
Сенсация! Ученые нашли очередное новое «евангелие», которое наконец «расскажет правду» об Иисусе Христе. Верить ли этому? Нет. Ведь все эти находки — апокрифы. Рассказываем, что это такое в Слайдах «Фомы».
Апокрифы (греч. — тайный, сокровенный) — тексты первых веков, которые могли быть написаны как в христианской, так и в сектантской среде и не включены в библейский канон. С самого начала Церковь отнеслась к ним с недоверием. Например, гностики писали в подражание Священному Писанию, но их информация основана на слухах и собственных воззрениях.
Есть. Например, «Пастырь» Ерма, «Послание Игнатия Богоносца», «Дидахе» (учение 12-ти апостолов). Церковь эти тексты признает важными, хотя в Новый Завет они не включены. Это не умаляет их значения, но с точки зрения спасения и вероучения они не несут той ценности, как книги Нового Завета.
Некоторые отвергались потому, что их значение менее важно, чем Четвероевангелие. Другие тексты, по свидетельству первых христиан, содержат грубые искажения реальных Евангельских событий.
Точного ответа нет. Некоторые апостолы написали Евангелия как ответ на появившиеся слухи и небылицы о Христе. Например, апостол Лука в самом начале прямо говорит о том, что многие стали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк 1:1-4).
Со II по IV век — к тому времени новозаветные книги уже были написаны и сам новозаветный канон в целом уже сформировался. Такие апокрифы вышли не из христианской среды и искажали Священное Писание.
От Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они есть в любом издании Библии. Их утвердили апостолы еще в I веке от Р.Х. и это зафисировано в 85-м правиле святых апостолов.
Канонические книги Нового Завета порой незначительно расходятся в мелочах, но едины в главном. В то время как остальные «благовествования» рисуют собственные, категорически несовместимые друг с другом картины, причем каждая из них очень хорошо согласуется с определенным учением, которые соперничали с христианством.
Есть простой способ: если этот текст претендует на рассказ о земной жизни Спасителя или деяния святых апостолов, и если его нет в Синодальном переводе Библии (в случае с Россией) — это апокриф.
И правда, незачем. Люди хотели прояснить те моменты Евангелия, которые оказались «за кадром» — например, о детстве Спасителя. К сожалению авторы просто придумывали небылицы. Вторая причина — «идеологическая». Мистические и философские группы использовали евангельские сюжеты для изложения своих воззрений, то есть пытались переосмыслить христианство на свой лад.
Чаще всего это невозможно выяснить по двум причинам. Первая — авторское право как понятие не существовало в первые века. Часто ученик философа или апостол считал уместным написать в заголовке их имя, а не свое. Вторая причина — сознательная подмена авторства. Люди выдавали свои тексты за творения апостолов, авторитетов Церкви или библейских персонажей, чтобы вызвать доверие к написанному.
Не во всем. Есть фрагменты, которые действительно дополнили церковное Предание. Например, празднование Рождества Богородицы, Ее Введения во храм, отчасти даже Благовещения основаны на апокрифическом «Протоевангелии Иакова». Из него же взяты иконографические подробности изображений Божией Матери, Иоакима и Анны, Иосифа. В канон Библии такие апокрифы не включены, но они не противоречат евангельскому сюжету.
Нет, вы просто познакомились с историческими документами конкретной эпохи. Греха в этом нет, если вы осознаете, что на основе такого документа нельзя строить свою веру.
Журнал «Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
А кто интересно кроме Господа Бога уполномочен называть эти труды ересью?
Господь и называет.
Вы Его сами можете спросить - согласовывали ли составители библейского свода книг свои решения лично с Ним?
Обратитесь к Царю царей и Господину господств в молитве с просьбой о вразумлении.
Но - обязательно, отложив своё мнение о том, каким ответ должен быть.
Господь реален!
Господь уполномочил Церковь самоуправляться и следить за своей чистотой, разве нет?