4 декабря 2025 года, четверг, Введение во храм Пресвятой Богородицы: что будет в храме?
Ежегодно 4 декабря Церковь выделяет как двунадесятый праздник Введения (Входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В 2025 году празднику предшествует один день предпразднства (3 декабря) и 4 дня попразднства (по 8 декабря).
Праздник посвящен воспоминанию о том, как родители Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна привели Ее в Иерусалимский храм. Таков был данный ими обет. Дальнейшая Ее жизнь была посвящена Богу — молитва, чтение Священного Писания, рукоделие. Так продолжалось до совершеннолетия, когда Ее обручили праведному Иосифу.
Четверг, 4 декабря 2025 года, Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Особенность праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в том, что упоминания об этом событии нет ни в одном из четырех Евангелий. Все, что вошло в традицию Церкви, описано в апокрифах и более поздних источниках.
На многих иконах праздника мы видим, как Пресвятая Дева поднимается по крутым ступеням храма, где Ее встречает первосвященник. По особому внушению Божию он проводит Ее в Святая Святых — сакральное место, куда позволялось входить только первосвященнику, и лишь раз в год.
Подробнее о празднике читайте в наших материалах:
- Введение в храм Пресвятой Богородицы – что это за праздник и в чем его смысл?
- Введение во храм Пресвятой Богородицы: почему событие, о котором молчит Библия, — сегодня великий праздник?
- История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Храм, в который вошла Богородица или Место встречи Ветхого и Нового Заветов
- Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Особенности богослужения
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:// радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Перевод:
В сей день — предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»
Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.
Перевод:
Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она — скиния Небесная.
Молитва Пресвятой Богородице в честь Введения Ея во Храм
О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем, в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови, в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея в храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты, в храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию, и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Величание Пресвятой Богородице в честь Введения Ея во храм
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.
С этого дня и вплоть до отдания Рождества Христова на вечернем богослужении во время чтения канона начинают исполняться рождественские ирмосы, которые открываются песнопением «Христос раждается».
В сам праздник на 9-й песни канона вместо пения «Честнейшую херувим» к тропарям канона добавляются особые припевы.
На литургии поется задостойник — так называется песнопение, которое в праздничные дни заменяет привычное «Достойно есть». Задостойник начинается с припева «Ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых».
В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы священнослужители одеты в белые или голубые облачения.
Традиции праздника
Введение во храм Пресвятой Богородицы Церковь всегда празднует во время Рождественского поста. Но в этот день пост ослабляется — разрешается рыба.
Чтение Евангелия
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42, глава 11, стихи 27–28
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Комментирует священник Антоний Борисов
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Комментирует священник Павел Великанов
Апостольское чтение
Послание апостола Павла к Евреям, глава 9, стихи 1–7
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Комментирует священник Павел Великанов
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Редакция «Фомы» поздравляет вас с двунадесятым праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы и желает доброго дня в храме!

