Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 9 августа.
Воскресенье, 9 августа 2020 года
Память одного из самых почитаемых раннехристианских святых – великомученика и целителя Пантелеимона — уже много веков празднует Православная Церковь 9 августа. В этом году этот день приходится на воскресенье, и значит каждый христианин придя на литургию сможет поблагодарить святого врача и бессребреника и попросить его молитв.
Подробнее о святых врачах и целителе Пантелеимонечитайте в наших материалах:
• 15 исторических фактов о влиянии Церкви на развитие медицины
• Целитель Пантелеимон: святой и мученик
• Святые врачи: коротко о 10 самых известных
• Краткое житие великомученика и целителя Пантелеимона
Тропарь святому великомученику и целителю Пантелеимону:
Стpастоте́pпче святы́й и целе́бниче Пантелеи́моне,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да пpегpеше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак святому великомученику и целителю Пантелеимону:
Подража́тель сый Ми́лостиваго/, и исцеле́ний благода́ть от Него́ прие́м,/ страстоте́рпче и му́чениче Христа́ Бо́га,/ моли́твами твои́ми душе́вныя на́ша неду́ги исцели́,/ отгоня́ при́сно борца́ собла́зны от вопию́щих ве́рно:// спаси́ ны, Го́споди.
Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону:
О, вели́кий Христо́в уго́дниче и пресла́вный целе́бниче, великому́чениче Пантелеи́моне! Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й и Триипоста́сныя Его́ сла́вы наслажда́яйся, те́лом же и ли́ком святы́м на земли́ в Боже́ственных хра́мах почива́яй и да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чные чудеса́ источа́яй. При́зри ми́лостивым твои́м о́ком на предстоя́щия лю́ди и честне́й ико́не уми́льно моля́щиеся и прося́щия от тебя́ целе́бныя по́мощи и заступле́ния. Простри́ ко Го́споду Бо́гу на́шему те́плые моли́твы свои́ и испроси́ душа́м на́шим оставле́ние согреше́ний на́ших. С ве́рою призыва́ем и́мя твое́, святы́й пра́ведный Пантелеи́моне. Я́ко ты прия́л еси́ благода́ть от Го́спода Бо́га – неду́ги отгоня́ти и стра́сти исцеля́ти. Тебя́ у́бо про́сим: не пре́зри нас, недосто́йных, моля́щихся тебе́ и твоея́ по́мощи тре́бующих. Бу́ди нам в печа́лех уте́шитель, в неду́зех лю́тых стра́ждущих врач. Напа́ствуемым – ско́рый покрови́тель. Оча́м неду́гующим – прозре́ния да́тель. В ско́рбях пребыва́ющим – гото́вейший предста́тель и исцели́тель. Исхода́тайствуй всем вся, я́же ко спасе́нию поле́зная. Я́ко да твои́ми ко Го́споду Бо́гу моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим всех благи́х Исто́чника и Даропода́теля, Бо́га Еди́ного, в Тро́ице Свято́й сла́вимого, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
День памяти святых
Преподобная Анфиса Мантинейская и 90 сестер ее (VIII)
Преподобная Анфиса жила в Мантинее Пафлагонской в Малой Азии. Она стала игуменией в обители в горах, где собрались 90 сестер. За неисполнение повеления императора отказаться от почитания икон святую пытали.
Краткое житие преподобной Анфисы слушайте на радио «Вера».
Ровноапостольные Наум († 910), Савва, Горазд и Ангеляр Болгарские
Их называют седмочисленниками — святыми учениками и последователями равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавшими церковнославянский язык и переведших на него Священное Писание. В их честь в Болгарии существует церковь Святых Седьмочисленников, переоборудованная из мечети.
Святой Наум выстроил Архангельский монастырь на берегу Охридского озера, который на века стал прибежищем для бедных и увечных. Он был погребён в устроенном им монастыре и от его мощей и сегодня совершаются чудеса. Мощи святых Горазда и Ангеляра почивают близ Берата в Албании.
Равноапостольный Климент, архиепископ Охридский (916)
Рассказ о седмочисленнике и первом славянском писателе, претерпевшем за свою просветительскую деятельность тюремное заключение, пытки и даже рабство, слушайте на радио «Вера».
Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский (1392)
Краткое житие богатого и знатного юноши, избравшего путь юродства, читайте и слушайте на радио «Вера».
Святитель Иоасаф, митрополит Московский и всея Руси (1555)
Спустя год после избрания его настоятелем Троице-Сергиевой Лавры там крестили Иоанна, сына Великого князя Василия, ставшего первым царем - Грозным.
