера в 18 лет. Она отражает возвышенно-радостное, трепетное, сокровенное состояние души, стремящейся соединиться с Богом.

Портрет бабушки Зои

2010

Люди, реки, камни Русского Севера в картинах Татьяны Юшмановой

Бывают в жизни встречи знаковые, посланные Богом. Одной из таких встреч в моей жизни стало знакомство с бабушкой Зоей, которая всю жизнь прожила в маленькой деревне Калитинка недалеко от Каргополя, никогда ее не покидая. В деревне был старинный деревянный храм, куда маленькую Зою водила бабушка, и часовенка. Храм разрушили, но часовня рядом с домом бабушки Зои уцелела, и она стала ее хранительницей. Много десятилетий каждый день Зоя приходила туда, молилась, поддерживала порядок и оберегала писаный двухметровый крест-распятие, который множество раз пытались под разными предлогами вывезти из часовни.

Мы с мужем, протоиереем Алексеем Яковлевым, познакомились с бабушкой Зоей, когда ей было 95 лет. Часовенка совсем обветшала, но каждый день старушка с трудом взбиралась по разрушенным ступеням и молилась… Нас поразила ее доброта, чистота души и верность Богу. Мы решили восстановить часовенку, чтобы бабушка Зоя успела порадоваться. Это удалось сделать силами добровольцев нашего проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». В деревню стал приезжать священник, и бабушка Зоя получила возможность исповедоваться и причащаться.

Пристань

2003

Люди, реки, камни Русского Севера в картинах Татьяны Юшмановой

«Пристань» — моя дипломная работа в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, большой четырехметровый холст. На ней люди ожидают рейсовый кораблик на одной из северных рек. Персонажи — собирательный образ народа. Не случайна осень. Она символизирует еще красивое, но трагичное угасание русской деревни, прежнего уклада жизни.

Но всё же я не теряю надежду на возрождение, а оно возможно, только если народ не отступится от веры. Поэтому на втором плане группа паломников. На переднем — бабушка, на чью долю выпали тяжкие испытания XX века, напряженно вглядывается в даль, в будущее, и мальчик — за ним выбор.

2
4
Сохранить
Поделиться: