![5 любимых картин художника Сергея Андрияки](https://media.foma.ru/2024/02/TD-TV-R-TA-TP-4.jpg)
Я считаю себя русским художником, убежденным сторонником реализма в искусстве. Свои работы пишу в основном с натуры и по памяти. Я убежден, что естественная красота возвышает человека над обыденностью. Меня вдохновляют на творчество мимолетные состояния природы: последние лучи заката, нежная майская зелень, туманная дымка, сказочный иней — все то, чего мы не замечаем в суете.
Зимний вечер, 2009
![5 любимых картин художника Сергея Андрияки](https://media.foma.ru/2024/02/A091103_32x43-2.jpg)
Как было не написать удивительной красоты тихий зимний вечер! Яркий месяц на темном небе, заснеженные деревья и дома, теплом разливается свет в окошках, дым из трубы — прекрасный образ мироздания. На улице сказочно красиво и зябко, а в доме горит свет, топится печь… Чарующий пейзаж, нарисованный жизнью.
Калина на снегу, 1986
![5 любимых картин художника Сергея Андрияки](https://media.foma.ru/2024/02/TB-TG-1986-38TE52.jpg)
Проезжая мимо метро «Сокол», я увидел бабушек, которые продавали пучочки аккуратно связанных ягод калины. Я остановился, даже не зная зачем, и купил их. Наверное, они мне понравились, уж очень были красивы. Я еще не знал, какой натюрморт с ними буду делать и буду ли я их вообще рисовать. Привезя в мастерскую калину в пучках, я бросил ее за окошко, которое у меня выходило на плоскую крышу.
Потом выпал снег, и как-то раз, выглянув в окно, я увидел припорошенную калину, которая смотрелась необыкновенно живописно.
Окно у меня в мастерской находилось на достаточно большой высоте. Поэтому, чтобы из него что-нибудь написать, например живой, не составленный натюрморт, мне пришлось поставить к окну большой замысловатый купеческий сундук из старого Замоскворечья и водрузить на него два стула. На один из стульев я поставил доску и краски и в таких сомнительно комфортных условиях, выглядывая из окна, написал эту работу.
Новогодний праздник, 1984
![5 любимых картин художника Сергея Андрияки](https://media.foma.ru/2024/02/M_An8.jpg)
Такое необычное полотно появилось под впечатлением от услышанной истории.
На Николин день я ехал в автобусе с могилы отца, расположенной на Хованском кладбище. Одна пожилая пассажирка рассказала, что похоронила свою единственную дочь и осталась совсем одна. С тех пор она каждый год проводит новогоднюю ночь среди могил в полном одиночестве. Я был просто поражен этой историей. В тот же день, придя в храм, услышал проповедь священника, который говорил о том, что на общем фоне праздника и веселья многие люди испытывают разные переживания, потери, одиночество.
В картине две темы. Первая — тема праздника: хорошо виден главный атрибут Нового года — маленькая ёлочка, которая заботливо украшена и поставлена любящей матерью на могилу дочери. На заднем плане яркими огнями горит Москва, празднующая наступивший Новый год. С одной стороны, бабушку немного жаль, но, с другой, становится понятно, что ей хочется быть именно здесь, на холодном кладбище, рядом со своей единственной дочкой.
И вторая тема. На переднем плане — могильные плиты, а вдали — коробки жилых домов. Нет деревьев, только пустота и холод. Жилые дома, переходящие в надгробные плиты, и плиты, переходящие в дома…
Цветущая вишня, 1995
![5 любимых картин художника Сергея Андрияки](https://media.foma.ru/2024/02/zh-TVTGTJ-TP-TI-TP.jpg)
Она была написана весной с натуры — букет из наломанных веток; вишню я привез, по-моему, из Сергиева Посада. У меня тогда было романтически-влюбленное внутреннее состояние, потому что у нас с моей супругой Дашей был медовый месяц. Это не только и не столько натурная вещь, она вся светится, как-то переливается, и в целом создается впечатление одной перламутровой нежности — отражение любви.
Портрет старца (архимандрит Сергий), 1986
![5 любимых картин художника Сергея Андрияки](https://media.foma.ru/2024/02/Ja-TATVTA-TV-TBTV-TATZh-_-RTATE-TA-TV-b-TA-Zh_87_60_45.jpg)
Этот портрет был написан через девять лет после кончины архимандрита Сергия. Он отошел ко Господу прямо на рождественской службе, стоя посреди храма. Судьба этого старца, подвижника благочестия, и его семьи не менее удивительна, чем его кончина.
Я удостоился чести быть его крестником, и с раннего детства меня привозили на службу и в его дом в Фирсановке. Этот великий человек оказал влияние на мое становление как личности и как художника. В цикле работ по Фирсановке я постарался более подробно рассказать о биографии отца Сергия, о жизни в домовом монастыре, созданным им и его семьей, принявшей монашеский постриг. В этом доме царила любовь ко всем и ко всему живому, здесь преклонялись перед красотой Божьего мира, радовались простой сосульке, выросшей над окном, ярко переливающейся в лучах солнца.
Архимандрит Сергий был человек совершенно неординарный, высокодуховный, необыкновенно эрудированный и высокообразованный. Он служил в Медведкове, в храме Покрова Богородицы, поэтому этот храм так часто встречается в моем творчестве.
В 1976 году он пригласил меня с собой на Ваганьковское кладбище, к своим родителям. Мы поехали на такси, и во время пути отец Сергий поддерживал с таксистом живой разговор о футболе, он даже называл какие-то фамилии. Таксист был совершенно обескуражен эрудированностью своего собеседника, ибо облик его был совершенно необычен, резко выделялся из общей массы, и, конечно, горячо воспринял слово о вере именно из его уст.
Видя его живую веру, несравнимое духовное и интеллектуальное превосходство, было просто невозможно не следовать за отцом Сергием.
Когда он ушел из этого мира, мне хотелось написать его портрет, но, хотя у меня и были какие-то наброски, рисунки, за все девять лет почему-то сам портрет никак не получался. Однажды мне приснился сон, будто я нахожусь у него в кабинете и рисую его в своем альбоме, а он оборачивается ко мне и произносит: «Рисуй, рисуй». Я понял, что должен сделать еще одну попытку и написал его очень быстро, всего за два сеанса. Получился, с одной стороны, образ человека, переживающего и страдающего о других, а с другой стороны — такая просветленность внутренняя, задумчивость и мудрость.