Летом 1541 года было нашествие на Москву Крымского хана. Первосвятитель призывал государя остаться в столице во время ожидаемой осады для поддержания мужества москвичей. Первосвятительство Митрополита пришлось на время малолетства Иоанна Грозного, отличавшееся борьбой боярских группировок. При захвате власти сторонниками Шуйского мятежники бросали камни в окна его кельи и вынудили удалиться на Троицкое подворье. Но вскоре пришли туда и едва не убили святителя. Заступничество игумена Алексия, который именем преп. Сергия умолял пощадить святителя, сохранило ему жизнь.
3 января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда через пять лет его перевели в Троице-Сергиеву Лавру, где он занимался перепиской и исправлением книг. В библиотеках Лавры и Московской духовной академии находилось до 23 номеров его рукописей (кроме богослужебных).
Мощи святителя до сих пор почивают в Троице-Сергиевой Лавре в притворе Троицкого собора - Серапионовой палате. Там в марте 2006 года при ремонте пола были обнаружены места захоронений митрополита Иоасафа и святителя Серапиона Новгородского, по имени которого палата получила свое название.
Собор Смоленских святых
Краткий рассказ о Смоленских святых слушайте и читайте на радио «Вера». Интересно, что совсем недавно — 27 декабря 2016 года были причислены к лику святых пустынножители Рославльских лесов схимонахи Никита и Феофан.
Преподобный Герман Аляскинский (1837)
Небольшой рассказ из жития преподобного Германа слушайте на радио «Вера»
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский (28 декабря 1867 — 9 августа 1918)
Василий Иванович родился в семье униатов, в 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви. Окончил Холмскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1891 году пострижен в монашество, 30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха и до 1897 года кандидат богословия заведовал миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае.
В 1897 году назначен начальником новосозданной Корейской духовной миссии. Корейские власти отказались впускать миссионеров в страну и состав миссии, ожидая решения вопроса, временно поселился в поселок Новокиевск (ныне Краскино), где изучали корейскмй среди местных корейцев-старожилов. Здесь архимандрит Амвросий служил в одной из полковых церквей и обличал местных военных за разгульную жизнь, позорящую доброе русское имя среди инородцев. Военные в ответ писали на него доносы, и в 1899 году он был отозван в Санкт-Петербург и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве.
В 1901 году назначен ректором Волынской духовной семинарии, а в 1904 хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 5 октября 1916 года - правящий епископ Сарапульский и Елабужский. Организовал уездные общества трезвости, смело проповедовал, активно боролся с сектами.
18 марта 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации был уволен на покой в Свияжский Успенский монастырь Казанской епархии. Там епископ увещевал народ крепко держаться веры отцов, не поддаваться агитации атеистов, молиться за заключенного императора Николая II.
Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе пункт конного завода, владыка сказал земельному комиссару: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре его арестовали и отправили в Казань. Главными свидетелями против него выступили несколько насельников, отличавшиеся распутной жизнью и замешанные в хищениях, по отношению к которым настоятель принимал строгие меры. Рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и революционный трибунал в марте оправдал епископа. Владыка снова служил, бесстрашно проповедовал: «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять».
В июле 1918 епископа арестовали по личному приказу Троцкого. Он был замучен 9 августа: келейник Иов (Протопопов) нашёл через несколько часов посреди нескошенного поля тело архипастыря с множеством штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Он предал его земле и 12 лет платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле. В 1930 году земля отошла колхозу, и в дальнейшем не удалось установить судьбу безвестной могилы владыки Амвросия.
Священномученик Платон Горных (1860 - 1918)
Родился в семье священника Горгония. Отец умер, когда Платону было пять лет. По окончании Пермской духовной семинарии рукоположен во священника. После прихода к власти большевиков началась Гражданская война. В Ирбитском уезде отряды красногвардейцев часто выполняли роль карателей.
Получив донос о том, что отец Платон до революции был председателем местного отделения Союза русского народа, а его сын воюет на стороне атамана Оренбургского казачьего войска, красногвардейцы пришли к священнику. В то раннее утро матушка готовила завтрак, и увидев их, сначала смутилась, но затем пригласила к столу непрошеных гостей. Плотно позавтракав те объявили, что пришли с обыском. Когда они вывели священника на улицу, то увидели несколько сотен женщин и стариков. Даже бомба в руках карателя и крик «Стоп, а иначе буду бросать бомбу!» не остановили людей, собравшихся на защиту отца Платона. Только залп красногвардейцев поверх голов остановил толпу. Усадив священника на дрезину, они поехали на станцию Егоршино, где находился в то время красногвардейский штаб, и весь день продержали под арестом, намереваясь вечером расстрелять. Однако многие рабочие выступали против его казни и вызванный комиссар Сибирско-Уральского фронта из боязни перед народом рекомендовал отпустить священника под расписку, оставив расправу с ним до более удобного случая.
