Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» раскрывает смысл одноименного двунадесятого праздника. Ряд иконографических особенностей дает более глубокое понимание значения для нас этого события земной жизни Девы Марии.
Введение Богородицы во храм: икона
Введение Богородицы во храм вошло в церковный календарь позднее других главных праздников, а икона изначально была лишь фрагментом житийного цикла. Но в начале второго тысячелетия этот сюжет прочно укоренился как в богослужебной, так и в иконописной традиции.
Согласно Преданию, из которого мы узнаем подробности жизни Пречистой, когда Ей исполнилось три года, родители, следуя данному Богу обету, привели дочь в Иерусалимский храм.
В центре композиции находится Сама Дева Мария. Ее фигура по росту обычно меньше всех остальных персонажей, присутствующих на иконе, — встречающего Ее первосвященника Захарии, провожающих Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, и сопровождающих Ее юных дев. Но при этом Она одета в мафорий — традиционную одежду взрослых женщин, покров, в котором мы привыкли видеть Богоматерь. В Ее образе объединены детская открытость и чистота, зрелая вера и преданность Богу. Обычно на иконе «Введение» можно увидеть ступени храма, по которым Она легко и решительно поднялась, чтобы позднее Самой стать «Боговместимым храмом» — Матерью Спасителя.
На многих иконах фигура Пречистой изображена дважды. В верхнем углу Она сидит или стоит в Святая святых — самом сокровенном месте Иерусалимского храма. Туда лишь раз в году мог заходить первосвященник, чтобы окропить священное место кровью жертвенных животных — это символизировало искупление грехов народа. Богородица зашла туда беспрепятственно, потому что именно Ей предстояло родить Искупителя, Который возьмет на себя грехи всего человечества. Рядом с Девой Марией — ангел, питающий Ее «небесным хлебом».
В сцене общения Богоматери с ангелом можно также увидеть отсылку к другому важному событию христианской истории — Благовещению. А иногда рядом со святым Захарией, отцом Иоанна Крестителя, встречающим Деву Марию в храме, может быть также написана фигура святого Иосифа Обручника, позже взявшего на себя заботы о Ней и о рожденном Ею Младенце. Таким образом, в иконе «Введение Богородицы во храм» показан момент начала и обозначены некоторые вехи дальнейшего служения Богоматери.
Фото иконы «Введения Богородицы во храм»
Многообразие деталей, элементов и вариаций на фото иконы «Введение Богородицы во храм» позволяют увидеть и понять суть события.
Например, на ряде икон за фигурой пророка Захарии видны врата, которые он открывает Пресвятой Деве. Так иконография Введения подчеркивает представление о Богородице как о Двери Господней, то есть о Той, через Которую Спаситель пришел в мир.
На одних иконах только фигура Богородицы маленькая, а остальные персонажи выше ростом, что указывает на Ее готовность следовать воле Божьей даже в раннем, совсем детском возрасте. На других иконах — торжественно провожающие Ее юные девы приближены в пропорциях к Пречистой, но только Она одна избрана Богом пройти особым путем.
Иерусалимский храм на разных иконах изображен по-разному: на одних мы видим византийскую архитектуру, на других — характерные для русских церквей маковки. Иконописцы не могли знать, как выглядела древняя святыня на самом деле — она была разрушена еще в I веке. Каждый добавлял знакомые ему виды, и событие, произошедшее в ветхозаветном храме столетия назад, как будто становилось ближе к смотрящему на икону.
Особого внимания заслуживает фото чудотворной иконы «Введение Богородицы во храм» из сибирского села Ярское, местонахождение которой сегодня неизвестно. По преданию, святыня была найдена жителями в ветвях черемухи в середине XVII века. Явление ее сопровождалось чудесами, и за три столетия множество исцелений и избавлений от бед произошло по молитвам перед ней. В 1930-е годы сельская церковь, где находилась почитаемая икона, была разрушена, а сама она исчезла. И лишь сохранившаяся литография позволяет увидеть чудотворный образ.
Есть еще одна знаменитая икона с тем же сюжетом, но немного другим названием «Введение Пресвятой Богородицы во Святая святых». Она была написана в XIV веке по благословению святителя Алексия Московского и по видению преподобного Варлаама, основателя Владычнего Введенского Серпуховского монастыря. Икона сразу стала почитаться чудотворной. После закрытия монастыря она попала в музей, а для восстановленной обители был сделан точный список.