В 1918 году священник из соседнего села Сарафанова Флорентий Троицкий писал: “Объявленную мобилизацию... народ принял неохотно; подлежащие призыву разбежались по лесам… Каратели решили отца Платона и двух прихожан расстрелять на страх другим. Незаконный приговор был приведен в исполнение около двух часов дня в небольшом леску в версте от храма. Отец Платон убит двумя пулями. Одна – в сердце, а другая – в правое легкое. Смерть была моментальная. Встретил ее отец Платон мужественно, со сложенными крестом на груди руками и поднятыми глазами к небу.”
Священномученик Пантелеимон Богоявленский (1918)
Родился в начале 1880-х в городе Великие Луки Псковской губернии в семье псаломщика городского собора Иоанна. В 1903 году Пантелеимон окончил Псковскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком, в 1907 рукоположен во диакона, а 30 сентября 1908 года – во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери Воронцовского Благовещенского женского монастыря, основанного за 10 лет до того праведным Иоанном Кронштадтским. Здесь он служил три года. С 1911 года отец Пантелеимон служил в городе Порхове. В сентябре 1918 ему не было и 40 лет, за произносимые проповеди он был арестован Псковской губернской чрезвычайной комиссией и расстрелян.
Священномученик Иоанн Соловьев (26 января 1894 - 9 августа 1941)
Родился в Рязанской губернии в семье псаломщика Михаила. В 1909 окончил Рязанское духовное училище, в 1909-1911 годах обучался в Рязанской духовной семинарии. В 1912 году он поступил псаломщиком в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Красном Пронского уезда Рязанской губернии. В 1917 рукоположен во диакона, а в 1930 году – во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Кончакове Луховицкого района Московской области.
В конце ноября 1937 года были допрошены штатные свидетели и 16 декабря 1937 года он был арестован и заключен в одну из тюрем в Коломенском районе.
- Следствию известно, что вы, будучи недовольны существующим строем, высказывали контрреволюционную клевету, пораженческие настроения против советской власти и террористические против коммунистов. Признаете ли вы это? – спросил его следователь.
– Это я не признаю, – ответил священник.
– Следствию также известно, что вы призывали население не голосовать за коммунистов. Признаете ли вы это?
– Этого не было, это я не признаю, так как никогда против коммунистов не говорил и виновным себя в этом не признаю.
В тот же день следствие было закончено. 20 декабря тройка при УНКВД по Московской области приговорила отца Иоанна к 10 годам заключения. Священник Иоанн Соловьев скончался в концлагере 9 августа 1941 года и был погребен в безвестной могиле.
Особенности православного богослужения
За литургией весь храм — прихожане, а не только церковный хор — произносит молитву «Отче наш». Сегодня мы предлагаем вам осмыслить то, что стоит за привычными многим словами.
«Отче наш»: 10 вопросов о главной христианской молитве
Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом последования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 22-34
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. 25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. 29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 17 - глава 16, стих 2
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. 18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. 19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. 20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. 21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. 22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. 23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. 24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. 25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: "возненавидели Меня напрасно". 26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. 2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Апостольское чтение:
Первое Послание к Коринфянам, глава 3, стихи 9-17
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. 10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. 11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Второе Послание к Тимофею, глава 2, стихи 1-10
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. 3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. 4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. 5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. 6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. 7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие дня передает нам страх утопающих апостолов: мы погружаемся в волнующееся море, нас трясет сильный ветер, охватывает ужас от волн, покрывающих корабль. Неслучайность этих событий очевидна - Спаситель понудил (как говорит Евангелие) учеников Своих войти в корабль. Так неужели для того, чтобы они претерпели такое бедствие? Почему Он, добрый и желающий всем спасения, а не бед, не запретил им это плавание или не усмирил море?
Святитель Димитрий Ростовский в Поучении в неделю девятую по Святом Духе «Корабль же бе посреде моря, влаяся волнами: бе бо противен ветр» тоже ищет причину, по которой Господь попускает бурю и волнение: «за что Он так наказывает нас, почему оставляет нас бедствовать среди таких зол? У святого Амвросия мы заимствовали одну причину, по которой Господь попустил, чтобы волны бросали апостольский корабль, а именно ту, что в корабле между апостолами был Иуда. Кто же является Иудой в корабле отечества христианского? Поистине, всякий нераскаянный грешник есть Иуда, – посему-то и восстают на нас волны таких бедствий.
...В волнении апостольского корабля виновен Иуда; в бедствиях церковного и всенародного корабля виновны злобные, ожесточенные, нераскаянные, многочисленные, иудообразные грешники; в треволнениях же мысленного корабля – каждого в отдельности человека – виновен личный грех каждого, от которого всякий хочет отстать и в нем раскаяться.
...Что же нам делать, дабы прекратилось волнение на великом и пространном море мира сего, и корабли наши имели бы тихое и безбедственное плавание? Вот что мы сделаем: мы воззовем ко Господу со святым Петром: «Господи, спаси ны, погибаем».
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!